Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста спортивным играм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всесторонний анализ теории по методам обучения и их использованию в учебном процессе. Для достижения цели работы мы рассмотрим характеристики свойственные любому обучению, независимо от специфики его предметного содержания. Данная цель работы обусловливает следующие задачи:
1) изучить и проанализировать терминологическую базу исследования;
2) дать характеристику методам обучения;
3) проанализировать классификации методов обучения.

Содержание

Введение 6
1 Обучение как процесс. Взаимосвязь с наукой 8
1.1 Процесс обучения 8
1.2 Классификация методов обучения 11
2 Применение методов обучения в различных возрастных группах……………………………………………………………………………..22
2.1 Младший и средний школьный возраст 23
2.2 Старший школьный возраст 37
Заключение………………………………………………………………………....41
Библиографический список ……………………………………………………....43

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

       В I классе дети учатся составлять план прочитанного. В III классе они уже умеют составить план большого рассказа или отрывка, формулируя пункты плана в виде назывных предложений. Дальнейшая работа с учебником и книгой готовит детей к восприятию текста, вооружает их умением вдумываться в название статьи, вырабатывает у детей навыки внимательного чтения с выделением, основной цели. Не менее важное значение имеет привитие школьникам навыка самостоятельной работы над статьей, тщательный контроль со стороны учителя за правильностью понимания учащимися прочитанного, выяснение отношения детей к событиям, действиям, поступкам героев.

       По  мере овладения учащимися техникой чтения их нужно вооружать умениями самостоятельно изучать материал по учебнику и книге, уметь выполнять  следующие действия:

       - определить тему, вопрос и дать себе отчет в том, что нужно узнать, в чем разобраться;

       - внимательно прочитать материал, разбить его на части и составить  план прочитанного;

       - дать устные ответы на вопросы  (краткие и развернутые);

       - научиться приводить свои примеры  к прочитанному;

       - уметь формулировать выводы по всему прочитанному.

       Умение  работать с книгой развивается и  совершенствуется во время различных  внеклассных занятий: соревнований на лучший рассказ по книге, совместных обсуждений прочитанных книг, нахождения лучших в художественном отношении отрывков в прочитанных книгах.

       Правильно поставленные наблюдения содействуют  развитию умственных способностей детей. Эта мысль нашла подтверждение  в экспериментах В. А. Сухомлинского. Он справедливо считал, что острота  детской памяти, яркость мысли с поступлением ребенка в школу не только не ослабятся, но еще больше усилятся, если средой, в которой ребенок будет учиться мыслить, запоминать и рассуждать, станет окружающий мир. И он отобрал на весь период обучения детей в начальной школе строго определенный круг явлений, которые станут предметом наблюдений его питомцев. Так сложились 300 страниц «Книги природы», как ее образно назвал В. А. Сухомлинский. В этом опыте, к которому не раз будут обращаться многие учителя, привлекает четкая позиция автора: наблюдения за природой — источник и средство умственного развития учащихся, строгий отбор объектов наблюдений, тонко разработанная методика проведения наблюдений, направленная на то, чтобы пробудить умственную активность воспитанников [30, с. 165].

       На  основе длительных опытов В. А. Сухомлинский выявил важную закономерность умственного развития школьников: «...Чем больше абстрактных истин, обобщений надо усвоить на уроке, чем напряженнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться к первоисточнику знаний — к природе, тем ярче должны запечатлеваться в его сознании образы и картины окружающего мира... Умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а лишь средство: яркий образ окружающего мира является для учителя источником, в различных формах, красках, звуках которого кроются тысячи вопросов» [32, с. 218].

       Эти опыты замечательного советского педагога убеждают, что наблюдения должны сопровождать весь процесс обучения детей в  начальной школе.

       Простые наблюдения проводятся учеником ежедневно. Характер их может быть различным: рассматривание движения рыб в банке, наблюдения за ростом растений, наблюдения за животными  и т. д. Наблюдения могут проводиться  по определенной, сформулированной учителем вместе с учащимися программе. Они могут быть предваряющими изучение материала или итоговыми, заключительными.

       В начальных классах широко применяется  демонстрация предметов: орудий труда, образцов горных пород, сельскохозяйственных растений. Иногда учитель раздает некоторые предметы учащимся. В этом случае демонстрация сочетается с методом наблюдений. Дидактика формулирует следующие правила демонстрации предметов: предмет надо показывать так, чтобы он воспринимался различными органами чувств. При этом условии сильное впечатление окажут на учащихся наиболее значимые стороны объекта. Важно показать предмет в изменении и развитии.

       Не  все предметы могут быть показаны в классе, поэтому большое значение в учебном процессе имеет демонстрация картин и схем. При подборе картин учитель не может не учитывать некоторых психологических условий воздействия картины на восприятие учащихся. Картины, используемые в учебных целях, должны быть красочными, достаточных размеров, чтобы их могли видеть все учащиеся.

       В начальных классах широко используются диафильмы. Это доступный каждому учителю вид наглядности. Диафильм дает возможность показать явления в движении, проникнуть в процессы, скрытые от учащихся. И в то же время использование фильмоскопа позволяет учителю успешно сочетать демонстрацию диафильма с рассказом или беседой, сосредоточивать внимание учащихся на отдельных кадрах, повторять их демонстрацию, успешно сочетать демонстрации диафильма с чтением. Для начальной школы созданы самые разнообразные диафильмы. Важно широко использовать все их многообразие в учебной работе с младшими школьниками.

