Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия или работы памяти. Поэтому восприятие называют «сквозным» психическим процессом. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Содержание

Введение 3
1. особенности внимания детей с задержкой психического развития (обзор литературы) 7
1.1. Внимание как психический процесс, его структура, виды и свойства 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 15
1.3. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития 25
1.4. Роль игры в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития .27
2. Программа эксприментального исследоваия 36
2.1. Цель, задачи, организация исследования 36
2.2. Психодиагностические методики 39
3. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента 44
3.1. Особенности произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (констатирующий эксперимент) 44
3.2. Психологическая коррекция и развитие произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (формирующий эксперимент) 46
3.3. Эффективность коррекционно-развивающей программы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список использованных источников 55

Работа содержит 1 файл

+диплом_12-Ку-дошк_Яковлева М. Ф. Дидактическая игра как метод развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

Все это представляет вполне определенные требования к методам психологической диагностики задержкой психического развития. Прежде всего они должны обеспечить достаточно полный охват различных                 компонентов психической деятельности ребенка, ее структурных,                 динамических и содержательных характеристик. Недопустимо ограничиваться применением разрозненных, случайно подобранных диагностических проб и опираться при оценке результатов лишь на констатацию              успешности либо не успешности их выполнения. Анализ экспериментальных данных должен осуществляться в контексте целостной деятельности,           в традициях качественного подхода к диагностике, позволяющего определить вероятные причины затруднений, которые возникают у ребенка                  в процессе выполнения заданий, оценить актуальный уровень сформированности определенных интеллектуальных качеств, а также ближайших потенций их дальнейшего формирования. Последняя характеристика                 в данном виде диагностики играет особую роль, так как отражает уровень обучаемости ребенка, который при задержке психического развития              существенно выше, чем при олигофрении в степени дебильности,                       и поэтому правомерно рассматривать как наиболее значимый дифференциально-диагностический критерий [5, 15]

Существенное  значение имеет оценка степени выраженности тех или иных нарушений психической  деятельности ребенка. Поэтому как  частные его достижения при выполнении отдельных экспериментальных заданий, так и общие характеристики его деятельности должны по возможности носить формализованный характер и иметь количественное выражение.              В данном случае сочетание ,часто противопоставляемых качественного             и количественного подходов к диагностике, видится наиболее продуктивным, так как позволяет, с одной стороны, дать содержательную психологическую трактовку выявляемых особенностей психического развития              ребенка и, с другой стороны, сопоставить их по степени выраженности, как с возрастной нормой, так и с легкой степенью дебильностью.

Причины возникновения задержки психического развития многообразны. Это могут быть слабовыраженные органические поражения              головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребенка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность                 центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа     развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные             органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная                незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях                     в образовании сложных условных связей [19-21, 26, 35-37]

Любая задержка психического развития имеет функциональный              характер, что свидетельствует об обратимости заболевания, то есть                     о возможности восстановления временно нарушенной психической функции.

Задержка  психического развития характеризуется  незрелостью               эмоционально-волевой сферы, дезадаптивными формами поведения,                  а также неравномерным формированием процессов познавательной               деятельности. В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением                переработки информации.

У детей  данной категории отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных процессов, таких как анализ,                обобщение, абстракция, перенос (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени).

Восприятие у детей с задержкой  психического развития поверхностное. Таким детям для приема и переработки сенсорной информации               требуется более длительное количество времени (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками). У детей этой группы восприятие             характеризуется: недостаточностью, фрагментарностью знаний                        об окружающем мире; затруднениями при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, схематичных и контурных изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно                     как одинаковые. Они не всегда узнают и часто смешивают сходные                  по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. По мнению ряда исследователей, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей                 в обучении.

У детей этой группы, в связи  с неполноценностью зрительного                 и     слухового восприятия, недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Страдает ориентировка в направлениях пространства, часто возникают трудности при пространственном анализе                      и синтезе ситуации. [1-3, 9, 11, 16, 25, 34]

Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти, они проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения и плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания,            такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.

Внимание характеризуется неустойчивостью, рассеянностью,                 затруднениями в его переключении и распределении. Детям с задержкой психического развития трудно собрать, сконцентрировать свое внимание.

У детей с ЗПР отмечается неравномерность  и замедленность развития устойчивости внимания. [6, 18]

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей наиболее высокая работоспособность и максимальное напряжение внимания обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее             сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются неравномерная работоспособность и периодические колебания внимания на протяжении всего выполнения задания.

Выраженное отставание наблюдается  и в мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического           мышления. Т. В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей             с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза. [5, 14]

Дети с задержкой психического развития в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Такие дети отличаются, как правило,              эмоциональной неустойчивостью. У них снижена потребность в общении. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым,              от которых они зависят. Они почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развернутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Также у детей с задержкой  психической развития наблюдаются трудности в формировании игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе [18-22, 35]

Таким образом, можно сказать, что  структура задержки психического развития в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями                  в формировании ведущей деятельности возраста – игровой деятельности, недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности и неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.

1.3. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития

Задержка психического развития – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.

При задержке психического развития наблюдается недостаток             внимания. Дети рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе, например стук в дверь. [5, 18, 33]

У детей с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Перечисленные нарушения внимания являются наиболее характерными для детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения.

Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

– низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;

– чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит               к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;

– «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

– частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);

– инертность внимания, выражающаяся в снижении способности           переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

Приведенные особенности нарушения внимания у детей с задержкой психического развития: препятствуют реализации мыслительной деятельности; не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности; затрудняют реализацию процессов восприятия             и памяти.

В воспитательной и учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо учитывать некоторые особенности произвольного внимания. Во-первых, у детей данной категории наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности (так называемая смена «рабочих» и «нерабочих» настроений), что связано с их нервно-психическим состоянием. Во-вторых, на успешность выполнения учебных заданий отрицательно влияют не только характеристики произвольного внимания, но и такие обстоятельства, как сложность задания, значительный объем работы [14, 39]

У детей с задержкой психического развития с синдромом гиперактивности отмечается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это сильно затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма –            утрата интереса к данному виду деятельности [9-11, 20, 31]

Установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.

Психологическая коррекция нарушения внимания требует длительного времени и условий, при которых дети могут работать не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Для достижения этих целей, важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учебно-воспитательном процессе. Для преодоления нарушений произвольного внимания, одновременно будут востребованными различные коррекционные приемы, в частности, это может быть предъявление интересных,            личностно значимых заданий.

Информация о работе Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития