Особенности воспитания детей с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курс.раб.Федосеевой Т.С. правка.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Цвет в изображениях выступает не только как информатив­ный фактор, но и как фактор направленного психического воздействия на ребенка. У детей с нарушением зрения цвет вызы­вает определенные эстетические переживания: радость, волнение, напряженность. Замечено, что дети дошкольного и раннего школьного возраста предпочитают теплую гамму цветов, что свидетельствует о наличии у слабовидящих детей ассоциативной связи с теплым. По-видимому, здесь проявляется естественное стремление ребенка к теплу, стимулирующему развитие [5, с. 169].

Трудовое обучение и воспитание

Труд является основной формой деятельности человека. В труде как познавательной и преобразующей деятельности осу­ществляется всестороннее развитие умственных и физических способностей человека, становление и развитие личности.

В процессе трудового обучения и воспитания у детей выраба­тывается активная жизненная позиция. Для слепых и слабо­видящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд за­нимает важное место в системе учебно-воспитательного процес­са в дошкольных учреждениях и школах для детей с наруше­нием зрения.

Трудовое воспитание дошкольников. В дошкольных учреж­дениях трудовое воспитание направлено на коррекцию недо­статков познавательной деятельности, развитие процессов ком­пенсации, эстетическое воспитание, формирование черт личности у детей с нарушением зрения.

Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, кото­рое может успешно осуществляться лишь в условиях целенап­равленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает особая необходимость в использовании раз­нообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение на­туральных объектов. В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину, фактуру и другие признаки предмета. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, техно­логией изготовления изделий (работа с природоведческим ма­териалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей проис­ходит обогащение представлений, развитие речи и мышления, формируется эмоционально-эстетическое отношение к реаль­ной действительности.

С помощью специальных упражнений осуществляется раз­витие восприятия, формирование приемов и способов ориенти­ровки в пространстве, корригирование двигательных наруше­ний, обусловленных слепотой и слабовидением. [5, с. 176]

Трудовое обучение школьников. В связи с совершенствова­нием производства, появлением новых видов труда и повыше­нием уровня требований к квалификации рабочих встают за­дачи по дальнейшему совершенствованию трудового обучения слепых и слабовидящих школьников. В результате целого ряда теоретических и экспериментальных исследований раз­работаны новые подходы к трудовому обучению слепых и сла­бовидящих. Они заключаются в обогащении содержания тру­дового обучения элементами общетехнических знаний и умений, осуществлении связи трудового обучения с общим и политехническим образованием, разработке содержания, ме­тодов и условий трудовой подготовки, позволяющих реализо­вать резервные возможности компенсаторного развития сле­пых и слабовидящих.

Трудовое обучение в специальной школе проходит три эта­па, отражающие специфические и возрастные особенности раз­вития слепых и слабовидящих детей.

Трудовое обучение и воспитание в 1-4 классах. В процессе трудового обучения учащихся начальных клас­сов разрешаются как общие, так и специальные задачи. К об­щим задачам относятся: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; формирование начальных навыков культуры тру­да, бережного отношения к материалам, оборудованию и окру­жающей среде; формирование элементарных приемов работы с различными материалами и выращивания растений; ознаком­ление с элементами техники и доступной для понимания детей спецификой профессий.

Кроме общих задач, в трудовом обучении слепых и слабови­дящих детей решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию отклонений в их развитии. Такими задачами являются: развитие осязания, слуха, мышечного чув­ства, остаточного зрения при выполнении различных трудовых процессов; конкретизация представлений о видах, объектах и орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления; формирование навыков пространственной ориентировки, вы­полнения двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения; воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.

Трудовое обучение имеет важное значение для формирова­ния личности ребенка и воспитания моральных качеств: доб­росовестного отношения к труду, дисциплинированности, от­ветственности за порученное дело.

Программа трудового обучения включает элементы техничес­кого, сельскохозяйственного, обслуживающего труда, творческо-конструкторской деятельности [5, с. 178].

В процессе обучения труду необходимо максимально ис­пользовать знания и умения, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, математики, русского (родного) языка, природоведения.

Программа предусматривает знакомство учащихся с раз­личными профессиями, доступными для слепых и слабовидя­щих [5, с. 179].

Выполнение практических работ должно составлять при­мерно 80-90% учебного времени. Технические сведения со­общаются детям на специальных занятиях и в процессе вы­полнения ими практических работ. Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуаль­но. Особое внимание обращается на соблюдение условий бе­зопасной работы, охрану и гигиену осязания и остаточного зрения [5, с. 180].

