Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:32, курсовая работа
Областью исследования является психология и педагогика.
Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.
Информационно-
Каждый
вид деятельности имеет свои информационно
- операционные особенности. Так, для большинства
профессий умственного труда в настоящее
время характерны большая информационная
нагрузка с дефицитом времени, возросшей
ответственностью каждого работника независимо
от субординационного и иерархического
статуса и малоподвижный образ жизни с
высокой эмоциональной напряженностью.
Ученые установили, что эти особенности
умственного труда при их длительном воздействии
отрицательно сказываются на состоянии
здоровья, обусловливают высокую частоту
сердечно-сосудистых и психосоматических
заболеваний, снижают работоспособность.
Если 10 лет назад согласно статистике количество
профессий умственного труда достигло
23 тыс., то сейчас, в начале XXI в., их, естественно,
стало намного больше. При этом каждый
конкретный вид деятельности имеет собственную
структуру информационно-операционных
особенностей психической нагрузки, оказывающих
непосредственное воздействие на организм
и психику человека. Например, структура
информационно-операционной составляющей
трудового процесса оператора определяется
скоростью приема, переработки информации
и принятия решения, сложностью выполняемых
заданий, частотой принимаемых ответственных
решений, временем активных действий,
числом производимых движений, необходимостью
самоконтроля регулируемых параметров,
характеристиками монотонности труда
(качество операций, длительность однообразных
операций, число приемов в операции и т. д.);
наличием гиподинамии, сменностью труда
и отдыха, степенью напряжения анализаторных
функций (зрения, слуха, вестибулярного
аппарата и т. д.) и др.
Эти составляющие особенностей трудовой деятельности человека определяют со своей стороны напряженность тех или иных психических функций, а также значение тех или иных психических качеств, специализированных чувств, умений при ее осуществлении.
Большую роль в воздействии на человека информационно-операционной составляющей играет включенность в систему "работа; труд-отдых; восстановление". В настоящее время ученые подчеркивают, что большинство заболеваний можно избежать даже при высокой психической напряженности воздействующих на человека внешних условий, если правильно и рационально использовать период отдыха и восстановительные средства.
Ситуативная составляющая. Оценка происходящих событий под углом зрения потребностей, признаваемых человеком ценностей, целей, к достижению которых он стремится, порождает различные жизненные ситуации: трудные, экстремальные, опасные, проблемные, критические. Особое внимание ученые акцентируют на тех ситуациях, которые демобилизуют, разрушают целостность личности, адекватность "Я", смысл жизни человека, определенным образом ухудшая его здоровье. К особой категории психических явлений для здоровья человека относятся критические ситуации.
В общем виде ученые характеризуют критические ситуации как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека. В настоящее время в психологической литературе приводятся четыре основных понятия, которыми можно охарактеризовать критические ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.
Стресс (от англ. stress - напряжение) - неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Выделяют физиологический, психологический и социальный стрессы. Психологический стресс - психическая напряженность, возникающая у человека в условиях деятельности, связанных как с необходимостью быстрого нахождения решений, так и с большими умственными перегрузками, неудачами, реальной опасностью для жизни и здоровья, повышенной личной ответственностью (О. В. Овчинникова, 1970). В основе социального стресса лежат социально-экономические условия существования личности в обществе. Социальные конфликты и кризисы, неуверенность, страдания, угроза гражданской войны, необходимость участвовать в военных действиях, стремление к повышению жизненного уровня на фоне периодических кризисов, инфляции и безработицы - основные причины социального стресса, способствующего увеличению количества лиц, обращающихся к психиатру.
Любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывают дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, которая препятствует самореализации личности.
Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) определяется как состояние, которое возникает, "когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели…" (П. Фресс, 1975). Выраженность данного состояния характеризуется различными степенями: от ситуации затруднения в деятельности к ситуации, когда трудность оказывается непреодолимой. Не всякое неудовлетворение мотива деятельности вызывает фрустрационные состояния. Они возникают только тогда, когда степень неудовлетворения выше определенного порога терпения, названного порогом фрустрации. Порог фрустрации определяется рядом моментов:
-
повторением неудовлетворения: при
повторном неудовлетворении
-
глубиной неудовлетворенного
-
эмоциональной возбудимостью
- толерантностью (терпеливостью) человека как чертой его характера;
- уровнем притязаний (силой мотивации): например, человек, долго не терпевший неудачи, имеет очень высокий уровень притязаний и в случае неудачи обладает низким фрустрационным порогом;
-
этапом деятельности: если препятствие
для достижения цели возникает
в самом начале деятельности,
фрустрационные реакции
С точки зрения нарушений в сфере поведения фрустрация может проявляться на двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это осознанное противоречие, вызывающее сильные эмоциональные переживания, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходимы дополнительные условия. Прежде всего противоречие должно осознаваться человеком и при этом восприниматься как значимая для него проблема, требующая решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов порождает сопутствующие им эмоциональные переживания. С критической ситуацией мы имеем дело тогда, когда субъективно невозможно выйти из данной конфликтной ситуации, не найдя приемлемого решения.
Кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт) характеризует состояние, затрагивающее наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становящиеся доминантой его внутренней жизни и сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями: смертью близкого человека, тяжелым заболеванием, резким изменением социального статуса и т. п. Ситуации порождают проблему, от которой человек не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом.
Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни.
Ученые отмечают, что критические ситуации требуют от человека различной внутренней работы. Разного рода стрессовые реакции часто проявляются в виде предельной активации внутренних ресурсов личности, отстаивающей свои реализации жизненных замыслов. Более трудные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня своих жизненных притязаний и перестройки своего духовного, психического "Я". Таким образом, указывая на особенность составляющих величины психической нагрузки, воздействующей на здоровье человека, можно сказать, что чем больше отрицательных факторов в информационно-операциональной, ситуативной и личностной составляющих, тем больше величина воздействия психической нагрузки на организм и психические проявления человека.
Интегральное проявление основных составляющих психической нагрузки - уровень активированности механизмов саморегуляции, поэтому в нашем подходе к психической нагрузке учитываются и изучаются в первую очередь психические механизмы саморегуляции человека в процессе его адаптации к условиям жизнедеятельности.
Саморегуляцию можно определить как механизм внутренней психической активности человека в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности. Это механизм мобилизации и актуализации возможностей человека, компенсации и регуляции психических проявлений в связи с потребностями и целями жизнедеятельности.
От уровня активированности этих механизмов саморегуляции и их корпоративного сочетания в большей степени зависят устойчивость, толерантность к психической нагрузке в различных условиях жизнедеятельности, выраженность психического напряжения, адаптация.
Тщательное изучение деятельности механизмов саморегуляции и наблюдение за ней позволят повысить процесс эффективного управления здоровьем человека. Прикладные и экспериментальные исследования механизмов психической саморегуляции с учетом личностных особенностей человека, внешних условий жизнедеятельности, значимых ситуаций могут более целенаправленно и избирательно оказать помощь в разработке целой системы профилактических, гигиенических и лечебных мероприятий по укреплению физического и психического здоровья человека.
И в заключение нужно отметить, что здоровье - это не просто реализация проявления биологических и социальных функций (если вернуться к началу нашей статьи), а именно потребность в самореализации своих возможностей. А возможности реализуются через достижение целей, которые ставит перед собой человек.
Ученые
отмечают, что условия, которые не позволяют
человеку успешно бороться за признание
собственной личности окружающими, которые
не предоставляют ему возможности испытать
чувство удовлетворения от процесса самоутверждения
и самореализации, способствуют развитию
и закреплению различных форм заболеваний.
Поэтому сохранение и укрепление здоровья
во многом определяются именно активностью,
устойчивостью человека к воздействию
отрицательных факторов психической нагрузки.
I.2. Особенности развития
детей младшего
школьного возраста
Поступление
в школу знаменует собой начало
нового возрастного периода в
жизни ребенка — начало младшего
школьного возраста, ведущей деятельностью
которого становится учебная деятельность.
Л.С. Выготский отмечал
интенсивное развитие интеллекта в младшем
школьном возрасте. Развитие мышления
приводит, в свою очередь, к качественной
перестройке восприятия и памяти, превращению
их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребенок
7–8 лет обычно мыслит конкретными
категориями. Затем происходит переход
к стадии формальных операций, которая
связана с определенным уровнем развития
способности к обобщению и абстрагированию.
К моменту перехода
в среднее звено школьники должны научиться
самостоятельно рассуждать, делать выводы,
сопоставлять, анализировать, находить
частное и общее, устанавливать простые
закономерности.
Если учащиеся 1–2-го
класса выделяют прежде всего внешние
признаки, характеризующие действие объекта
(что он делает) или его назначение (для
чего он), то к 3–4-му классу школьники уже
начинают опираться на знания, представления,
сложившиеся в процессе обучения.
Младший школьник
в своем развитии идет от анализа отдельного
предмета, явления к анализу связей и отношений
между предметами и явлениями. Последнее
есть необходимая предпосылка понимания
школьником явлений окружающей жизни.
Особые трудности
возникают у учащихся в понимании причинно-следственных
связей. Младшему школьнику легче устанавливать
связь от причины к следствию, чем от следствия
к причине. Это и понятно: от причины к
следствию устанавливается прямая связь,
рассмотрение же фактов в обратном порядке
предполагает анализ самых разных причин,
что ребенку зачастую еще не под силу.
Развитие теоретического
Информация о работе Особенности психологической нагрузки младшего школьника