Особенности воспитания детей с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курс.раб.Федосеевой Т.С. правка.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и ося­зания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функциониру­ют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспита­ния детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собствен­ных принципов и особых задач, направленных на восстановление, кор­рекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: [21, с.156]

      учебно-воспитательную

      коррекционно-развивающую

      санитарно-гигиеническую

      лечебно-восстановительную

      социально-адаптационную

      профориентационную

Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирова­ние у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознание способов самореализации и овладение ими зависят, прежде всего, от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.

Школы для слепых и слабовидящих де­тей (специальные школы 3 и 4 видов) состоят из 3-х ступеней:

  I ступень — начальная школа;

  II ступень — основная школа или неполная средняя школа;

  III ступень — средняя школа [21, с.157].

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ре­бенка: детство, отрочество, юность.

Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребен­ка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и жела­ния учиться.

Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразова­тельной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь обще­ства.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его диф­ференциации.

Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы спе­циального образования построены с учетом особенностей развития не­зрячих и слабовидящих детей.

Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлении, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих) [21, с.158].

Таким образом, в зависимости от степени нарушения зрения детей можно разделить на слепых и слабовидящих. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными, иметь прогрессирующий и непрогрессирующий характер.  

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сфе­ры, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью, выражено отставание в физическом развитии. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые про­блемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощуще­ний (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактуру материала и др.),  и помогает определять форму, размеры фигуры, уста­навливать пропорциональные отношения.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.

Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических и плоскопечатных пособий.

 

 

 

 

§2.Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состоя­ния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и цен­ностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни [2, с.31].

По своим целям и задачам воспитание детей с нарушением зрения совпадает с общими принципами педагогики. Общие задачи воспитания сочетаются со специальными задачами, связанными с преодолением, коррекцией и компенсацией первичных и вторичных отклонений в развитии детей. Воспитание ребенка с нарушением зрения чаще всего выражается в чрезмерной опеке и создании щадящего режима, ограничивающего его в игровой, учебной и трудовой деятельности, что глубоко неверно. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В этой связи прежде всего следует воспитать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.

Повседневная деятельность сложна и многогранна, она сопря­жена с ориентировкой в пространстве, восприятием окружаю­щей действительности, самоконтролем и регуляцией поведения, требует от ребенка напряженного внимания, оперативного мышления, соответствующей памяти, быстроты и точности реакций и ряда других качеств. Иногда эти требования оказываются на грани психологических и физиологических возможностей слепого и слабовидящего ребенка. Несоответствие ряда психологических и физиологических свойств организма требованиям, предъявляемым к нему игровой, учебной и трудовой деятельностью, может привести к нервным срывам и прогрессированию заболевания. Все это необходимо учитывать при организации воспитательной работы [5, c.155]. Вместе с тем следует отметить, что при правильной организации воспитательной работы разви­тие детей нормализуется. Только целенаправленное педагогичес­кое воздействие на детей, вовлечение их в различные виды дея­тельности в тесной связи с требованиями жизни способны развивать познавательные возможности, обеспечить овладение знаниями, сформировать умения и навыки, поднять их до уров­ня понимания социальной значимости учебной и трудовой дея­тельности. Все это компенсирует и корригирует недостатки ин­валидного состояния слепых и слабовидящих.

В содержание воспитания детей с нарушением зрения вхо­дит духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. Охарактеризуем некоторые аспекты воспитатель­ной работы с ними.

Эстетическое воспитание

Проблема эстетического воспитания слепых и слабовидящих в учебной, игровой и трудовой деятельности является одной из актуальных. До настоящего времени главное внимание уделялось овладению содержанием занятий. Не менее важное значе­ние имеет творческое отношение к занятиям, характеризующее одну из главных черт личности слепых и слабовидящих. Различие между видами деятельности, их привлекательностью не должно исключать творческого отношения к любому виду дея­тельности. Любой вид учения, игры, труда объективно облада­ет творческим содержанием, хотя насыщенность их творчески­ми, эстетическими элементами различна.

В обучении и воспитании слепых и слабовидящих превали­рует познавательная и практическая сторона и мало представ­лена чувственно-эмоциональная, эстетическая. До последнего времени считалось, что слепым трудно передать с помощью ося­зания эстетическое содержание учебной, игровой и трудовой деятельности. Эстетическое восприятие слепыми и слабовидя­щими окружающей действительности и средств наглядности не изучено. Наши наблюдения и исследования показывают, что отношение ребенка к ритмической стройности формы, цвету, различным способам предоставления информации оказывает большое влияние на смысловую сторону деятельности [5, с.156]. Слепые и слабовидящие в связи с различными способами восприятия  окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности. Поскольку объективные свойства эстетического (форма, ритм, гармония, симметрия,   цветосочетание  и  др.)  существуют  в  объективной реальности, то они отображаются в человеческих восприятиях, представлениях, сознании людей в их повседневной жизни. В связи с особенностями познавательной деятельности слепых и слабовидящих встает вопрос о специфичности эстетического восприятия ими окружающей действительности.

Диалектически взаимодействуя, восприятие, образ, понятие, в силу своей отобразительной природы, содержат в себе элемен­ты информации (семантической, эстетической), из которых слагается знание и формируется обобщенный художественно-эстетический образ.

Нарушение познавательных процессов у слепых и слабовидящих приводит к проявлению специфики эстетического осво­ения окружающей действительности. Вне чувственного восприятия, эстетической окрашенности не существует учебной, игровой и трудовой деятельности. В каждом виде деятельности всегда диалектически взаимодействуют между собой чувственные и понятийно-сущностные начала. Какая-либо часть этого единства может превалировать в учебной, игровой и трудовой деятельности, однако во всех случаях, когда превалирует понятийное отображение действительности, художественно-эстетическое не иссякает и не исчезает полностью. При научном осмыслении художественной образности, эстетических чувств, пиления необходимо рассматривать их в единстве. В творческой деятельности образ неотделим от целевых установок и ценностных критериев.

Познавательно-образное мышление, художественно-эстетическое чувство материализуются в различных видах учения, игры и труда. Поэтому их можно рассматривать как познавательно-оценочную, созидающую, преобразующую деятельность, в результате которой отображается взаимодействие ребенка с окружающей действительностью [5, с. 157].

Одним из важнейших условий эстетического воспитания сле­пых и слабовидящих является развитие у них восприятия фор­мы и формообразующих элементов, имеющих познавательную и эстетическую ценность. Содержательными свойствами фор­мы являются симметрия, ритм, пластика, контраст, компози­ция. Понимание симметрии имеет важное значение для эсте­тического освоения действительности. Законы симметрии проявляются в природе, технике, искусстве. Понятие симмет­рии прошло через всю многовековую историю человеческого творчества. Знание законов симметрии имеет важную роль для учения, игры и трудовой деятельности. Наряду с симметрией широко используется и асимметрия, т. е. сочетание и располо­жение предметов, при которых ось или плоскость симметрии отсутствует.

Другим содержательным свойством формы является ритм. Чтобы понять содержательную функцию ритма, надо учиты­вать, что он проявляется на всех уровнях учения, игры и тру­да, в периодичности орнаментальных деталей и др.

Форма выделяется посредством контраста. Правильным со­отношением фона и формы достигается более яркое, рельефное выделение последней. Применение приемов контрастирования позволяет наиболее полно передать объемность предметов, вы­делить пространственные отношения, свойства, признаки, а также установить существенные связи между предметами, про­цессами и явлениями. Композиция - это способ построения формы, принцип связи однотипных и разнородных компонен­тов (частей), согласование их между собой и с целым.

Показателем уровня эстетического развития детей служат эстетические переживания и эмоции, испытываемые ими при восприятии эстетически значимых объектов. Известно, что эстетические эмоции модифицируются, переносятся, ассоции­руются и запоминаются. Эмоционально-эстетические реак­ции, положительные эмоции, установление оптимальных от­ношений с действительностью показывают уровень эмоцио­нального развития детей. В эмоциональном настрое проявляются степень и характер развития чувств, вкусов, взглядов, потребностей и идеалов.

Наряду с эмоционально-эстетическим воспитанием важную роль играет развитие эстетических потребностей. Они суще­ствуют в двух видах: собственно потребительском (восприятие, переживание, наслаждение) и созидательном (учение, труд, художественное и научное творчество и т. п.). Как в первом, так и во втором случае эстетические потребности созревают на основе формируемой эстетическим воспитанием способности к эмоциональной отзывчивости. Потребности первого вида ха­рактеризуются повышением эстетического отношения к окружающему миру, предрасположенностью к созерцанию эстети­ческих и художественных ценностей, общению с ними. Потребности второго вида носят созидательный, творческий, активный и целенаправленный характер.

Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения