Особенности психологической нагрузки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Областью исследования является психология и педагогика.
Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ !!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Любые нарушения существующих санитарно-гигиенических  норм могут привести к массовой заболеваемости острыми кишечными инфекциями и вирусным гепатитом, пищевым отравлением, которые в школах могут носить вспышечный характер с крайне негативными последствиями.

     Рекомендации  по питанию детей младших классов (6-10 лет).

     Суточный объем питания достигает 2100-2300 г, а распределение калорийности во многом зависит от режима жизни и обучения ребенка. Дети, занимающиеся в первую смену, завтракают дома и на первый завтрак могут получать до 25% суточного калоража.  Второй завтрак, который составляет 20% калоража, они могут получать в школе. Обедают дети либо дома, либо в школьной столовой. Обед составляет 40%, ужин – 20% суточных калорий. При обучении во вторую смену дети обедают дома, а в школе они получают полдник – 20% калорий.

     Набор продуктов в этой возрастной группе очень близок к рациону  старших школьников. Необходимо достаточное количество молочных продуктов (до 550 мл), с исключением жирных мясных блюд, острых соусов, приправ. Калорийность – около 2800 ккал в сутки.

       Существенное внимание уделяется составлению расписания, которое должно выдерживать определенные критерии, связанные с работоспособностью школьников на разных этапах учебной деятельности. Расписание уроков должно соответствовать учебному плану по количеству еженедельных уроков.

               Примерный учебный план основных общеобразовательных учреждений Российской Федерации. 

      Учебные предметы      Количество  часов
 Русский язык      5      4      4      5      5      5      5
Литература       4      4      4      4      4      4      4
Математика       5      5      5      4      4      4      4
Окружающий  мир, природоведение       -      1      1      1      1      1      1
Музыка       1      1      1      1      1      1      1
Изобразительное искусство      1      1      1      1      1      1      1
Физическая  культура      2      2      2      2      2      2      2
Технология (труд)      2      2      2      2      2      2      2
Обязательные  занятия по выбору, факультативы      5      5      4      2      5      4      4
Максимальный  объем учебной нагрузки учащихся при 6-ти дневной учебной недели 25 25 25 22 25 25 25
Максимальный  объем учебной нагрузки учащихся при 5-ти дневной учебной недели 22 22 22 20 22 22 22
 

     При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности  школьников в сочетании с трудностью предметов.

     Умственная  работоспособность учащихся неодинакова  в разные дни недели. В понедельник  происходит постепенное включение  школьников в учебную деятельность. Поэтому их работоспособность в  этот день низкая. Во вторник работоспособность  увеличивается и достигает максимального уровня. В среду у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности, а в четверг она несколько увеличивается, т. к. бессознательно, не умея волевым усилием преодолеть начальные стадии утомления, школьники отдохнули за среду. В субботу работоспособность самая низкая.

     В связи с этим распределение учебной  нагрузки должно строится таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни  в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.

     Установлено, что биоритмологический оптимум  умственной работоспособности у  детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2 – 3 уроках.

     При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть их чередование по сложности, по характеру материалу, по умственной и физической направленности. Например, можно поставить рядом два достаточно сложных предмета, таких, например, как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом однотипные русский язык и литературу не рекомендуется. Хорошо зарекомендовала себя практика «перебивки» сложных уроков относительно простыми, такими как физкультура, труд, музыка, рисование.  Поэтому  эти уроки не рекомендуется ставить ни первыми, ни последними. Желательно избегать сдвоенных уроков по одному предмету.

     Для гигиенической оценки школьного  расписания пользуются шкалами трудности  предметов. При этом подсчитывание  суммы баллов по дням недели в отдельных классах. 

     Шкала трудности предметов для младших школьников (Агарков В.И.).

     Предмет      Количество  баллов
     Математика, русский язык      8
     Русский (национальный) язык      7
     Природоведение       6
     Русская (национальная) литература      5
     История      4
     Изобразительное искусство, музыка      3
     Труд       2
     Физическая  культура      1
 
 

     Гигиеническая оценка мебели и ее размещения в учебном классе. Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп.

     Размеры школьной мебели и ее маркировка.

     Группа  мебели по ГОСТам 11015 – 93

     11016 – 93

     Группа  роста (мм)      Высота  над полом крышки края стола, обращенного  к ученику (мм)      Цвет  маркировки      Высота  над полом переднего края сиденья (мм)
     1 1000 – 1150      460      Оранжевый      260
     2 1150 – 1300      520      Фиолетовый      300
     3 1300 – 1450      580      Желтый      340
     4 1450 – 1600      640      Красный      380
     5 1600 – 1750      700      Зеленый      420
     6 Выше 1750      760      Голубой      460
 

     Мебель  должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка должна быть видна со стороны прохода между рядами. Ее наносят на обеих сторонах стола, стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

     Для определения необходимой ученику  группы мебели рекомендуется цветная  мерная линейка, на которой соответственно группам мебели наносят цветные  полосы:  

     Группа  роста      Цвет  маркировки
     1000 – 1150      Оранжевый
     1150 – 1300      Фиолетовый
     1300 – 1450      Желтый
     1450 – 1600      Красный
     1600 – 1750      Зеленый
     Выше 1750      Голубой
 

               По этой линейке можно легко  определить маркировочный цвет  необходимой мебели. Если мебель  не имеет фабричной маркировки, ее надо провести самостоятельно. Для этого с помощью сантиметровой  ленты или рулетки измеряют основные размеры или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом.

     В каждом классе следует иметь парты  или столы и стулья 2 – 3 группы, в зависимости от потребности.

     Парты (столы) расставляются в учебных  помещениях по номерам: меньшие ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставят первыми. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния:

     - между рядами двухместных столов – не менее 60 см;

     - между рядами столов и наружной  продольной стеной – не менее  50-70 см;

     - между рядами столов и внутренней  продольной стеной или шкафами,  стоящими вдоль этой стены  – не менее 50- 70 см;

     - от последних столов до стены  противоположной классной доске – не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной – не менее 100 см;

     - от первой парты до учебной  доски – 240-270 см;

     - наибольшая удаленность последнего  места учащегося от учебной  доски – 860 см;

     - высота нижнего края учебной доски над полом – 80-90 см.

     В качестве активного  отдыха и с  целью снижения утомляемости, возникающей  в результате  учебной деятельности обучающихся в 1-4 классах  проводится динамическая пауза. Основная цель проведения динамических пауз в течение учебного дня – увеличение двигательной активности школьников, обеспечивающая обучающимся активный отдых и удовлетворяющая их естественную потребность в движении.

     Ответственность за организацию и проведение динамической паузы возлагается на учителя. Общий  объем физкультурно – оздоровительной двигательной активности обучающихся 1-4 классов составляет 5 часов в неделю в 1 классах и 6 часов в неделю во 2-4 классах: 2 часа физкультуры по учебному плану, 3-4 часа в рамках динамической паузы.

     Динамические  паузы включаются в расписание учебных занятий, проводятся учителем после 2-3 уроков по расписанию в дни, когда в расписании класса нет урока физкультуры. Длительность динамической паузы – не менее 45 минут. В случае необходимости и с учетом погодных условий динамическая пауза проводится на свежем воздухе, на спортивной площадке или в спортивном зале, учителем организуется смена школьной формы одежды учащихся на спортивную. Для наибольшей эффективности занятия при подготовке и проведении занятия рекомендуется подбирать подвижные игры, наиболее простые или ранее известные детям, средней и малой интенсивности, в которых допускается перемена состава, быстро появляются результаты, при составлении комплекса физических упражнений учитывать возрастные особенности обучающихся.

     Могут быть использованы следующие динамические паузы и физминутки:

                              

       I    Двигательные. 

     1.«Подрастает  зернышко» 

     Подрастает  зернышко -

     Потянулось  к солнышку.

     С ветерком оно играет,

     Ветерок его качает, К земле низко прижимает - вот как весело играет!

     (Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны  туловища, присели.) 

     2. «С неба падают  снежинки»

     С неба падают снежинки,

     Как на сказочной картинке.

     Будем их ловить руками

     И покажем дома маме.

     (Дети  поднимают руки над головой  и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

     А вокруг лежат сугробы,

     Снегом  замело дороги.

     (Потягивания  - руки в стороны.)

     Не  завязнуть в поле чтобы,

     Поднимаем выше ноги.

     (Ходьба  на месте, колени высоко поднимаются.)

     Вон лисица в поле скачет,

     Словно  мягкий рыжий мячик.

     (Прыжки  на месте.)

     Ну  а мы идем, идем

     (Ходьба  на месте.)

     И к себе приходим в дом.

     (Дети  садятся.) 

          3. «Есть в лесу»

     Есть  в лесу три полочки:

     (Хлопаем  в ладоши.)

     Ели - елки - елочки.

     (Руки  вверх - в стороны - вниз.)

     Лежат на елях небеса, 

     (Руки  вверх.)

     На  елках - птичьи голоса,

     (Руки  в стороны.)

Информация о работе Особенности психологической нагрузки младшего школьника