Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:42, курсовая работа
Данная работа нацелена на изучение особенностей формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте и разработку программ работы по ее развитию для успешного освоения младшими школьниками учебных программ.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения особенностей развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте и недостаточной теоретической и методической проработанностью данного вопроса в современной науке.
Исходя из этого нами сформулирована проблема: каковы механизмы и условия развития учебной мотивации младших школьников.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития учебной мотивации... 6
1.1. Проблема учебной мотивации в психолого – педагогической литературе………………………………………………………………
6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………….....
14
1.3. Особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте………………………………………………………................
22
Выводы по I главе…………………………………………………………….. 30
Глава 2. Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………..
31
2.1. Описание объекта и методик исследования…………………… 31
2.2. Анализ результатов исследования учебной мотивации младших школьников………………………………………………………………
35
2.3. Рекомендации по развитию учебной мотивации младших школьников……………………………………………………………….
39
Выводы по II главе…………………………………………………………… 42
Заключение…………………………………………………………………… 43
Литература…………………………………………………………………… 45
Приложения………………………………………………………………….. 48
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
- количество учащихся, уровень
учебной мотивации которых
- количество учащихся, уровень
учебной мотивации которых
- количество учащихся с
- количество учащихся со
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Таким образом, в нашей курсовой работе для изучения уровня учебной мотивации младших школьников использовались такие методики: анкета "Оценка уровня школьной мотивации" разработанная Н.Г.Лускановой и методика исследования учебной мотивации младших школьников М.Р. Гинзбурга. Наше исследование проводилось в 1 классе Верякушской основной общеобразовательной школы, с. Верякуши Нижегородской области. В исследование участвовало 10 детей в возрасте 6-8 лет.
2.2. Анализ результатов
В исследовании принимали участие дети 1 класса МБОУ Верякушской ООШ в количестве 10 человек.
Анализ результатов
Рис.1. Диаграмма определение уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой (в процентах).
Таким образом, по результатам данной методики, можно сказать, что в среднем уровень школьной мотивации в этом классе чуть выше среднего.
Из рисунка 1 видно, что 2 ребят - Алина Л. и Илья К. -20% - имеют максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4 ребят ( Лиза И., Камиль Ю., Антон.Ч. и Настя Г.) – 40% - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Вадим С.(10%), единственный мальчик, который имеет положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
3 ребят (Женя М., Марина.А. и Михаил.Т) – 30% - низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Анализ результатов по методике исследования учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга показал:
Рис.2. Диаграмма определение уровня школьной мотивации по методике М.Р. Гинзбурга (в процентах).
Эта методика подтверждает то, что уровень учебной мотивации в данном классе – средний.
Из рисунка 2 видно, что Алина Л. 10% - имеет I очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху.
3 человека 30% (Антон Ч., Настя Г. и Илья К.) имеют II высокий уровень учебной мотивации.
2 человека 20% (Лиза Ч. и Вадим С.) имеют III нормальный уровень мотивации.
3 человека 30% (Женя М., Камиль Ю. и Михаил Т.) имеют IV - сниженный уровень учебной мотивации.
Марина А. 10% имеет V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием личностного смысла.
Таким образом, в группу детей, которые имеют низкий или сниженный уровень учебной мотивации, входят: Женя М., Марина А. и Михаил Т.
Женя М. по результатам анкеты "Оценка уровня школьной мотивации" имеет низкую школьную мотивацию, а по методике исследования учебной мотивации младших школьников – сниженный уровень. Девочка очень не общительная, задиристая, непоседливая, забияка, не может сосредоточиться.
Марина А. по результатам анкеты "Оценка уровня школьной мотивации" имеет низкую школьную мотивацию, так же как и по методике исследования учебной мотивации младших школьников. Девочка замкнутая, часто уходит в себя и не реагирует на указания учителя, непостоянная.
Михаил Т. по результатам анкеты "Оценка уровня школьной мотивации" имеет низкую школьную мотивацию, а по методике исследования учебной мотивации младших школьников – сниженный уровень. Мальчик очень активный, неусидчивый, безответственный, время от времени очень старательный, но быстро теряет интерес
Низкий уровень учебной
Таким образом, полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга. Общий уровень учебной мотивации в классе – выше среднего, но есть несколько детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, с которыми необходимо вести отдельную работу по развитию у них уровня учебной мотивации. Полученные результаты по методикам позволяют разработать нам рекомендации педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.
