Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:42, курсовая работа
Данная работа нацелена на изучение особенностей формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте и разработку программ работы по ее развитию для успешного освоения младшими школьниками учебных программ.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения особенностей развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте и недостаточной теоретической и методической проработанностью данного вопроса в современной науке.
Исходя из этого нами сформулирована проблема: каковы механизмы и условия развития учебной мотивации младших школьников.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития учебной мотивации... 6
1.1. Проблема учебной мотивации в психолого – педагогической литературе………………………………………………………………
6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………….....
14
1.3. Особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте………………………………………………………................
22
Выводы по I главе…………………………………………………………….. 30
Глава 2. Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………..
31
2.1. Описание объекта и методик исследования…………………… 31
2.2. Анализ результатов исследования учебной мотивации младших школьников………………………………………………………………
35
2.3. Рекомендации по развитию учебной мотивации младших школьников……………………………………………………………….
39
Выводы по II главе…………………………………………………………… 42
Заключение…………………………………………………………………… 43
Литература…………………………………………………………………… 45
Приложения………………………………………………………………….. 48
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, методы и методики исследования, результаты исследования учебной мотивации младших школьников, а так же рекомендации по развитию учебной мотивации младших школьников могут быть использованы для практического применения в работе педагогов- психологов, социальных педагогов, педагогического коллектива начальной школы, на специальных семинарах, курсах повышения квалификации и методических объединениях психологов и учителей в образовательных учреждениях, курсах по выбору, педагогических ВУЗах. Она была подтверждена.
Перспективы нашей работы состоят в том, что на основе разработанных нами рекомендаций возможно создание комплексных программ работы педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте и дальнейшее исследование в области формирования мотивации учения младших школьников.
Литература
Приложение 1
Н.Г.Лусканова " Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе? -не очень –нравится -не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься,
ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома? -не знаю -остался бы дома -пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? -не нравится -бывают по-разному -нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? -хотел бы -не хотел бы -не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? -не знаю -не хотел бы -хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? -часто –редко -не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? -точно не знаю -хотел бы -не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей? -мало -много -нет друзей
10. Тебе нравятся твои
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса |
Оценка за 1 ответ |
Оценка за 2 ответ |
Оценка за 3 ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
1 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
25-30 баллов (максимально
высокий уровень) - высокий уровень
школьной мотивации, учебной
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Приложение 1
Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе М.Р. Гинзбурга
При составлении диагностической
анкеты для учащихся 1-х классов
были сохранены основные подходы
из методики М.Р. Гинзбурга, представленной
в его книге "Изучение учебной
мотивации". Формулировка вариантов
окончания каждого
Учащимся сообщается инструкция. "Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового. Спасибо!"
Обработка результатов
Каждый вариант ответа обладает
определенным количеством баллов в
зависимости от того, какой именно
мотив проявляется в
Варианты ответов |
Кол-во баллов 1 ответ |
Кол-во баллов 2 ответ |
Кол-во баллов 3 ответ |
Кол-во баллов 4 ответ |
А) |
0 |
1 |
2 |
5 |
Б) |
5 |
2 |
5 |
2 |
В) |
3 |
3 |
0 |
3 |
Г) |
2 |
0 |
1 |
0 |
Д) |
4 |
5 |
3 |
1 |
Е) |
1 |
4 |
4 |
4 |
Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.
Таблица.
Уровни мотивации |
Сумма баллов итогового уровня мотивации |
1 |
17 - 20 |
2 |
13 - 16 |
3 |
9 - 12 |
4 |
5 - 8 |
5 |
6 - 4 |
I - очень высокий уровень
мотивации с выраженным
II - высокий уровень учебной мотивации;
III - нормальный (средний) уровень мотивации;
IV - сниженный уровень учебной мотивации;
V - низкий уровень мотивации с выраженным
отсутствием у ученика личностного смысла.
Информация о работе Особенности развития учебной мотивации младших школьников