Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:32, курсовая работа
Областью исследования является психология и педагогика.
Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.
Введение
Областью исследования является психология и педагогика.
Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.
Различия в условиях жизни современного человека и его предков все более выражены и более заметны.
Электрификация, механизация и автоматизация труда, использование компьютерной технологии в быту и на производстве, мобильные коммуникативные средства общения, аудио-, видеоинформация и т. п. снижают физическую активность и все более повышают влияние психологических нагрузок на организм и психические проявления человека.
Человек
все в большей степени
Для современного младшего школьника современные технологии так же оказывают огромную психологическую нагрузку, которая затрудняет его полноценное развитие, создает препятствие в процессе обучения. Во избежание этого преподаватель должен своевременно заметить и устранить начальную стадию утомляемости младших школьников, используя при этом такие способы как физминутки, динамические игры.
Объект исследования: процесс психического развития детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на возникновение психического и физического утомления младших школьников.
Цель: теоретически изучить особенности возникновения и профилактики утомления младших школьников в процессе обучения.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретические:
анализ, синтез, обобщение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫ
I.1.
Объективные с субъективные
признаки усталости,
утомления, переутомления
и их причины
Переутомление
это патологической состояние, развивающееся
у человека вследствие хронического физического
или психологического перенапряжения,
клиническую картину которого определяют
функциональные нарушения в центральной
нервной системе.
В основе
заболевания лежит перенапряжение возбудительного
или тормозного процессов, нарушение их
соотношения в коре больших полушарий
головного мозга. Это позволяет считать
патогенез переутомления аналогичным
патогенезу неврозов. Существенное значение
в патогенезе заболевания имеет эндокринная
система и в первую очередь гипофиз и кора
надпочечников. Так, по данным Г. Селье
(1960), при действии сильного раздражителя
(стрессора) в организме развивается адаптационный
синдром, или стресс, в процессе которого
усиливается деятельность передней доли
гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения
в эндокринной системе во многом определяют
развитие адаптационных реакций в организме
к интенсивной физической или психологической
деятельности. 0днако хроническое перенапряжение
может привести к истощению коры надпочечников
и тем самым к нарушению в организме выработанных
ранее адаптационных реакций. Следует
подчеркнуть, что в процессе развития
переутомляемости центральная нервная
система включает и регулирует стрессорные
реакции. В основе же патогенеза переутомляемости
лежит нарушение процессов корковой нейродинамики
аналогично тому, как это имеет место при
неврозах.
Обычно в клинике заболевания выделяют нечетко отграниченные друг от друга три стадии.
I стадия. Для нее характерно отсутствие жалоб или изредка человек жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже снижение работоспособности. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций.
II
стадия. Для нее характерны многочисленные
жалобы, функциональные нарушения во многих
органах и системах организма и снижение
физической работоспособности. Так, люди
предъявляют жалобы на апатию, вялость,
сонливость, повышенную раздражительность,
на снижение аппетита. Прогрессирует расстройство
сна, удлиняется время засыпания, сон становится
поверхностным, беспокойным с частыми
сновидениями нередко кошмарного характера.
Сон, как правило, не дает необходимого
отдыха и восстановления сил.
Часто эти люди имеют характерный внешний
вид, выражающийся в бледном цвете лица,
впавших глазах, синеватом цвете губ и
синеве под глазами.
Нарушения деятельности нервной системы
проявляются в изменениях суточной периодики
функций и суточного динамического стереотипа.
В сердечно-сосудистой системе функциональные
нарушения проявляются в неадекватно
большой реакции на психологические нагрузки,
в замедлении восстановительного периода
после них и в нарушениях ритма сердечной
деятельности, и в ухудшении приспособляемости
сердечной деятельности к нагрузкам. Нарушения
ритма сердечной деятельности наиболее
часто проявляются в виде синусовой аритмии,
экстрасистолии и атриовентрикулярной
блокады I степени.
В
состоянии переутомления у
В состоянии
переутомления у человека могут выявляться
признаки угнетения адренокортикотропной
функции передней доли гипофиза и недостаточность
деятельности коры надпочечников. Так,
в состоянии переутомления в крови человека
определяется уменьшение гормонов коры
надпочечников и эозинофилия.
