Особенности развития учебной мотивации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Данная работа нацелена на изучение особенностей формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте и разработку программ работы по ее развитию для успешного освоения младшими школьниками учебных программ.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения особенностей развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте и недостаточной теоретической и методической проработанностью данного вопроса в современной науке.
Исходя из этого нами сформулирована проблема: каковы механизмы и условия развития учебной мотивации младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития учебной мотивации... 6
1.1. Проблема учебной мотивации в психолого – педагогической литературе………………………………………………………………
6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………….....
14
1.3. Особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте………………………………………………………................
22
Выводы по I главе…………………………………………………………….. 30
Глава 2. Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………..
31
2.1. Описание объекта и методик исследования…………………… 31
2.2. Анализ результатов исследования учебной мотивации младших школьников………………………………………………………………
35
2.3. Рекомендации по развитию учебной мотивации младших школьников……………………………………………………………….
39
Выводы по II главе…………………………………………………………… 42
Заключение…………………………………………………………………… 43
Литература…………………………………………………………………… 45
Приложения………………………………………………………………….. 48

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 115.87 Кб (Скачать)

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, как  раз и становится «симптом потери непосредственности» (Л. С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это – внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности – удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, в тот момент, когда появляется ориентация на смысл поступка, именно тогда ребенок переходит в новый возраст. Диагностика этого перехода – одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Л.С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения - до тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.

В последнее время обучение есть и в дошкольном возрасте, однако его характеризует исключительно  интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения, включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу - никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

 В младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника - очень ответственная задача. Решение трудных задач образования ребенка, становления его личности в огромной степени зависит от профессионального мастерства учителя, эрудиции, доброты, любви к детям и стремления понять каждого из них. Особо значим на жизненном пути любого человека учитель начальной школы. Учитель как один из основных участников образовательного процесса является лицом, наиболее заинтересованным в получении психологических знаний о ребенке. Поэтому психологическое просвещение педагогов, вооружение их современными научными и практическими знаниями о закономерностях психического развития, индивидуальных особенностях и возможностях детей разного возраста являются важнейшими задачами психологической службы образования, интенсивно развивающейся в современной России.

В педагогической психологии значительное место уделено изучению генезиса мотивационной сферы в детском  возрасте, выделению состава мотивации  учения, изучению отдельных мотивов  учения, выделению доминирующих, структурообразных компонентов мотивации учебной деятельности. Человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности - в пище, питье, тепле, сне, кислороде, физической активности и сенсорной стимуляции, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно период младенчества исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека [7].

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.

Младший школьник только ещё  учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет  действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать  умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения  цели со своими возможностями.

Представления детей о  том, для чего они учатся в школе, у детей младшего школьного возраста достаточно смутные.  В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные высказывают предположение о  возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдалённости не может стать серьёзным стимулом к учению.

Часто родителям младших  школьников приходится «стимулировать»  интерес к учебной деятельности методом кнута и  пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.

При  появлении отметки в обучении младшего школьника среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно-познавательные и другие широкие мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

Таким образом, младший школьный возраст  – начало школьной жизни. Вступая  в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для  него ведущей. На протяжении этого периода  у ребенка развивается теоретическое  мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую  базу для всего своего последующего обучения. Игра способствует активизации  учебной деятельности младших школьников. Успешная учеба, осознание своих  способностей и умений качественно  выполнять различные задания  приводят к становлению чувства  компетентности – нового аспекта  самосознания, который, наряду с теоретическим  рефлексивным мышлением, можно считать  центральным новообразованием младшего школьного возраста.

1.3. Особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте

 Развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов, характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебно-познавательную мотивацию и достигать поставленных целей.

В системе мотивов, побуждающих  младших школьников к учебной  деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как  социально-ценной деятельности. Этот мотив  определяет положительное отношение  детей к деятельности даже в том  случае, если она лишена для них  непосредственного познавательного  интереса.

Существующие на сегодняшний  день исследования познавательных мотивов  учения обнаруживают низкую побудительную  силу на протяжении практически всего  рассматриваемого периода детства. Так, по данным В. М. Матюхиной, у первоклассников  и второклассников познавательные мотивы занимают 3-е место после  широких социальных и узколичностных мотивов. Третьеклассники еще реже указывают на эти мотивы. Та же тенденция обнаружена в исследовании Н.П. Моряновой: рост уровня учебно-познавательной мотивации у ребенка от 1-го ко 2-му классу, а затем некоторое снижение к 3-му [24].

Важен аспект познавательной мотивации - учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок  в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Психолог Л. С. Славина  показала, что в начальных классах  могут встречаться дети с отсутствием  достаточной познавательной активности, интеллектуально-пассивные. Эти дети обнаруживают нормальное интеллектуальное развитие, которое проявляется в  играх, в практической деятельности. Учитель должен с особым вниманием  относиться к таким учащимся, прививать  им вкус к мыслительной деятельности, всячески поощрять их успехи, связывать  на первых парах решение учебных  задач с игровой и практической деятельностью.

Исследования показывают, что существуют благоприятные и  неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных  мотивов учения.

Среди благоприятных: 1) положительное  отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста; 2) полное доверие к учителю; 3) острая потребность в новых впечатлениях; 4) естественная любознательность.

Неблагоприятные: 1) неустойчивое внимание 2) неустойчивые интересы 3) несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но, когда что-нибудь нужно делать самим, то ждут указаний учителя, нервничают, т. е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.

Для формирования полноценной  мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам -- способным, отстающим, безразличным; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; обогащать мышление чувствами; развивать любознательность; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив; воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Хорошие учителя - это всегда мастера мотиваций. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет: 1. поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; 2. ободрять учеников при возникновении у них трудностей; 3. поддерживать положительную обратную связь; 4. заботиться о разнообразии методов обучения; 5. приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; 6. поощрять выполнение заданий повышенной трудности; 7. учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ; 8. формировать чувство долга, ответственности; 9. учить предъявлять требования прежде всего к самому себе [32].

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и  заданий, решение которых требует  от учащихся активной поисковой деятельности.

В ряде исследований показано, что сила мотива и эффективность  деятельности зависят от того, насколько  ясно осознается младшим школьником цель, смысл деятельности. Вполне понятно, что младший школьник еще не осознает смысл своей деятельности, поэтому  важно продумывать систему контроля на каждом этапе деятельности. Здесь  сам собой встает вопрос, как же оценивать, и что оценивать. Для  формирования внутренней мотивации  нужно уметь оценивать не результат  учебной деятельности, а способ выполнения деятельности. При этом нельзя ученика  сравнивать с другими, что кто-то справился лучше.

Если ученик за работу в  тетради получил отметку «3», но при этом учительница при всем классе похвалила его за какой-то этап, выполненный очень хорошо (предложение  в сочинении, правильно решенный пример, аккуратность заполнения и  т.д.), то это и является наличием перспективы деятельности.

Сильным, влияющим на изменение  мотивационных структур фактором является проблемная ситуация, которая сталкивает учащихся с трудностью, которую они  не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, они  убеждаются в необходимости получения  новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Интересна только та работа, которая требует постоянного  напряжения. Легкий материал, не требующий  умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в  учебной деятельности - важнейшее  условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала  и учебной задачи приводит к повышению  интереса только тогда, когда эта  трудность посильна, преодолима, в  противном случае интерес быстро падает.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением  учащихся с различными объектами  в ходе обучения, но и тем, что  в одном и том же объекте  можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у  учащихся познавательного интереса -- отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Информация о работе Особенности развития учебной мотивации младших школьников