Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:12, дипломная работа
Актуальность исследования. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия или работы памяти. Поэтому восприятие называют «сквозным» психическим процессом. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Введение 3
1. особенности внимания детей с задержкой психического развития (обзор литературы) 7
1.1. Внимание как психический процесс, его структура, виды и свойства 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 15
1.3. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития 25
1.4. Роль игры в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития .27
2. Программа эксприментального исследоваия 36
2.1. Цель, задачи, организация исследования 36
2.2. Психодиагностические методики 39
3. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента 44
3.1. Особенности произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (констатирующий эксперимент) 44
3.2. Психологическая коррекция и развитие произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (формирующий эксперимент) 46
3.3. Эффективность коррекционно-развивающей программы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список использованных источников 55
4) Дидактическую игру, как средство формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, безусловно, необходимо использовать в коррекционно-педагогической работе со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития.
Составляя коррекционно-развивающую программу, необходимо опираться на следующие методические принципы:
– системности коррекционных и развивающих задач;
– единство диагностики и коррекции;
– деятельностный принцип коррекции;
– учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
– комплексности методов психологического воздействия;
– активного привлечения родителей;
– опоры на разные уровни организации психических процессов;
– постепенного возрастания сложности и трудоемкости заданий;
– учета эмоциональной привлекательности материала для ребенка.
Цель: развивать зрительное внимание и запоминание. Учить детей запоминать местонахождение спрятанных предметов и находить их после отсрочки.
Оборудование: шкафчики с выдвижными ящичками, мелкие игрушки, таблички.
Ход игры:
Педагог ставит на стол один из шкафчиков (из трех-четырех ящичков), рассматривает его вместе с детьми. Затем (при первом предъявлении игры), не убирая шкафчик из поля зрения детей, прячет мелкую игрушку или фишку в один из ящиков. После выполнения этих действий детям предлагается найти игрушку, показать нужный ящичек (используются таблички «Будем играть», «Где?», «Покажите», «Там»; предъявление табличек сопровождаются естественными жестами). В следующий Раз, спрятав игрушку, педагог закрывает шкафчик ширмой и несколько раз отстукивает ладонью по столу или вместе с детьми отхлопывает. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо из детей показать ящик, в котором спрятана игрушка.
Усложнение идет по пути увеличения количества ящиков (до десяти) и увеличения времени отсрочки. Можно запомнить месторасположение сразу двух предметов, а после предъявления образца вспомнить, где лежит парная игрушка. В этом случае вводятся дополнительные таблички: «Т кой», «Не такой», «Где такой?»
Цель: научить детей узнавать предметы по одному из его изображений, запоминать предмет.
Оборудование: наборы парных изображений предмет (на картинках один и тот же предмет изображен в разных ракурсах – с лицевой и с обратной стороны, размер карточки с животными 15x18 см) (см. прил. 8).
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (контурные, черно-белые), назвать изображенные предметы и подобрать таблички, если эти слова есть в словаре ребенка. Затем педагог предлагает картинку из второго набора, в котором предметы изображены с обратной стороны. Если возникают трудности в узнавании, то педагог предъявляет детям сам предмет для рассматривания, ощупывания, после чего игр возобновляется. Если же затруднений не возникает, то игра продолжается. Возможно усложнение игры за счет увеличения отсрочки (по типу «лото с отсрочкой»), введения картинок с более сложным для узнавания ракурсом.
Цель: учить детей узнавать предметы по контурному изображению, запоминать изображения.
Оборудование: наборы парных картинок (предметное и контурное изображение).
Речевой материал: названия предметов, такой, не такой, что (кто) это?
Ход игры:
Игра проводится аналогично «Лото с отсрочкой». При затруднениях при подборе парного изображения предложить детям использовать метод наложения (для этого необходимы изображения предметов, вырезанные по контуру).
Цель: учить детей узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов.
Оборудование: лото или парные картинки.
Речевой материл: у кого такая же? Что это? Это... (названия предметов), запомни, смотрите внимательно, у тебя больше, ты победил.
Ход игры:
1 вариант. Педагог предлагает детям поиграть. Перед детьми выкладывается небольшое количество картинок (от четырех до десяти), ребенок рассматривает свои картинки, называет их, педагог предлагает запомнить этот ряд («Посмотри внимательно и запомни «). Затем картинки предлагается перевернуть изображением вниз. После этого педагог берет картинку, парную картинке у кого-то из детей, и спрашивает: «У кого такая?» Ребенок должен вспомнить, есть ли у него такая картинка и на каком именно месте в ряду она лежит, показать, сказав: «У меня».
Усложнение: выкладываются все имеющиеся парные картинки изображением вниз. Педагог первым переворачивает сначала одну, затем другую картинку. Если картинки оказываются парными, он их убирает в сторону, объясняя: «Одинаковые «. Если картинки не совпали, педагог кладет их обратно, переворачивая обратно изображением вниз и говорит: «Запомните, тут «кошка», а там «дерево». Затем ребенок таким же образом вступает в игру, пытаясь при необходимости вспомнить, где уже переворачивалась картинка, необходимая ему для пары. Игра продолжается до тех пор, пока все парные картинки не разойдутся по игрокам. Выигрывает тот, у кого больше пар.
2 вариант: задание дается подобное, но только с табличками. Они могут быть по одной теме, а могут быть из разных тем.
Цель: учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание.
Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам, изучаемым в данной возрастной группе, ширма (или экран), салфетка, таблички.
Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек, что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?
Ход игры:
1) Педагог предлагает детям рассмотреть последовательное из трех-четырех предметов, назвать их, затем ряд на некоторое время (-10-15 сек.) закрывается ширмой, педагог за ней убирает один предмет из ряда. После этого ширма открывается и детям предлагается назвать т предмет, которого не стало («Чего нет? Чего не стало?»). Ребенок устно отвечает. На первых порах можно для ответа использовать такой же ряд предметов, чтобы ребенок мог показать, чего не хватает, чего не стало казать ту игрушку, которую теперь не видит.
2) Детям предлагается ряд картинок, которые таким же разом, как и предметы, выкладываются в ряд, Затем количество изменяется в связи с удалением одной картинки за ширмой. Картинки могут быть представлены на фланелеграфе.
3) Детям предлагается запомнить ряд предметов, затем он закрывается на некоторое время ширмой и за ней предметы меняют местами, после этого ширма убирается, детям предлагается сказать: «Что изменилось?», «Что не так?»
То же самое возможно с картинками.
Такие же задания можно проводить с использованием табличек с названиями различных предметов.
Усложнения:
– увеличивается ряд предметов, картинок до 10-12;
– сначала даются для игры предметы, игрушки, а затем можно использовать и картинки с изображением предметов, игрушек;
– убирать можно сначала один предмет или игрушку, затем и больше до пяти-шести. То же самое и с картинками.
– менять местами так же можно сначала 2 предмета, затем больше до четырех-пяти.
Цель: развивать зрительное внимание, учить находить недостающие детали, уточнять представления о предметах, о его частях.
Оборудование: сборно-разборные игрушки (игрушки у которых можно снимать отдельные части), картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.
Речевой материал: посмотри внимательно, чего нет? Все верно? Чего не хватает? Названия предметов и их частей.
Ход игры:
Чаще всего дети замечают неполадки в объемных игрушках, указывая на эту часть и говоря или показывая жестом, что тут сломалось. Поэтому 1-й вариант игры может быть следующим: педагог ставит перед детьми игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части и просит детей сказать, целая игрушка или нет: «Чего нет? Все верно?», «Чего не хватает?» Дети указывают место, где отсутствует Деталь. Педагог предлагает из коробки, в которой находятся различные части игрушек, в том числе и данной, выбрать недостающую деталь и прикрепить ее на место.
2-й вариант предполагает поиск недостающих деталей на картинках.
Усложнения:
– поиск недостающих частей на силуэтных изображениях, на предметных и сюжетных картинках;
– поиск недостающих деталей в аппликации на фланелеграфе;
– увеличение количества отсутствующих деталей у предметов.
Цель: развивать внимание и память детей, развивать способность удерживать в памяти определенную цель – искать конкретную игрушку.
Оборудование: три-четыре (пять-семь) новых, незнакомых детям игрушек.
Речевой материал: найди, названия игрушек, большой, маленький, названия основных цветов, ищите, спрячь
Ход игры:
Педагог привлекает внимание детей к новым игрушкам: «У нас гости. Посмотрите, какие игрушки. Что это? А это? После рассматривания игрушек педагог предлагает: «Будем играть с ними. Игрушки будут прятаться, я вы будете искать». Педагог предлагает детям выбрать понравившуюся им игрушку и говорит: «Ты будешь искать мишку и т. п. Что (кого) ты будешь искать?» После этого дети отворачиваются к стене, закрывают глаза или выходят за дверь педагог прячет новые игрушки среди старых, знакомых и затем предлагает детям: «Ищите. Где твоя игрушка?»
Каждый из детей должен найти выбранную им ранее игрушку. Первому нашедшему – приз: наклейка или значок. В конце игры те, у кого больше всех значков, выходят вперед, остальные им аплодируют.
Усложнения:
– сначала педагог может показать, как надо искать, затем дети самостоятельно выполняют;
– можно выбрать водящих – они будут искать игрушки остальные дети, знающие, куда педагог спрятал игрушки, не должны подсказывать;
– одни дети прячут игрушки, другие потом ищут их. Педагог помогает найти место, куда лучше спрятать;
– увеличивается число участников игры, следователь увеличивается и количество игрушек.