2.3. Рекомендации по развитию учебной мотивации младших школьников
Как солнце нужно всему живому, так и развитию мотивации не обходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие:
Дети любопытны. Они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им.
Подобное же происходит и
в том случае, когда школьникам
не за что «зацепиться» в своем
прошлом опыте познания. Вот как
пишет об этом Л. С. Выготский: «Общим
психологическим правилом выработки
интереса будет следующее: для того
чтобы предмет нас
К поиску объяснений подталкивают противоречия. Дети стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Сталкиваясь с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удастся поставить под сомнение доступную учащимся логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, тогда вы пробудите в учащихся интерес к познанию истины.
Эти приемы мотивации срабатывают, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. Поэтому одна из самых эффективных форм мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в собственных силах [29].
Постоянной заботой учителей остается создание ситуаций для поддерживания у школьников общего положительного отношения к учению, школе, учителям. Созданию такого отношения способствует целенаправленная деятельность учителей.
Эти положения могут служить определенной программой организации учебного процесса, специально направленной на формирование интереса. В результате, чтобы сформировать мотивацию учения младших школьников, необходимы следующие условия:
- Учебная деятельность
должна быть организована так,
чтобы ребенок активно
- Учебная деятельность
должна быть разнообразна. Однообразный
материал и однообразные
- Необходимо понимание
важности преподносимого
- Новый материал должен быть хорошо связан с те, что дети усвоили раньше.
- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудным, но посильными.
- Важно положительно оценивать
все успехи ребят.
- Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Таким образом, развитие учебной мотивации должно начинаться с раннего детства и продолжаться в младшем школьном возрасте. Для это непременно необходима стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов.
Выводы по II главе
Анализ литературы по проблеме формирования мотивации учения младших школьников стал основанием экспериментального исследования.
В нашей курсовой работе для изучения уровня учебной мотивации младших школьников использовались такие методики: анкета "Оценка уровня школьной мотивации" разработанная Н.Г.Лускановой и методика исследования учебной мотивации младших школьников М.Р. Гинзбурга. Объектом нашей работы стали учащиеся 1 класса Верякушской основной общеобразовательной школы, с. Верякуши Нижегородской области. В исследование участвовало 10 детей в возрасте 6-8 лет.
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга. Общий уровень учебной мотивации в классе – выше среднего, но есть несколько детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, с которыми необходимо вести отдельную работу по развитию у них уровня учебной мотивации. Полученные результаты по методикам позволяют разработать нам рекомендации педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.
Развитие учебной мотивации должно начинаться с раннего детства и продолжаться в младшем школьном возрасте. Для это непременно необходима стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов.
Таким образом изучив детей младшего школьного возраста, а именно учащихся 1 класса МБОУ Верякушской ООШ, подобрав определенные методики и обработав их можно говорить о том, что уровень развития школьной мотивации в данном классе средний, так же есть учащиеся, имеющие низкий уровень мотивации, с которыми необходимо проводить определенную дополнительную работу.
Заключение
Работа посвящена изучению психолого-педагогических аспектов формирования мотивации учения младших школьников.
Актуальность исследования обусловлена тем, что она связана с развитием теоретического знания. Цель нашего исследования изучение особенностей развития учебной мотивации младших школьников была достигнута. Задачи исследования решены следующим образом.
Согласно первой задаче, изучена проблема мотивации учения в психолого-педагогической литературе. Сделаны следующие выводы. Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Учебные мотивы – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой. в психолого - педагогической литературе существует множество точек зрения на проблему мотивации учения, которая остается актуальной и по сей день, т.к. является основным фактором в деятельности и поведении человека.
Согласно второй задаче, раскрыты психологические особенности младшего школьного возраста. Сделаны следующие выводы. Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей.
Согласно третьей задаче, выявлены особенности развития мотивации в младшем школьном возрасте. Сделаны следующие выводы. Одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является система разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой, определяя учебную деятельность школьников.
Согласно последней, четвертой задаче мы разработали соответствующие рекомендации по развитию учебной мотивации в младшем школьном возрасте. Рекомендации рассчитаны на первоклассников, испытывающих затруднения в ситуации школьного обучения.
Исходя из этого, гипотеза о том, что своевременная и адекватная диагностика мотивации учения младших школьников позволит разработать рекомендации по развитию учебной мотивации в младшем школьном возрасте, подтверждена.
Теоретическая значимость данного
исследования состоит в том, что
в нём обобщён и
Информация о работе Особенности развития учебной мотивации младших школьников