Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:42, курсовая работа
Данная работа нацелена на изучение особенностей формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте и разработку программ работы по ее развитию для успешного освоения младшими школьниками учебных программ.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения особенностей развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте и недостаточной теоретической и методической проработанностью данного вопроса в современной науке.
Исходя из этого нами сформулирована проблема: каковы механизмы и условия развития учебной мотивации младших школьников.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития учебной мотивации... 6
1.1. Проблема учебной мотивации в психолого – педагогической литературе………………………………………………………………
6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………….....
14
1.3. Особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте………………………………………………………................
22
Выводы по I главе…………………………………………………………….. 30
Глава 2. Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………..
31
2.1. Описание объекта и методик исследования…………………… 31
2.2. Анализ результатов исследования учебной мотивации младших школьников………………………………………………………………
35
2.3. Рекомендации по развитию учебной мотивации младших школьников……………………………………………………………….
39
Выводы по II главе…………………………………………………………… 42
Заключение…………………………………………………………………… 43
Литература…………………………………………………………………… 45
Приложения………………………………………………………………….. 48
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Арзамасский государственный педагогический
институт им. А.П. Гайдара»
Кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования
Феоктистова Е.А.,
студентка 2 курса
очного отделения,
психолого-педагогического
факультета, специальности
«Педагогика и психология»
Курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Допущено к защите»
Зав. кафедрой,
доктор педагогических наук, профессор
___________________ Т.Т. Щелина
“___” ____________________ 2012 г.
Научный руководитель
Преподаватель
____________________А.В.
“___” ___________________ 2012 г.
Арзамас, 2012г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития учебной мотивации... |
6 |
|
6 |
|
14 |
|
22 |
Выводы по I главе…………………………………………………………….. |
30 |
Глава 2. Особенности развития
учебной мотивации в младшем
школьном возрасте………………………………………………………… |
31 |
2.1. Описание объекта и методик исследования…………………… |
31 |
2.2. Анализ результатов
исследования учебной |
35 |
2.3. Рекомендации по развитию
учебной мотивации младших |
39 |
Выводы по II главе…………………………………………………………… |
42 |
Заключение…………………………………………………… |
43 |
Литература…………………………………………………… |
45 |
Приложения…………………………………………………… |
48 |
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время целью образования является здоровый, гармонично развивающийся человек. Разработано множество программ и методов, но до сих пор педагогика и психология сталкиваются с такой проблемой как школьная неуспеваемость. И разрешить ее нужно исходя из причин, лежащих в ее основе.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Для этой работы была взята тема «Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте». Эта тема наиболее актуальна в настоящее время, т. к. она связана с развитием теоретического знания и практикой формирования мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.
Данная работа нацелена на изучение особенностей формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте и разработку программ работы по ее развитию для успешного освоения младшими школьниками учебных программ.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения особенностей развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте и недостаточной теоретической и методической проработанностью данного вопроса в современной науке.
Исходя из этого нами сформулирована проблема: каковы механизмы и условия развития учебной мотивации младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности развития учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности развития учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза исследования: своевременная и адекватная диагностика мотивации учения младших школьников позволит разработать рекомендации по развитию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
В соответствии с целью и гипотезой в работе определены следующие задачи:
Методологической основой исследования явились идеи отечественных исследований о развитии сущности мотивации и мотива Е.П Ильина, принципиальное положение С.Л. Рубинштейн о мотивах «как ядре личности человека», а также концепции, утверждающей деятельностное происхождение мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева, о движущих силах активности и развития личности А. В. Петровского, а также теории мотивации зарубежных авторов К. Левина, Д.К. Маккеланда, А. Маслоу, Г. Оллпорта.
Теоретической основой явились идеи о проблеме учебной мотивации в психолого-педагогической литературе, психологических особенностях младшего школьного возраста, особенностях развития мотивации у младших школьников.
В работе использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические: анкетирование, тестирование; в качестве основных нами были использованы такие методики: анкета "Оценка уровня школьной мотивации" разработанная Н.Г. Лускановой и исследование учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга.
Количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Верякушская основная общеобразовательная школа, с. Верякуши Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 1 класса в количестве 10 человек.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что нами были рассмотрены: проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе, психологические особенности младшего школьного возраста, особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами охарактеризованы: объект и методики исследования, результаты исследования учебной мотивации младших школьников, рекомендации по развитию учебной мотивации младших школьников.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [23].
Учебная мотивация
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. «...Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними».
Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека [14].
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов. Реализация деятельностного подхода означает возможность и необходимость исследования учебных мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления. Рассмотрим последовательно, как в педагогической психологии решаются основные вопросы теории учебной мотивации.
Во-первых, каково содержание понятий «учебная мотивация», «учебный мотив»? В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.). Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.) [23].
А что же такое «учебный мотив»
как структурный компонент «
А.К. Маркова выделяет также две
группы психологических характеристик
(критериев) учебных мотивов: содержательные
и динамические. Содержательные качества
мотивов связаны, по мнению автора,
с характером самой учебной деятельности
и к ним относятся: осознанность,
самостоятельность
Рассмотрим теперь, какие виды учебных
мотивов (мотивации) выделяются в педагогической
психологии на основании указанных
выше критериев. Надо заметить, что
единой и общепринятой классификации
мотивов в структуре
В их основе лежит предложенное Л.И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса.
Наиболее полная классификация, на наш взгляд, предложена А.К. Марковой. Она основывается на классификации Л.И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, дифференцируя каждую из них. К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми) [4].
Информация о работе Особенности развития учебной мотивации младших школьников