Особенности развития связной речи у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы – определить методики, позволяющие развивать мышление, память и речь у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачами моей курсовой работы являются:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме
2. Обследовать группу детей с данной патологией и выявить основные нарушения познавательных процессов
3. Разработать эффективную методику работы по развитию памяти, мышления и речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

Введение………………………………………..3
Глава I. Проблемы развития познавательных процессов (мышления, памяти, речи) детей с интеллектуальной недостаточностью……..4
1.1 Мышление………………………………...4
1.2 Память…………………………………….10
1.3 Речь…………………………………………16
Глава II. Методы исследования познавательных процессов (мышления, памяти, речи) у детей с интеллектуальной недостаточностью……….21
2.1 Мышление………………………………...21
2.2 Память…………………………………….26
2.3 Речь…………………………………………35
Глава III. Подбор методик для развития памяти и речи у детей с интел-лектуальной недостаточностью………………………..41
Заключение…………………………………..43
Литература…………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Мая Курсавая (мышление, память, речь)Развитие мышления обр.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

определить, какая из двух сказанных фраз правильные: «Весна бывает перед летом» или «Лето бывает перед весной».

прослушать  фразу и ответить на вопросы: «Мальчик бежит за собакой» - Кто бежит  впереди?

определить, что было раньше: «Мальчик пошёл  в школу после того, как сделал уроки».

    3. Звукопроизношение

    Звукопроизношение проверяется путём самостоятельного и отражённого проговаривания слов, слогов, а затем и изолированных звуков.

    Техника обследования. Используются предметные картинки, специально подобранные в соответствии с протоколом фонетического обследования.

    Ребёнок должен самостоятельно назвать изображённый предмет. Если проверяемые звук в слове произносится неправильно, ребёнку предлагается повторить данное слово отражённо, вслед за логопедом, а затем этот же звук – изолированно (согласные звуки проверяются путем произнесения прямого и обратного слогов).

    Чтобы выяснить, как ребёнок использует этот звук в самостоятельной речи, ему предлагают повторить 1-2 предложения со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком.

    Неправильное  произношение звуков в словах довольно часто сочетается с нарушением слоговой структуры слова (перестановки звуков и слогов, опускание их и добавление). В таких случаях ребёнку предлагаются для самостоятельного и отражённого произношения слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова, состоящие из сходных звуков (клубника, стрекоза, корабль, термометр, милиционер).

    4. Словарный запас.

    При исследовании словарного запаса выявляется умение ребёнка соотносить слово, как звуковой комплекс с обозначаемым им предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

    Знание  ребёнком слов, имеющих конкретное значение, выявляется с помощью называния предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам.

    Техника обследования. Набор картинного материала должен содержать изображение предметов, действий качеств, часто встречающихся в обиходе, но не очень распространенных (подоконник, облако, конура, скачет, подпрыгивает, сиреневый, овальный). Кроме того, должны быть представлены изображения целого предмета и его части (окно – рама, стекло, форточка). Картинный материал подбирается либо по тематическому признаку (игрушки, транспорт) либо по ситуативному (мастерская, магазин).

    Усложнённый вариант обследования называние  предмета по описанию, когда предмет  отсутствует. Ребёнку предлагается инструкция: Назови, кто или что  это – Пушистое с острыми коготками, мяукает.

    В процессе обследования выявляется и  наличие в словаре детей общих категориальных названий. Можно использовать приём называния обобщённых слов по группе однородных предметов. Ребёнку предлагается набор картинок, обозначающих видовые понятия и задаётся вопрос: Как все эти предметы можно назвать одним словом? или обследующий перечисляет однородные предметы и просит ребёнка назвать их одним словом.

    В ходе обследования должны использоваться и такие приёмы которые помогают выявить, как ребёнок употребляет  то или иное слово в речи: составление ребёнком предложения с заданным словом или по предметной картинки, добавление в неоконченное предложение одного – двух слов.

5. Исследование грамматического строя языка.

    Исследование  состояния сформированности грамматического  строя языка является одним из центральных моментов в установлении речевого диагноза.

    Техника обследования. С целью выявления типов предложений, употребляемых обследуемым ребёнком, используются картинки, сюжет которых позволяет составить предложения различной конструкции: простые, простые распространенные. Более сложный вариант указанного приёма: усложнить структуру исходного предложения по вопросам (Девочка читает книгу. Какая девочка? Какую книгу? Когда?), составить сложное предложение по картинке, на которой изображено выполнение двух  или нескольких действий (мама стирает бельё, а Зина вешает).

    В ходе обследования важно выявить  умение употреблять имена существительные в разных падежах. Предъявляются картинки и ребёнку задаются вопросы, например: «Чем девочка кушает суп? Кого девочка увидела?» и т.д.

    В процессе обследования важно выяснить также умение ребёнка употреблять в самостоятельной речи предлоги. С этой целью у ребёнка можно спросить: «Где лежит карандаш? Откуда взял карандаш? Куда упал карандаш?» и т.д.

    В усложнённом варианте ребёнок должен составить по картинкам предложения, использовав более сложные предлоги: из-под, из-за, между, около, через. В процессе обследования выявляется также умение согласовывать существительное с прилагательным, числительным по роду, числу, падежу.

    Материалом  обследования являются картинки, изображающие различные признаки предметов, а также несколько однородных предметов (5 яблок, 3 дерева, 2 дома).

    Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слова поверяется образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот.

    Кроме того, используется приём образования  уменьшительной формы существительного от данного слова.

    Анализ  результатов обследования. Оценивать результаты следует на основе всех проявлений, зафиксированных при выполнении различных проб. При этом учитывается характер употребляемых ребёнком предложений, особенности их построения, умение передать синтаксическую связь между словами. Важным является также учёт данных обследования словарного запаса и фонетической стороны речи.

    Глава III. Подбор методик для развития памяти и речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. 

    Для развития памяти у ребенка с интеллектуальной недостаточностью9 я использовал ряд игр и упражнений, которые способствовали развитию памяти у этого ребенка.

    Для развития образной памяти ребенка (особенно слуховой) я использовал заучивание стихотворений о природе, написанных русскими поэтами: А. С. Пушкиным, И. А. Буниным, А. А. Фетом, Ф. И. Тютчевым, А. Н. Плещеевым, А. Н. Майковым. Стихотворения, которые я использовал, находятся в приложении №1.

    Чтение  сказок также способствует развитию слуховой памяти и зрительной памяти. Я использовал сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса», прочтя эти сказки ребенку несколько раз. При этом ребенок глубже вникал в ход событий, ему понятнее, яснее становились сказочные персонажи, их взаимоотношения и поступки. Именно эти сказки объясняют детям, как трудна борьба между добром и злом, что победа добра неизбежна, а мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом я говорил с ребенком, задавая ему ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчают понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают смысловую, логическую память ребенка.

    Опираясь  на составные элементы сказки, я построил разговор с ребенком по сказке  «Гуси-лебеди»:

1)  Что  было запрещено делать героям  сказки?

2)  Нарушил  ли один из героев сказки  этот запрет?

3)  Что  произошло после того, как был  нарушен запрет?

4)  Как  герои сказки боролись со сверхъестественными  силами противника?

5)  Кто  помогал сестрице Аленушке спасать брата?

6)   Почему печка и яблонька помогли  девочке?

7)  Как  наказаны гуси-лебеди?

8)  Каков  конец сказки?

9)  Чему  учит эта сказка?

     Для развития зрительной памяти я использовал упражнение «Запомни картинки». Для этого я предлагал ребенку 10 карточек-картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок рассматривал эти предметы в течение 2 минут. Затем карточки я убирал, а ребенка просил назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Для проведения игры я использовал серию карточек (см. Приложение №2).

     Для развития зрительной памяти я использовал и упражнение «Нарисуй по памяти картинку». Для этого я предлагал ребенку нарисовать на листе бумаги картинку,  которую  в течение 5  секунд я  показывал. Варианты картинок находятся в приложении №3.

     Для развития смысловой памяти ребенка  дошкольного возраста можно воспользоваться упражнением «Воспроизведение рассказа». Для этого я прочитал ребенку рассказ. Затем я попросил ребенка воспроизвести   прослушанное как можно ближе к тексту. Тут очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. В моем случае ребенок с рассказом  не справился, и я завал ему ряд наводящих вопросов. Рассказы и вопросы, которые я использовал см. в Приложение №4 .

     Для развития слуховой памяти я использовал игру «Учим загадки». Варианты загадок находятся в приложении №5.

     Для развития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью я предлагаю использовать серию уроков, разработанных Дорофеевой А. М. Уроки находятся в приложении №6.

     Таким образом, мы можем сказать, что после регулярных занятий память у ребенка значительно улучшилась, чему свидетельствует повышение успеваемости в школе.  
 

     Заключение.

      Воспитание  и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью — гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами.

      Специальная школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учителя должны понимать внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов.

      Немаловажное значение имеет и развитие познавательных процессов у таких детей, особенно речи. Изучение речи учащихся вспомогательной школы показало, что дети с интеллектуальной недостаточностью легкой степени, как и нормально развивающиеся дети, находясь в постоянном окружении говорящих людей, самостоятельно овладевают устной речью. Недоразвитие мышления у таких детей чаще всего и определяется тем, что у ребенка недоразвита речь. Большую роль играет речь при осуществлении детьми практической и трудовой деятельности. Многократное выполнение несложных и вполне доступных учащимся трудовых заданий само по себе очень мало способствует совершенствованию их мышления. Включение речи позволяет резко повысить роль труда и практической деятельности как важнейших средств, служащих для их умственного развития. Память у детей с интеллектуальной недостаточностью также имеет ряд особенностей. Только правильный режим дня и многократное повторение помогают таким детям усвоить тот или иной материал.

      Ученики  в специальной школе могут  овладеть не только устной, но и письменной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний, совершенствования умственной деятельности и трудоустройства.

      Так, анализируя проведенную мною работу, я пришел к выводу, что все-таки познавательные процессы у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют некоторые особенности: мышление характеризуется слабостью обобщений, память характеризуется кратковременностью, а речь их часто неправильна и скудна. Но формирующий эксперимент показал, что в экспериментальной работе недостатки познавательной деятельности в некоторой степени могут компенсироваться, а при целенаправленной работе при использовании специальных методик эти недостатки могут компенсироваться.

      Я считаю также, что это звено еще  не полностью разработано и мой  эксперимент завершён не полностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности развития связной речи у детей с ОНР