Особенности психологической нагрузки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Областью исследования является психология и педагогика.
Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ !!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Введение 

       Областью исследования является психология и педагогика.

     Актуальность  исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.

     Различия  в условиях жизни современного человека и его предков все более  выражены и более заметны.

     Электрификация, механизация и автоматизация труда, использование компьютерной технологии в быту и на производстве, мобильные коммуникативные средства общения, аудио-, видеоинформация и т. п. снижают физическую активность и все более повышают влияние психологических нагрузок на организм и психические проявления человека.

     Человек все в большей степени приспосабливает  окружающий мир к получению удовольствия, теряя при этом выработанные организмом в процессе эволюции защитные механизмы  адаптации. Однако понижение уровня здоровья, исчерпания ресурсов организма объяснить только одними физиологическими механизмами невозможно. Опираясь на фундаментальные и практические исследования П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна, Н.П. Бехтеровой, Г.И.Костицкого, М.Н. Ливанова, Е.Н.Соколова, К.В.Судакова и их учеников, можно утверждать, что физиологические механизмы управляют психическими фактами и функционируют под их сильным воздействием.    

     Для современного младшего школьника современные  технологии так же оказывают огромную психологическую нагрузку, которая затрудняет его полноценное развитие, создает препятствие в процессе обучения. Во избежание этого преподаватель должен своевременно заметить и устранить начальную стадию утомляемости младших школьников, используя при этом такие способы как физминутки, динамические игры. 

     Объект  исследования: процесс психического развития детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования: влияние учебной деятельности на возникновение психического и физического утомления младших школьников.  

    Цель: теоретически изучить особенности возникновения и профилактики утомления младших школьников в процессе обучения.

     Задачи:

    1. Проанализировать научную литературу по теме.
    2. Раскрыть понятия «усталость», «утомление» и «переутомление» и их признаки.
    3. Изучить особенности переутомления в младшем школьном возрасте.
    4. Определить способы профилактики утомляемости у младших школьников.

     Методы  исследования:

     Теоретические: анализ, синтез, обобщение. 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
 

I.1. Объективные с субъективные признаки усталости, утомления, переутомления и их причины 

     Переутомление это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. 
           В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Существенное значение в патогенезе заболевания имеет эндокринная система и в первую очередь гипофиз и кора надпочечников. Так, по данным Г. Селье (1960), при действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. 0днако хроническое перенапряжение может привести к  истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах. 

     Обычно  в клинике заболевания выделяют нечетко отграниченные друг от друга три стадии.

     I стадия. Для нее характерно отсутствие жалоб или изредка человек жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже снижение работоспособности. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций.

     II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, люди предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил. 
Часто эти люди имеют характерный внешний вид, выражающийся в бледном цвете лица, впавших глазах, синеватом цвете губ и синеве под глазами. 
Нарушения деятельности нервной системы проявляются в изменениях суточной периодики функций и суточного динамического стереотипа. В сердечно-сосудистой системе функциональные нарушения проявляются в неадекватно большой реакции на психологические нагрузки, в замедлении восстановительного периода после них и в нарушениях ритма сердечной деятельности, и в ухудшении приспособляемости сердечной деятельности к нагрузкам. Нарушения ритма сердечной деятельности наиболее часто проявляются в виде синусовой аритмии, экстрасистолии и атриовентрикулярной блокады I степени.

     В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто  нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. Масса тела у человека в состоянии переутомления падает. Это связано с усиленным распадом белков организма. 
           В состоянии переутомления у человека могут выявляться признаки угнетения адренокортикотропной функции передней доли гипофиза и недостаточность деятельности коры надпочечников. Так, в состоянии переутомления в крови человека определяется уменьшение гормонов коры надпочечников и эозинофилия.

