Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:32, курсовая работа
Объект исследования: процесс развития речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования - педагогические условия развития связной речи в дошкольном детстве.
Цель исследования - изучение особенностей становления монологической речи у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, разработка содержания и методов развития речи на разных возрастных этапах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. История изучения развития речи 7
1.2. Современные представления о развитии речи 18
Выводы к первой главе 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1.Развитие речи в онтогенезе ( 0 - 7 лет) 23
2.2. Специфика детей с интеллектуальной недостаточностью 28
2.3. Методические подходы к развитию речи 33
Вывод ко второй главе 39
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ 41
3.1. Описание методики 41
3.2. Ход исследования 42
3.3. Обработка полученных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
Работа по развитию связной речи была представлена Гербовой в обучении пересказыванию литературных произведений, рассказывании на тему, составлении рассказов по картинкам и по серии картин, однако в этих занятиях задачи по формированию представлений о структуре рассказа, способах связи между частями высказывания сформулированы недостаточно четко. Аналогичные выводы можно сделать и в отношении постановки и решения речевых задач в программе «Радуга», которая в настоящее время широко внедряется в практику работы дошкольных учреждений.18
Среди современных программных документов, рассматривающих вопросы развития речи, необходимо выделить методические рекомендации «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Авторы совершенно справедливо поддерживают идею самостоятельности дошкольных учреждений и критикуют систему отношений воспитателя с детьми, которая строится на учебно-дисциплинарной основе, а ребенок остается для педагога объектом воздействия, а не личностью со своими проблемами.
Доказав отрицательные стороны фронтальных занятий с дошкольниками (работают только активные дети, используется школьная форма организации, нет обратной связи и актуальных развивающих задач), авторы отмечают их невысокую эффективность. Выход они видят в появлении новых программ и отказе от ряда укоренившихся стереотипов педагогической работы и предлагают изменить педагогический процесс в целом. Авторы предлагают три типа занятий: познавательные, развитие продуктивной деятельности и музыкально-ритмические. Особо они отмечают, что задачи по развитию речи: «должны решаться в рамках всех занятий; выделять специальные занятия по развитию речи целесообразно только в старших и подготовительных группах (как занятия по подготовке к освоению грамоты). Очевидно, что развитие речи гораздо активнее происходит в процессе живого общения воспитателя с детьми и совместной деятельности самих детей, в рассказе ребенка непосредственно заинтересованному слушателю, а не на специальных занятиях по пересказу заданного текста, описанию предметов и т.п. Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий».19
Таким образом, стержнем развития языковой способности ребенка является семантический компонент, а синонимические, антонимические и полисемические отношения между словами. Представление о структуре высказывания; способах связи между предложениями и частями текста также могут быть сформированы только в результате целенаправленного речевого воспитания.
Эти положения легли в основу «Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В программе представлены теоретические основы: результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, их взгляды на природу языковых способностей, рассмотрение обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2 младшей группы.20
Программа не охватывает все многообразие вопросов развития речи дошкольников, но включает те новые направления, которые были разработаны в лаборатории развития речи.
Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы и тем, что учителя начальной школы постоянно подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура и т.п.). Конечно, истоки всех речевых ошибок нужно искать в дошкольном детстве. Только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню владения речью.
Таким образом, исследования, проводившиеся в аспекте вышеизложенных проблем, показали, что углубленная, обогащенная по содержанию (включая формирование элементарного осознания языковых явлений) работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения их в детском саду значительный эффект.
Выпускники детского сада, прошедшие такое обучение, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку - в отношении как лингвистических знаний, так и развития речи, устной и письменной.
Речевое
воспитание рассматривается в
Подводя итоги изложению педагогических взглядов на развитие связной речи, необходимо отметить, что эта проблема издавна волновала исследователей, методистов, учителей, воспитателей, которые придавали ей огромное значение. Обучение родному языку исследователи связывают с развитием мыслительной деятельности ребенка, а также с развитием воображения, эмоций, памяти.
Особенно важно подчеркнуть необходимость своевременного развития речи, в наиболее сенситивный период, и эту работу нужно проводить с самого раннего возраста - по системе и в определенной последовательности. В работе с дошкольниками по развитию речи большая роль отводится методам ознакомления со значением слова, с построением разных типов предложений, а также специальному обучению при построении связных высказываний.
Исследования развития речи показывают необходимость целенаправленного воздействия в формировании связности высказываний, разработке методики, раскрывающей перед ребенком структурную и грамматическую оформленность текста. Эта проблема важна и в плане преемственности содержания методов развития речи в дошкольном учреждении и школе.
В своем развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. В младенческом возрасте, на первом году жизни ребенка, происходит подготовка к овладению родным языком. У новорожденного наблюдаются голосовые реакции в виде крика, хныканья, которыми выражаются его различные органические состояния (голод, боль, утомление). Эти голосовые реакции еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, издавая эти крики, ребенок упражняет свой голосовой аппарат, что имеет важное значение для его последующего речевого развития.21
В возрасте 2 - 3 недель дети начинают прислушиваться к звукам. Если поблизости кто-либо громко заговорит или захлопает в ладоши, младенец перестает плакать и затихает. Позже, у 2 - 3-месячного младенца, уже возникает связь между звуками человеческого голоса и присутствием взрослого. Услышав голос, он начинает искать глазами говорящего и поворачивает голову в его сторону.
Так закладываются основы речевого общения ребенка с окружающими его людьми. Влияние речи окружающих на звуки, произносимые ребенком в возрасте 3 - 4 месяцев, сказывается в детском лепете. Ребенок подражает речи взрослого, воспроизводя отдельные ее звуки, а также ее интонационные и ритмические особенности. В его лепете певучие гласные сочетаются с согласными, образуя повторяющиеся слоги, вроде «ба-ба-ба» или «тя-тя-тя».
Во втором полугодии жизни младенец начинает связывать определенные звукосочетания с теми или иными получаемыми впечатлениями или со своими действиями. Например, при звуках «тик-так» он поворачивает голову в сторону часов; услышав обращенное к нему слово «иди, иди», он протягивает к говорящему ручки и пытается встать. Образование такого рода временных связей является первый шагом на пути овладения ребенком словами родного языка.22
Первые осмысленные слова появляются у ребенка в конце первого - в начале второго года жизни. Вначале это названия близких ему людей (имена мама, папа, баба, няня), а затем названия ряда предметов домашнего обихода и простейших действий. Таким образом, у ребенка образуются временные связи между словесными сигналами, с одной стороны, и предметами и действиями - с другой.
Прежде чем ребенок сам начинает активно произносить слова, он обнаруживает понимание речи других людей. Некоторые годовалые дети, которые сами могут сказать лишь два-три слова, уже понимают более десятка слов. Пассивный словарь ребенка (то количество слов, которые понимает ребенок) опережает в своем развитии его активный словарь (количество слов, которые он сам произносит). Ребенок овладевает языком, подражая речи взрослых. В процессе общения с окружающими людьми, он начинает выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения.
Речевое общение ребенка со взрослыми в свою очередь обогащается благодаря все большему знакомству с окружающими и усложнению детской деятельности. К началу второго года жизни ребенок начинает самостоятельно передвигаться, а также захватывать руками различные предметы и довольно разнообразно действовать ими. Усложнение деятельности, обогащение ее содержания порождает у ребенка новые потребности. Для того чтобы быть понятым, ребенок должен переходить к речевому общению со взрослыми, пользоваться для обмена мыслями средствами языка. Под влиянием этой практической необходимости ребенок активно овладевает все новыми словами, обогащает свой словарь.23
Свои требования и желания ребенок выражает вначале с пoмощью отдельных слов. Например, полуторагодовалый ребенок, желая получить куклу, говорит; «кука» (кукла); вместо того чтобы сказать: «Мама, пойдем гулять», он говорит одно слово «гулять».
Позднее появляются примитивные предложения, состоящие из нескольких слов. Вначале слова в таких предложениях просто ставятся рядом, не будучи согласованы друг с другом. Например, ребенок говорит: «Мама, водичка купаться песочек играть», что означает: «Мама, пойдем на речку, там будем купаться и в песочек играть».
К концу преддошкольного возраста ребенок уже усваивает некоторые простейшие виды согласования и соподчинения слов в предложении. Однако в овладении грамматическими формами родного языка преддошкольник все же стоит еще на начальных ступенях развития. К концу второго года жизни дети практически овладевают некоторыми морфологическими элементами, единственным и множественным числом существительных, временами и лицами глаголов, некоторыми падежными окончаниями.24
Значительные трудности испытывает ребенок раннего возраста в различении и произнесении звуков речи. Труднее всего ему даются плавные р и л, свистящие с и з и шипящие ж и ш, а также сочетания согласных.
Ошибки в звукопроизнесении у преддошкольника объясняются не только неумением владеть своим голосовым аппаратом, но и недостаточно точным восприятием речи, несовершенством анализа звуков языка. Все эти трудности в овладении речи преодолеваются ребенком уже на следующей ступени развития, в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте речь ребенка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000 - 1200 слов у трехлетнего ребенка до 3000 - 4000 слов у старшего дошкольника) идет практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.
Развитие речи происходит в процессе общения ребенка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребенком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.
Все это побуждает ребенка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.
Изменяется взаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с одной стороны, и наглядными образами с непосредственными действиями, с другой. Если речь ребенка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам вести разговоры о вещах более отдаленных, которые он может себе лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. 25
На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательном работы, ребенок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.
Информация о работе Особенности развития речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью