Особенности психологической нагрузки младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Областью исследования является психология и педагогика.
Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ !!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Следовательно утомляемость начинает появляться и  набирать темп от урока к уроку. На 4 – м уроке показатели достигают своего максимума, следовательно, ученик работает на приделе физических и психических возможностей, привлекая резервы своего еще несовершенного растущего организма.

     В качестве мер, восстанавливающих работоспособность  младшего школьника, использовались занятия физической культурой, которые состояли из уроков физкультуры или физических упражнений, проводимых в течение 15 минут в начале 4 урока.

     Физические  нагрузки чередовались с элементами релаксации (системы расслабляющих  упражнений) в ходе 4 – го урока для сравнения эффективности воздействия того и другого способов снятия умственного и психического утомления.

     В результате организации подобной деятельности показатели концентрации внимания, темпа  выполнения задания и переключаемости  восстанавливались, что свидетельствовало об эффективности воздействии на организм школьников физических нагрузок и релаксации.

     Однако  представляются интересными некоторые  выявленные тенденции. Так, например, занятие  физическими упражнениями в течение 15 минут дают наибольший эффект учеником 7 -8 лет. Концентрация их внимания восстановилась практически полностью: К=87,3%; А=61,9%; С=82,5%. Урок физической культуры продолжительностью 40 минут позволил восстановить уровень работоспособности, но в несколько меньших показателях исследуемых величин: К=85,4%; А=60,2%; С=79,4%5. Выполнение расслабляющих упражнений оказало минимальный эффект на функции. Скорее всего, для детей 7 – 8 лет предлагаемые в ходе урока физические нагрузки достаточно высоки. Данной возрастной группе сложнее организовать себе  и включится в максимально возможно темп работы на уроке после 40 – минутной двигательной активность.

     Использование элементов релаксации – недостаточно эффективный способ восстановления, очевидно, потому, что некоторые  дети не могут сразу освоить расслабляющие упражнения. Только после нескольких серьезных и регулярно проводимых в школе занятий удается ощутить некоторый эффект.

     У учеников 3 – го класса (10 – 11 лет) наблюдается  противоположная картина распределения  экспериментальных данных. Больший эффект в восстановлении работоспособности наблюдается при проведении урока физической культуры. В данном случае концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстановились практически полностью (К=97,2%; А=86,1%; С=90,2%).

     Выполнение  физических упражнений или элементов релаксации оказалось фактором, недостаточно способствующим восстановлению работоспособности после достигнутого уровня утомления.

     У учеников 2-го класса (9 – 10лет) сложнее  всего оказалось установить способ восстановления, который был бы максимально позитивным от своего применения. По данным первого среза это оказались физические упражнения, второго – уроки физической культуры. Расслабляющие упражнения всякий раз выступали в качестве недостаточно эффективного средства, что позволило выявить определенную закономерность, оставив приоритет за физическими нагрузками.

     Ежедневное  использование физических упражнений, элементов релаксации в течение  рабочей недели (на 4 – м уроке) позволило поддержать работоспособность  младших школьников в конце учебного дня, недели, четверти. Результаты обучения не снижались к концу дня и недели, хотя подобная закономерность наблюдалась до момента введения подобных занятий. Педагоги и родители констатируют улучшение успеваемости, повышение деятельностной активности, мотивации обучения.

     Полученные  результаты позволяют сделать вывод  о том, что физические упражнения, уроки физической культуры и расслабляющие  упражнения (релаксация) способствуют восстановлению работоспособности  младших школьников. Однако эффективность их применения различна в зависимости от психологических и возрастных особенностей младших школьников.     

       
 

       

     I.4. Некоторые способы  профилактики утомляемости  у младших школьников

       Для профилактики и снижения утомляемости у младших школьников необходим режим дня, который соответствует возрастным особенностям и учитывает их ведущую деятельность.           

       Режим дня школьников должен включать следующие обязательные элементы:

     - учебные занятия в школе и  дома;

     - отдых с максимальным пребыванием на воздухе;

     - регулярное питание;

     - достаточный сон;

     - свободное время, занятие по  интересам ребенка.

     При построении режима дня учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень функционирования обеда, падение в вечерние часы.

     Работоспособность школьников в течение дня имеет  два подъема, совпадающих по времени  с периодами высокого уровня физиологических  функций: в 8 – 12 ч. и в 16 – 18ч. При  этом первый подъем работоспособности  выше и продолжительнее первого.

     В соответствии периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия должны проводиться после обеда и продолжительного отдыха и по времени совпадать с повышением работоспособности. Учащимся второй смены целесообразно готовить уроки после утреннего завтрака.

     Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5 – 2-часового пребывания на свежем воздухе.

     Гигиенически  допустима следующая продолжительность  домашних заданий: в 1-м классе (со второго  полугодия) – до 1 часа; во 2-м классе – до 1,5 ч.; в 3-4-х классах – до 2 ч.

     Время перед началом приготовления  домашних заданий, после их выполнения рекомендуется проводить на открытом воздухе. Общая продолжительность прогулки должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3 – 3,5 часов.

     Немаловажную  роль в профилактике утомляемости играет наличие свободного времени у  детей младшего школьного возраста, которое способствует активизации умственной деятельности.

       Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста – 1-1,5ч. в день. Свободное время  целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада работоспособности. Не следует сочетать с выполнением домашних заданий такие занятия как чтение художественной литературы, игры на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления детей.

     Залогом успешной деятельности является сон. Продолжительность сна у детей младшего школьного возраста составляет 11 – 10 часов. Для детей ослабленных, часто болеющих целесообразно организовать дневной сон в послеобеденное время.

     В режиме дня следует так же предусмотреть достаточное время для самообслуживания (прием пищи, туалет, гимнастика). Общая продолжительность времени, затрачиваемого на личное самообслуживание, составляет в среднем 2 часа в день.

     Одним из главных компонентов режима дня  младших школьников является питание. Режим питания для школьников организуется с учетом занятий в первую и вторую смены. Для занимающихся в первую смену: первый завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе, обед по возвращению из школы, ужин. Для учащихся второй смены: первый завтрак, обед перед уходом в школу, полдник в школе, ужин. 

     Режим дня школьника 9 – 10 лет.

     Режимные  моменты      Часы  суток
     Пробуждение и подъем      7.00
     Утренняя  гимнастика, туалет, уборка постели      7.00 – 7.30
     Завтрак      7.30 – 8.00
     Дорога в школу      8.00 – 8.30
     Учебные занятия в школе, завтрак на большой  перемене, внеклассные занятия      8.30 – 12.30
     Дорога  из школы      12.30 – 13.00
     Обед       13.00 – 13.30
     Послеобеденный  отдых (сон) или свободное занятие (чтение, просмотр телепередач, игры на компьютере)      13.30 – 14.30
     Учебные занятия – приготовление домашнего  задания      14.30 – 15.30
     Прогулка       15.30 – 17.30
     Свободные занятия      17.30 – 20.00
     Ужин       20.00 – 20.20
     Свободные занятия      20.20 -21.00
     Приготовление ко сну      21.00 – 21.30
     Сон      21.30 – 7.00

               
 

     Школьный  рацион.

     В школе, ребенок проводит значительную часть дня, и, конечно же одной из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание.

     Питание оказывает существенное влияние, как на физическое, так и на нервно- психическое развитие ребенка. После первого года жизни масса тела значительно увеличивается, высокой остается скорость роста. Продолжается дифференциация центральной нервной системы, внутренних органов, иммунитета. В связи с возрастающей физической активностью ребенка постоянно растет уровень энергетических затрат, меняется потребность в основных ингредиентах и калориях. С возрастом изменяется суточный объем пищи, ее дозировка должна соответствовать объему желудка. Рекомендуются следующие соотношения между животными и растительными белками: от 4 до 6 лет – 65% животных белков, от 7лет и старше – 50%. Жиры дают калории в два раза больше, чем белки и углеводы, и позволяют уменьшить объем пищи. Растительные жиры должны составлять не менее 16 – 20% по отношению к общему количеству жира.

     Углеводы  принимают участие в обмене белка, способствуют окислению жира. У детей  перегрузка углеводами при недостаточном  содержании в рационе белков и  жиров ведет к понижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, обострению аллергических реакций. За счет углеводов должно покрываться 50% суточной потребности в калориях. Усвояемость углеводов очень высока достигает 98%.

     В дневной рацион следует включать следующие продукты, как хлеб, масло, мясо, молоко, овощи, сахар – ежедневно, а другие – сметана, сыр, яйца, творог – даются не каждый день. Важно помнить, что мясо, содержащее полноценные белки, желательно заменять рыбой или творогом, а не крупой или мучными изделиями. Важно правильно сочетать продукты. Если на завтрак дается каша, хлеб с маслом, то на обед и ужин лучше приготовить овощные блюда. На завтрак рекомендуются молочные каши, отварной картофель, творожные, картофельные, макаронные запеканки, блюда из яиц. Дополнительно дается сыр, колбасные изделия. На обед готовятся блюда из мяса, рыбы, так как эти продукты дают более длительное чувство насыщения. На ужин – овощные, крупяные блюда, молочные продукты.

     В течение дня блюда не должны повторяться. Ежедневно в рационе школьника  любого возраста должны быть фрукты и  овощи – как основной источник витаминов и микроэлементов.

     Не  рекомендуется применение острых приправ  и пряностей, использование соленых  продуктов.

     Чрезвычайно важно соблюдение санитарно –  гигиенических норм при приготовлении  любых блюд, их хранении, а также  санитарного состояния всех помещений, относящихся к пище блоку. Сотрудники пищеблоков должны иметь допуск к работе, придерживаться единых рекомендаций и нормативов, относящихся к питанию школьников.

Информация о работе Особенности психологической нагрузки младшего школьника