     У человека в состояния переутомления  часто имеет место повышенная потливость. У женщин отмечаются нарушения  менструального цикла, а у мужчин в ряде случаев может быть понижение или повышение половой потенция. В основе этих изменений лежат нервные и гормональные расстройства. 
           Все отмеченные при II стадии переутомления изменения являются следствием нарушения регуляции деятельности и снижения функционального состояния органов, систем органов и всего организма человека. Они также объясняют наблюдающееся при переутомлении понижение сопротивляемости организма к вредному воздействию факторов   внешней среды и, в частности, к инфекционным заболеваниям. 

       III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника гиперстенической формы неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, утомления, общей слабостью и бессонницей; общей слабостью, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем.

       При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и  изменить режим дня на 24 недели, а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется и через 24 недели он возвращается к прежнему объему.

     При переутомлении II стадии занятия на 12 недели заменяются активным отдыхом. Затем в течение 12 месяцев проводится постепенное включение в обычный режим, как это описано при лечении I стадии переутомления. Все это время запрещается нарушение режима труда и отдыха. 
             В III стадии переутомления первые 15 дней отводятся на полный отдых и лечение, которые следует проводить в клинических условиях. После этого человеку назначается активный отдых. Постепенное включение в обычный режим дня проводится еще 23 мес. Все это время запрещается большая психологическая или физическая нагрузка. 
             Лечение переутомления будет успешным только в тех случаях, когда устраняются все причины, вызвавшие ее, и нагрузка приводится в соответствии с общим режимом жизни. Необходимо проводить витаминизацию организма, особенно витамином С, комплексом витаминов группы В и витамином Е. Хороший результат дает назначение седативных и ноотропных средств (настойка валерианы, новопассит, пирацетама, ноотропила), средств, улучшающих микроциркуляцию сосудов головного мозга (трентал, циннаризин и др.) [Соколов И. К. и др., 1977; Бутченко Л. А., 1980]. При лечении III стадии переутомления можно применять гормоны коры надпочечников и гормоны половых желез. 
            Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

     Переутомление в I стадии ликвидируется без каких-либо вредных последствий. Переутомление II и особенно III стадии может привести к длительному снижению работоспособности.    

     Для изучения реакции организма на проведенное  лечение существуют специальные  тесты с физической или психологической  
нагрузкой. Широкое применение нашли велоэргометрия, телеэлектрокардиологический контроль плавания, ходьбы, гребли, функциональные пробы.

     Чем лучше реакция и быстрее восстановление, тем выше уровень адаптации, а, следовательно, и восстановление нормального состояния человека. 

     К сожалению, ни в практическом здравоохранении, ни в разработанных учеными моделях  нет точного представления о  сущности категории здоровья и как  следствие используется множество  критериев его оценки. Самый критикуемый, но все равно популярный критерий, характеризующий сущность здоровья, - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия", среди более конкретных и практических критериев можно выделить такие, как "энергопотенциал биосистемы" и "степень напряженности механизмов адаптации". Кроме данных критериев согласно статистике В. П. Пеленко (1998) существует еще более сотни "критериев здоровья".

     В современных условиях человек находится  под воздействием предельных психических  нагрузок. Проблема психической нагрузки и ее регуляции для сохранения, поддержания здоровья и его улучшения принадлежит к важным направлениям теоретического, прикладного, экспериментального исследований в системе наук, занимающихся здоровьем человека.

       В психологии, особенно в ее прикладных отраслях, широко употребляется понятие "психическая нагрузка". Однако единого научного мнения об этом понятии, как и о понятии "здоровье", нет, и поэтому она трактуется в различных значениях и смыслах. В нашем понимании психическая нагрузка - это произвольный процесс взаимодействия (взаимопроникновения) между внешними факторами, условиями (средовыми, деятельностными, ситуационными), т. е. объективными нагрузочными требованиями, и внутренними условиями (функциями, состояниями, свойствами), т. е. субъективными реакциями, которые мобилизуют или побуждают личность человека к определенной активности.

     На  основе теоретического анализа установлено, что главными составляющими, детерминирующими особенности и величину психической нагрузки, оказывающей воздействие на организм и психику человека, являются: информационно-операционная, ситуативная и личностная.

Информация о работе Особенности психологической нагрузки младшего школьника