       В практику учебной работы все шире входит демонстрация учебных фильмов. Использование кино требует от учителя  более тщательной подготовки. Прежде всего преподавателю приходится предварительно самому познакомиться с содержанием картины, чтобы решить вопрос о сочетании кино с другими методами обучения. Как правило, необходимые предварительные разъяснения учитель дает перед демонстрацией фильма, отдельные замечания делает в ходе его демонстрации, чтобы дети увидели главное, а после окончания демонстрации использует содержание фильма для более глубокого овладения изучаемым материалом.

       В начальных классах такая методика использования кинофильма по всегда может быть приемлемой. Случается так, что дети просмотрят фильм и не увидят того, что необходимо учителю. Поэтому довольно часто приходится прерывать демонстрацию, делать необходимые пояснения, выявлять качество и полноту восприятия того или иного материала и только после этого продолжать демонстрацию кинофильма.

       В начальных классах дается много  разнообразных письменных упражнении. Они должны выполняться особенно тщательно и быть хорошо оформлены. В этой связи хочется обратить внимание будущих учителей на важность аккуратного ведения всеми учениками тетрадей. Необходимо, чтобы в школах был установлен определенный режим ведения тетрадей, который должен строго выполняться.

       Учебно-практические работы. Их цель — обеспечить закрепление  и конкретизацию полученных теоретических  знаний учащихся, полнее осуществлять связь теории и практики в обучении. Примером такой работы в сельском хозяйстве могут быть проведение анализа почвы, изучение минеральных удобрений, разработка рациона кормления скота и др.

       Практические  работы проводятся не только в классе. Они включают работу по выращиванию растений, уход за животными, уборку урожая, занятия на пришкольных участках. Непосредственный труд — это логическое продолжение практической работы, необходимая ее составная часть.

       Расширение  объема практических работ в учебно-воспитательном процессе школы побуждает дидактику искать условия повышения их эффективности. Одним из таких условий является тесная связь практических работ с научными знаниями.

       Практические  работы должны быть подобраны и проведены  так, чтобы они способствовали углублению знаний, формированию навыков и умений.

       Достаточно  наблюдать за ходом практической работы школьников, чтобы убедиться  в том, что они далеко не всегда прибегают к помощи полученных знаний в ходе выполнения работы. Потребность  в.самостоятельном применении знаний возникает, если перед учащимися ставится комплексная трудовая задача (вырастить на участке высокий урожай какой-либо культуры), требуется составить обоснованный план предстоящей работы, мотивировать его отдельные разделы.

       Дети успешно справятся с работой, если будут знать порядок ее выполнения. Им надо не только рассказать, но и показать, как лучше выполнить работу.

       Большое значение имеет и организация  учащихся при выполнении работы. Введение элементов разделения труда между  учащимися или звеньями, бригадами, организация соревнования на лучшее выполнение работы значительно повысят ее воспитательное значение. В такой работе вырастают и зреют ростки коллективизма. Каждая практическая работа завершается подведением итогов и ее оценкой.

       Творческие  работы учащихся. Задача школы в  усвоении знаний не может быть сведена  к тренировке учащихся. Важно развивать  и их творческие способности. С этой целью применяются различные  виды работ творческого характера, связанные с обобщением имеющихся в той или иной области знаний и созданием на их основе новых оригинальных изделий, проектов и т. д.

       В зависимости от характера каждого  предмета творческие работы могут быть различными: изложения, сочинения, составление  и решение задач, конструирование, опытническая работа. В первые годы обучения большое внимание уделяется овладению учебным материалом, но и в этом процессе значительное место занимает творческий подход учащихся. Поощряйте стремление детей решить задачу другим способом, придумать свое название статьи, по-своему изложить материал, внести элемент самостоятельности в рисунок, лепку, изготовление тех или иных поделок — все это значительно усилит влияние обучения на развитие творческих способностей детей. Хотелось бы особенно подчеркнуть роль творческого начала в обучении младших школьников, так как именно в этом возрасте происходит формирование некоторых способностей. Поэтому по мере роста учащихся разнообразные работы творческого характера должны занимать все более важное место в учебном процессе [30, с. 192].

       Средний школьный  возраст от 11—12 до 15 лет  — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в  школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.

       В этом возрасте происходит бурный рост  и развитие  всего организма.

       Значительно  возрастает  сила  мышц.  А  вот  развитие  внутренних   органов  происходит неравномерно,  что  приводит  к  различным  нарушениям:  учащение сердцебиения,  учащенное  дыхание.  Продолжается  развитие  нервной системы, мыслительной деятельности.

       Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние  на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

       Мировоззрение,  нравственные  идеалы,  система   оценочных   суждений, моральные принципы, которыми школьник  руководствуется  в  своем  поведении, еще  не  приобрели  устойчивость,  их  легко  разрушают  мнения   товарищей, противоречия жизни.

       Правильно организованному  воспитанию  принадлежит  решающая  роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт  приобретает  подросток,  будет складываться его личность.[31, с. 204]

       Душевный  мир подростка Н. К. Крупская характеризовала  психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

       В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка  по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. [24, с. 132]. 

       Основным  видом деятельности подростка, как  и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной  деятельности в этом возрасте существенно  изменяется. Подросток приступает к  систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.

Информация о работе Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста спортивным играм