Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:12, дипломная работа
Актуальность исследования. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия или работы памяти. Поэтому восприятие называют «сквозным» психическим процессом. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Введение 3
1. особенности внимания детей с задержкой психического развития (обзор литературы) 7
1.1. Внимание как психический процесс, его структура, виды и свойства 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 15
1.3. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития 25
1.4. Роль игры в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития .27
2. Программа эксприментального исследоваия 36
2.1. Цель, задачи, организация исследования 36
2.2. Психодиагностические методики 39
3. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента 44
3.1. Особенности произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (констатирующий эксперимент) 44
3.2. Психологическая коррекция и развитие произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (формирующий эксперимент) 46
3.3. Эффективность коррекционно-развивающей программы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список использованных источников 55
Все это
представляет вполне определенные требования
к методам психологической диагностики
задержкой психического развития. Прежде
всего они должны обеспечить достаточно
полный охват различных
компонентов психической деятельности
ребенка, ее структурных,
динамических и содержательных характеристик.
Недопустимо ограничиваться применением
разрозненных, случайно подобранных диагностических
проб и опираться при оценке результатов
лишь на констатацию
успешности либо не успешности их выполнения.
Анализ экспериментальных данных должен
осуществляться в контексте целостной
деятельности,
в традициях качественного подхода к диагностике,
позволяющего определить вероятные причины
затруднений, которые возникают у ребенка
в процессе выполнения заданий, оценить
актуальный уровень сформированности
определенных интеллектуальных качеств,
а также ближайших потенций их дальнейшего
формирования. Последняя характеристика
в данном виде диагностики играет особую
роль, так как отражает уровень обучаемости
ребенка, который при задержке психического
развития
существенно выше, чем при олигофрении
в степени дебильности,
и поэтому правомерно рассматривать как
наиболее значимый дифференциально-
Существенное значение имеет оценка степени выраженности тех или иных нарушений психической деятельности ребенка. Поэтому как частные его достижения при выполнении отдельных экспериментальных заданий, так и общие характеристики его деятельности должны по возможности носить формализованный характер и иметь количественное выражение. В данном случае сочетание ,часто противопоставляемых качественного и количественного подходов к диагностике, видится наиболее продуктивным, так как позволяет, с одной стороны, дать содержательную психологическую трактовку выявляемых особенностей психического развития ребенка и, с другой стороны, сопоставить их по степени выраженности, как с возрастной нормой, так и с легкой степенью дебильностью.
Причины возникновения задержки психического развития многообразны. Это могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребенка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей [19-21, 26, 35-37]
Любая задержка психического развития имеет функциональный характер, что свидетельствует об обратимости заболевания, то есть о возможности восстановления временно нарушенной психической функции.
Задержка психического развития характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы, дезадаптивными формами поведения, а также неравномерным формированием процессов познавательной деятельности. В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации.
У детей данной категории отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных процессов, таких как анализ, обобщение, абстракция, перенос (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени).
Восприятие у детей с
У детей этой группы, в связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия, недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Страдает ориентировка в направлениях пространства, часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. [1-3, 9, 11, 16, 25, 34]
Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти, они проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения и плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.
Внимание характеризуется
У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания. [6, 18]
Неустойчивость внимания и снижение
работоспособности у детей
Выраженное отставание наблюдается
и в мыслительной деятельности
детей с задержкой психического развития.
Они испытывают трудности в формировании
образных представлений, у них не формируется
соответствующий возрастным возможностям
уровень словесно-логического
мышления. Т. В. Егорова, изучая особенности
наглядно-образного мышления детей с ЗПР,
обнаружила недостатки сформированной
зрительно-аналитико-
Дети с задержкой психического развития в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.
Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Такие дети отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. У них снижена потребность в общении. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Они почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развернутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Также у детей с задержкой психической развития наблюдаются трудности в формировании игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе [18-22, 35]
Таким образом, можно сказать, что структура задержки психического развития в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста – игровой деятельности, недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности и неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Задержка психического развития – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.
При задержке психического развития наблюдается недостаток внимания. Дети рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе, например стук в дверь. [5, 18, 33]
У детей с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Перечисленные нарушения внимания являются наиболее характерными для детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения.
Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
– низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;
– чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;
– «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;
– частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);
– инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
Приведенные особенности нарушения внимания у детей с задержкой психического развития: препятствуют реализации мыслительной деятельности; не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности; затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.
В воспитательной и учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо учитывать некоторые особенности произвольного внимания. Во-первых, у детей данной категории наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности (так называемая смена «рабочих» и «нерабочих» настроений), что связано с их нервно-психическим состоянием. Во-вторых, на успешность выполнения учебных заданий отрицательно влияют не только характеристики произвольного внимания, но и такие обстоятельства, как сложность задания, значительный объем работы [14, 39]
У детей с задержкой психического развития с синдромом гиперактивности отмечается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это сильно затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма – утрата интереса к данному виду деятельности [9-11, 20, 31]
Установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.
Психологическая коррекция нарушения внимания требует длительного времени и условий, при которых дети могут работать не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Для достижения этих целей, важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учебно-воспитательном процессе. Для преодоления нарушений произвольного внимания, одновременно будут востребованными различные коррекционные приемы, в частности, это может быть предъявление интересных, личностно значимых заданий.