Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа
Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.
Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44
Цвет в изображениях выступает не только как информативный фактор, но и как фактор направленного психического воздействия на ребенка. У детей с нарушением зрения цвет вызывает определенные эстетические переживания: радость, волнение, напряженность. Замечено, что дети дошкольного и раннего школьного возраста предпочитают теплую гамму цветов, что свидетельствует о наличии у слабовидящих детей ассоциативной связи с теплым. По-видимому, здесь проявляется естественное стремление ребенка к теплу, стимулирующему развитие [5, с. 169].
Трудовое обучение и воспитание
Труд является основной формой деятельности человека. В труде как познавательной и преобразующей деятельности осуществляется всестороннее развитие умственных и физических способностей человека, становление и развитие личности.
В процессе трудового обучения и воспитания у детей вырабатывается активная жизненная позиция. Для слепых и слабовидящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения.
Трудовое воспитание дошкольников. В дошкольных учреждениях трудовое воспитание направлено на коррекцию недостатков познавательной деятельности, развитие процессов компенсации, эстетическое воспитание, формирование черт личности у детей с нарушением зрения.
Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, которое может успешно осуществляться лишь в условиях целенаправленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает особая необходимость в использовании разнообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение натуральных объектов. В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину, фактуру и другие признаки предмета. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, технологией изготовления изделий (работа с природоведческим материалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей происходит обогащение представлений, развитие речи и мышления, формируется эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности.
С помощью специальных упражнений осуществляется развитие восприятия, формирование приемов и способов ориентировки в пространстве, корригирование двигательных нарушений, обусловленных слепотой и слабовидением. [5, с. 176]
Трудовое обучение школьников. В связи с совершенствованием производства, появлением новых видов труда и повышением уровня требований к квалификации рабочих встают задачи по дальнейшему совершенствованию трудового обучения слепых и слабовидящих школьников. В результате целого ряда теоретических и экспериментальных исследований разработаны новые подходы к трудовому обучению слепых и слабовидящих. Они заключаются в обогащении содержания трудового обучения элементами общетехнических знаний и умений, осуществлении связи трудового обучения с общим и политехническим образованием, разработке содержания, методов и условий трудовой подготовки, позволяющих реализовать резервные возможности компенсаторного развития слепых и слабовидящих.
Трудовое обучение в специальной школе проходит три этапа, отражающие специфические и возрастные особенности развития слепых и слабовидящих детей.
Трудовое обучение и воспитание в 1-4 классах. В процессе трудового обучения учащихся начальных классов разрешаются как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; формирование начальных навыков культуры труда, бережного отношения к материалам, оборудованию и окружающей среде; формирование элементарных приемов работы с различными материалами и выращивания растений; ознакомление с элементами техники и доступной для понимания детей спецификой профессий.
Кроме общих задач, в трудовом обучении слепых и слабовидящих детей решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию отклонений в их развитии. Такими задачами являются: развитие осязания, слуха, мышечного чувства, остаточного зрения при выполнении различных трудовых процессов; конкретизация представлений о видах, объектах и орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления; формирование навыков пространственной ориентировки, выполнения двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения; воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.
Трудовое обучение имеет важное значение для формирования личности ребенка и воспитания моральных качеств: добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.
Программа трудового обучения включает элементы технического, сельскохозяйственного, обслуживающего труда, творческо-конструкторской деятельности [5, с. 178].
В процессе обучения труду необходимо максимально использовать знания и умения, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, математики, русского (родного) языка, природоведения.
Программа предусматривает знакомство учащихся с различными профессиями, доступными для слепых и слабовидящих [5, с. 179].
Выполнение практических работ должно составлять примерно 80-90% учебного времени. Технические сведения сообщаются детям на специальных занятиях и в процессе выполнения ими практических работ. Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуально. Особое внимание обращается на соблюдение условий безопасной работы, охрану и гигиену осязания и остаточного зрения [5, с. 180].
Трудовое обучение и воспитание в 5-9 (10) классах. В процессе трудового обучения слепых и слабовидящих детей продолжают решаться как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: выработка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к родной природе; т.е. это те задачи, которые решаются и в процессе обучения и воспитания здоровых детей, а также ознакомление с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к сознательному выбору одной из них.
Кроме общих задач в трудовом обучении слепых и слабовидящих детей, решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, конкретизацию представлений, формирование приемов и способов двигательно-пространственной ориентации [5, с. 180].
В школьных учебных мастерских они знакомятся с деревом, картоном, бумагой, пластмассами, металлами, сплавами и их свойствами, а также с различными электротехническими материалами; изучают монтажные и контрольно-измерительные инструменты, строение и принципы действия различных станков и приспособлений; приобретают навыки ручной и машинной обработки материалов. Если в школе нет учебных мастерских, учащихся направляют для обучения на шефствующие над школой предприятия или, если имеется возможность, обучают их в специальных группах в межшкольных учебных мастерских массовых школ.
Программой обучения предусматривается проведение экскурсий на предприятия, заводы, фабрики. Этот этап трудового обучения сочетается с производительным трудом, связанным с участием учащихся в изготовлении различных изделий, предусмотренных производственным планом учебно-производственных предприятий общества слепых, а также промышленных предприятий.
В процессе выполнения сельскохозяйственных работ учащиеся получают знания и умения по выращиванию типичных для данной местности овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных растений.
Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не только учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессиональной подготовкой учащихся [5, с. 181].
Трудовое обучение и воспитание в 9 (10) - 11 (12) классах. На этом этапе трудового обучения осуществляется широкопрофильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную. Виды и объекты технического труда, представленные в программах обучения, определены исходя из целей и задач трудового обучения, резервных возможностей учащихся, основных тенденций развития производства. Современное производство, в том числе и на предприятиях общества слепых, условно можно разделить на несколько групп: [5, с. 182]
1. Ручное производство. В этом виде производства широкое распространение получило выполнение механосборочных, электро- и радиомонтажных работ, включающих сборку, монтаж, наладку, настройку, подготовку деталей, а также испытание и устранение повреждений.
2. Частично- и комплексно-механизированное производство. При частичной механизации производства в качестве основных орудий труда используются механизмы, реализующие энергию электрического тока, сжатого воздуха и др. К ним относятся электрические и пневматические отвертки, гайковерты, дрели, электрические контактно-сварочные устройства и др. Процесс труда связан с опознаванием деталей, самоконтролем и регуляцией движений, ориентировкой в микро- и макропространстве.
3. Частично- и комплексно-автоматизированное производство. При частичной автоматизации производственных процессов основными средствами труда являются механические автоматы и полуавтоматические электронные устройства. Обеспечение целостного технологического процесса осуществляется главным образом человеком. Этот вид труда требует от человека теоретических и практических знаний основных законов механики, электротехники, технологического процесса, овладения приемами и способами чтения и выполнения графических изображений [5, с. 183].
Специальные коррекционные занятия
В совершенствовании процесса обучения, воспитания, профессиональной ориентации, подготовки к труду и самостоятельной жизни слепых и слабовидящих детей важную роль играют специальные занятия, направленные на коррекцию отклонений в их развитии.
Проведение коррекционных занятий по лечебной физкультуре, ритмике, исправлению недостатков речевого развития, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве осуществляется с учетом особенностей развития слепых и слабовидящих детей. Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Коррекционные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и программами в форме индивидуальных и малогрупповых занятий [5, с. 187].
И. С. Мишустина, тифлопедагог ДОУ №40 г. Новосибирска в статье «Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения» предлагает коррекционные упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:
упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковом бассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.
Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
Разноцветные прищепки на сетке
Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.
Материалы: сетка (малая волейбольная), располагается вертикально, разноцветные прищепки.
Описание работы:
Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:
прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища; прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры). Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже. В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.
Пальчиковый бассейн
Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.
Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта. Сделаны отверстия для рук.
Описание работы:
Задания. Пальчиковая гимнастика.
- Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно).
- Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
- Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)
- Потешка. «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.
Диагностические пробы.
Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения