Особенности психологической нагрузки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Областью исследования является психология и педагогика.
Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ !!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Внизу на елочках - роса.

     (Руки - вниз, присели.) 

     4. «Солнце спит и  небо спит»

     Солнце  спит и небо спит,

     (Сложенные  ладони к левой щеке, к правой  щеке.)

     Даже  ветер не шумит.

     (Качаем  понятыми руками вверх.)

     Рано  утром солнце встало,

     (Подняли  руки вверх, потянулись.)

     Все лучи свои послало.

     (Качаем  поднятыми вверх руками.)

     Вдруг повел ветерок,

     (Качаем  раскрытыми в стороны руками.)

     Небо  тучей заволок,

      (Закрыли лицо руками.)

     И деревья раскачал.

     (Качание  туловища влево - вправо.)

     Дождь по крышам застучал,

     (Прыжки  на месте.)

     Барабанит дождь по крышам,

     (Хлопаем  в ладоши.)

     Солнце  клонится все ниже.

     (Наклоны  вперед.)

     Вот и спряталось за тучи,

     (Приседаем.)

     Ни  один не виден лучик.

     (Встали, спрятали руки за спину.) 

     5. «Бабочка»

     Спал  цветок и вдруг проснулся,

     (Туловище  вправо, влево.)

     Больше  спать не захотел,

     (Туловище  вперед, назад.)

     Шевельнулся, потянулся,

     (Руки  вверх, вправо, влево.)

     Солнце  утром лишь проснется,

     Бабочка кружит и вьется.

     (Покружиться.) 

     II    Пальчиковые 

     «Лошадка»

     Вот помощники мои,

     Их, как хочешь, поверни.

     По  дороге белой, гладкой

     Скаут пальцы как лошадки.

     Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

     Скачет  резвый табунок.

     (Поочередное  продвижение рук по столу вперед  то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)  

     III    Гимнастика для глаз

     «Медведь  по лесу бродит»

     Медведь по лесу бродит.

     От  дуба к дубу ходит.

     ( Ходьба «вперевалочку» , слегка согнувшись , «загребая» чуть согнутыми руками.)

     Находит в дуплах мед

     И в рот себе кладет.

     (Изображать, как он достает и ест мед.)

     Облизывает  лапу

     Сластена  косолапый,

     А пчелы налетают,

     («Отмахивается  от пчел».)

     Медведя  прогоняют.

     А пчелы жалят мишку:

     (Отвести  руку вперед и поочередно касаться  носа, щек.)

     Не  ешь наш мед, воришка!

     (Прослеживаем  за движением пальца глазами,  стараясь не поворачивать головы.)

     Бредет  лесной дорогой

     Медведь к себе в берлогу.

     (Ходьба  «вперевалочку».)

     Ложится, засыпает

     (Прилечь,  руки за щеку.)

     И пчелок вспоминает.

                       (И.Лопухина)

     IV. Расслабляющие 

     «Дождь»

     Приплыли  тучи дождевые:

     - Лей, дождь, лей!

     Дождинки  пляшут,

     Как  живые:

     - Пей, рожь, пей!

     И рожь,

     Склоняясь к земле зеленой,

     Пьет, пьет, пьет.

     А теплый дождь неугомонный

     Льет, льет, льет!

                       (Я.Дягутите)

     (Играющие  стоят, втянув руки вперед ладонями вниз. На строки 1-2 детей свободно встряхивают кистями рук. На строки 3-4-5 продолжают встряхивание кистей ладонями вверх. На строки 6-8 движения те же. На две заключительные строки снова поворачивают кисти ладонями вниз, продолжая встряхивание.) 

     «Опенок»

     Влез  опенок на пенек,

     Простоял  один денек.

     На  ветру качался,

     Низко наклонялся.

     Тоненький, тоненький,

     Ножка, что соломинка!

     А потом склонился -

     И совсем свалился!

                       (А. Прокофьев)

     (Исходное  положение - присесть на корточки. На строки 1-2 - встать, на строки 3-6 наклон корпуса вправо-влево ,руки на поясе (движение наклона и выпрямления на одну сторону). На 7-ю строку - наклон корпуса вперед, на последнюю строку - «Уронить» корпус, руки при этом свободно свисают. Следить, чтобы при движениях не было излишнего напряжения в мышцах рук и шеи.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Выводы по I главе 

     Личность  человека формируется и развивается  в результате воздействия многих факторов. В современной школе  используется большое количество технологий, злоупотребление которыми способствует у младших школьников развитию психологических перенагрузок.

       Переутомление это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. 
           Обычно в клинике заболевания выделяют нечетко отграниченные друг от друга три стадии.

       I стадия. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций.

       II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности.

      III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния.

     Лечение переутомления является успешным только тогда, когда устраняются все причины, вызвавшие ее, и нагрузка приводится в соответствии с общим режимом жизни.

          Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке.                               

     Отмечено, что условия, которые не позволяют человеку успешно бороться за признание собственной личности окружающими, которые не предоставляют ему возможности испытать чувство удовлетворения от процесса самоутверждения и самореализации, способствуют развитию и закреплению различных форм заболеваний. Поэтому сохранение и укрепление здоровья во многом определяются именно активностью, устойчивостью человека к воздействию отрицательных факторов психической нагрузки.

     Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в  жизни ребенка — начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. 
         В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

     Но  современная школа насыщена образовательными  технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых - ухудшение здоровья учащихся. Она проявляется в увеличении числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, повышение среди них количества простудных, росте всевозможных нарушение опорно-двигательного аппарата, снижение иммунитета, ухудшение общей физической подготовленности, развитии нервно-психических отклонений. Естественно, что такое состояние дел приводит к снижению общего уровня образованности личности. (рассказать о методах измерения утомляемости - кольцах)

       Для профилактики и снижения  утомляемости у младших школьников необходим режим дня, который соответствует возрастным особенностям и учитывает их ведущую деятельность.

       Одним из главных компонентов  режима дня младших школьников  является питание. Режим питания  для школьников организуется  с учетом занятий в первую и вторую смены.

       При составлении расписания уроков  необходимо предусмотреть их  чередование по сложности, по  характеру материалу, по умственной  и физической направленности.

       Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп. Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку.

     В процессе учебного дня для преодоления  и снятия психического стресса учащихся начальных классов необходимо использовать динамические паузы, которые включают в себя активные игры.

     В ходе каждого урока необходимо включать физминутки столько раз, сколько необходимо в зависимости от возраста детей, сложности учебного материала, особенности восприятия детей темы урока и его места в расписании.

     Если  учитывать все необходимые направления  для организации учебно – воспитательной работы в школе, то можно будет  преодолеть физические, психические  напряжения, снять или вовсе избежать его. 

      

         

                      

                                               
 

 

      Литература

  1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма – М.: ФиС, 1983г. – 176с.
  2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам (Под редакцией Хрипковой А.Г., Антроповой М.В.) – М.: Педагогика, 1982г. – 240с.
  3. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья.- СПб., 1998
  4. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. - СПб.: Петрополис, 1992. - 123 с.
  5. Апанасенко Г.Л. "Спорт для всех" и новая феноменология здоровья // Наука в олимпийском спорте (спецвыпуск). 2000, c. 36 - 40.
  6. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
  7. Бернштейн Н.А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности – М.: Медицина 1966г.
  8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб : Москва-Харьков-Минск,1999г
  9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
  10. Губачев Ю.М., Макленко В.В. Психоэмоциональные проблемы семейной медицины. - СПб.: Гиппократ, 1997. - 48 с.
  11. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояние. - М.: Просвещение, 1980. - 200 с.
  12. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник.- М.: Медицина, 2001г.
  13. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  14. Немчин Т.А. "Нервная почва" и нарушения здоровья. "Социальная психология личности". - Л.: Знание, 1974, с. 172 - 189.
  15. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2003.- 607с.
  16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.
  17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство.1996,-374 с.
  18. Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей.// Прикладная психология.-2002.-№5-6
  19. Петленко В.П. Валеологические критерии здоровья: 5-й Национ. конгресс по профилактической медицине и валеологии, 22 - 26.06. СПб., 1998, с. 13 -16
  20. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация– М.: Наука, 1984г.,193с.
  21. Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.
  22. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …докт. психол. наук. М., 2001.- 142с.
  23. .Юраш А.Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества// Психологическая газета, 1997, № 10(25)

Информация о работе Особенности психологической нагрузки младшего школьника