У
человека в состояния переутомления
часто имеет место повышенная
потливость. У женщин отмечаются нарушения
менструального цикла, а у мужчин
в ряде случаев может быть понижение
или повышение половой потенция. В основе
этих изменений лежат нервные и гормональные
расстройства.
Все
отмеченные при II стадии переутомления
изменения являются следствием нарушения
регуляции деятельности и снижения функционального
состояния органов, систем органов и всего
организма человека. Они также объясняют
наблюдающееся при переутомлении понижение
сопротивляемости организма к вредному
воздействию факторов внешней среды
и, в частности, к инфекционным заболеваниям.
III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника гиперстенической формы неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, утомления, общей слабостью и бессонницей; общей слабостью, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем.
При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 24 недели, а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется и через 24 недели он возвращается к прежнему объему.
При
переутомлении II стадии занятия на
12 недели заменяются активным отдыхом.
Затем в течение 12 месяцев проводится
постепенное включение в обычный режим,
как это описано при лечении I стадии переутомления.
Все это время запрещается нарушение режима
труда и отдыха.
В III стадии переутомления первые 15 дней
отводятся на полный отдых и лечение, которые
следует проводить в клинических условиях.
После этого человеку назначается активный
отдых. Постепенное включение в обычный
режим дня проводится еще 23 мес. Все это
время запрещается большая психологическая
или физическая нагрузка.
Лечение переутомления будет успешным
только в тех случаях, когда устраняются
все причины, вызвавшие ее, и нагрузка
приводится в соответствии с общим режимом
жизни. Необходимо проводить витаминизацию
организма, особенно витамином С, комплексом
витаминов группы В и витамином Е. Хороший
результат дает назначение седативных
и ноотропных средств (настойка валерианы,
новопассит, пирацетама, ноотропила), средств,
улучшающих микроциркуляцию сосудов головного
мозга (трентал, циннаризин и др.) [Соколов
И. К. и др., 1977; Бутченко Л. А., 1980]. При лечении
III стадии переутомления можно применять
гормоны коры надпочечников и гормоны
половых желез.
Профилактика
переутомления строится на устранении
вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные
нагрузки должны применяться только при
достаточной предварительной подготовке.
В состоянии повышенной нагрузки интенсивные
занятия следует чередовать с физическими
нагрузками, особенно в дни после экзаменов
или зачетов. Все нарушения режима жизни,
работы, отдыха, сна и питания, а также
физические и психические травмы, интоксикация
организма из очагов хронической инфекции
должны быть устранены. Усиленные занятия
после какого-либо заболевания или в состоянии
реконвалесценции после перенесенных
заболеваний должны быть запрещены.
Переутомление в I стадии ликвидируется без каких-либо вредных последствий. Переутомление II и особенно III стадии может привести к длительному снижению работоспособности.
Для
изучения реакции организма на проведенное
лечение существуют специальные
тесты с физической или психологической
нагрузкой. Широкое применение нашли велоэргометрия,
телеэлектрокардиологический контроль
плавания, ходьбы, гребли, функциональные
пробы.
Чем
лучше реакция и быстрее
К
сожалению, ни в практическом здравоохранении,
ни в разработанных учеными
В современных условиях человек находится под воздействием предельных психических нагрузок. Проблема психической нагрузки и ее регуляции для сохранения, поддержания здоровья и его улучшения принадлежит к важным направлениям теоретического, прикладного, экспериментального исследований в системе наук, занимающихся здоровьем человека.
В психологии, особенно в ее прикладных отраслях, широко употребляется понятие "психическая нагрузка". Однако единого научного мнения об этом понятии, как и о понятии "здоровье", нет, и поэтому она трактуется в различных значениях и смыслах. В нашем понимании психическая нагрузка - это произвольный процесс взаимодействия (взаимопроникновения) между внешними факторами, условиями (средовыми, деятельностными, ситуационными), т. е. объективными нагрузочными требованиями, и внутренними условиями (функциями, состояниями, свойствами), т. е. субъективными реакциями, которые мобилизуют или побуждают личность человека к определенной активности.
На основе теоретического анализа установлено, что главными составляющими, детерминирующими особенности и величину психической нагрузки, оказывающей воздействие на организм и психику человека, являются: информационно-операционная, ситуативная и личностная.
Информация о работе Особенности психологической нагрузки младшего школьника