Трудовое обучение и воспитание в 5-9 (10) классах. В процессе трудового обучения слепых и слабовидящих де­тей продолжают решаться как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: выработ­ка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие лич­ности; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уваже­ния к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливо­го и бережного отношения к родной природе; т.е. это те задачи, которые решаются и в процессе обучения и воспитания здоровых детей, а также ознакомление с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к созна­тельному выбору одной из них.

Кроме общих задач в трудовом обучении слепых и слабови­дящих детей, решаются и специальные задачи, обеспечиваю­щие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, конкретизацию представлений, формирование приемов и спо­собов двигательно-пространственной ориентации [5, с. 180].

В школьных учебных мастерских они знакомятся с деревом, картоном, бумагой, пластмассами, метал­лами, сплавами и их свойствами, а также с различными элек­тротехническими материалами; изучают монтажные и конт­рольно-измерительные инструменты, строение и принципы действия различных станков и приспособлений; приобретают навыки ручной и машинной обработки материалов. Если в шко­ле нет учебных мастерских, учащихся направляют для обуче­ния на шефствующие над школой предприятия или, если име­ется возможность, обучают их в специальных группах в межшкольных учебных мастерских массовых школ.

Программой обучения предусматривается проведение экс­курсий на предприятия, заводы, фабрики. Этот этап трудового обучения сочетается с производительным трудом, связанным с участием учащихся в изготовлении различных изделий, пре­дусмотренных производственным планом учебно-производ­ственных предприятий общества слепых, а также промышлен­ных предприятий.

В процессе выполнения сельскохозяйственных работ учащи­еся получают знания и умения по выращиванию типичных для данной местности овощных, плодово-ягодных, цветочно-деко­ративных растений.

Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулина­рии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не толь­ко учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей професси­ональной подготовкой учащихся [5, с. 181].

Трудовое обучение и воспитание в 9 (10) - 11 (12) классах. На этом этапе трудового обучения осуществляется широко­профильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную. Виды и объекты технического труда, представленные в про­граммах обучения, определены исходя из целей и задач трудо­вого обучения, резервных возможностей учащихся, основных тенденций развития производства. Современное производство, в том числе и на предприятиях общества слепых, условно можно разделить на несколько групп: [5, с. 182]

1. Ручное производство. В этом виде производства широкое распространение получило выполнение механосбороч­ных, электро- и радиомонтажных работ, включающих сборку, монтаж, наладку, настройку, подготовку деталей, а также ис­пытание и устранение повреждений.

2. Частично- и комплексно-механизирован­ное производство. При частичной механизации произ­водства в качестве основных орудий труда используются меха­низмы, реализующие энергию электрического тока, сжатого воздуха и др. К ним относятся электрические и пневматичес­кие отвертки, гайковерты, дрели, электрические контактно-сварочные устройства и др. Процесс труда связан с опознава­нием деталей, самоконтролем и регуляцией движений, ориен­тировкой в микро- и макропространстве.

3. Частично- и комплексно-автоматизиро­ванное производство. При частичной автоматизации производственных процессов основными средствами труда яв­ляются механические автоматы и полуавтоматические элект­ронные устройства. Обеспечение целостного технологического процесса осуществляется главным образом человеком. Этот вид труда требует от человека теоретических и практических знаний основных законов механики, электротех­ники, технологического процесса, овладения приемами и способами чтения и выполнения графических изображений [5, с. 183].

Специальные коррекционные занятия

В совершенствовании процесса обучения, воспитания, профес­сиональной ориентации, подготовки к труду и самостоятельной жизни слепых и слабовидящих детей важную роль играют спе­циальные занятия, направленные на коррекцию отклонений в их развитии.

Проведение коррекционных занятий по лечебной физкульту­ре, ритмике, исправлению недостатков речевого развития, соци­ально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве осуществляется с учетом особенно­стей развития слепых и слабовидящих детей. Коррекционные за­нятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения про­граммного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятель­ности, двигательной сферы и качеств личности. Коррекционные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и програм­мами в форме индивидуальных и малогрупповых занятий [5, с. 187].

И. С. Мишустина, тифлопедагог ДОУ №40 г. Новосибирска в статье «Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения» предлагает коррекционные упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:
упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковом бассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.
Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

Разноцветные прищепки на сетке

Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.
Материалы: сетка (малая волейбольная), располагается вертикально, разноцветные прищепки.

Описание работы:

Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:
прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища; прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры). Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже. В разных  исходных положениях: на коленях, на четвереньках.

Пальчиковый бассейн

Цель.  Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.
Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта. Сделаны отверстия для рук.

Описание работы:

Задания. Пальчиковая гимнастика.

- Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно).
        - Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их).

- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

- Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)

- Потешка. «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

Диагностические пробы.       

Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения