Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста спортивным играм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всесторонний анализ теории по методам обучения и их использованию в учебном процессе. Для достижения цели работы мы рассмотрим характеристики свойственные любому обучению, независимо от специфики его предметного содержания. Данная цель работы обусловливает следующие задачи:
1) изучить и проанализировать терминологическую базу исследования;
2) дать характеристику методам обучения;
3) проанализировать классификации методов обучения.

Содержание

Введение 6
1 Обучение как процесс. Взаимосвязь с наукой 8
1.1 Процесс обучения 8
1.2 Классификация методов обучения 11
2 Применение методов обучения в различных возрастных группах……………………………………………………………………………..22
2.1 Младший и средний школьный возраст 23
2.2 Старший школьный возраст 37
Заключение………………………………………………………………………....41
Библиографический список ……………………………………………………....43

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

       Метод демонстраций — включением в учебный  процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов.

       В последнее время в качестве наглядных широко стали применяться компьютеры и информационные технологии, которые дают возможность выполнять массу действий, в том числе и моделировать изучаемые процессы и явления.

       Используя наглядные методы, необходимо учитывать  некоторые особенности:

       - прежде всего надо брать во внимание возраст школьников;

       - во всем должна быть мера, в  том числе и при использовании  наглядных пособий, т.е. демонстрировать  их следует постепенно, в соответствии  с моментом урока;

       - наглядные пособия необходимо  показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся;

       - при показе наглядных пособий  следует четко выделять основные  моменты (главные мысли);

       - прежде чем давать пояснения,  их заранее тщательно продумывают;

       - используя наглядные пособия,  помните, что они в точности  должны соответствовать излагаемому материалу;

       - наглядные пособия призваны побуждать  школьников самим искать в  них необходимую информацию [19, c. 61].

       Практические  методы обучения необходимы для формирования у школьников практических умений и  навыков. Основой практических методов является практика. Существует несколько видов практических методов: упражнения, лабораторные работы, практические работы.

       Упражнения  — многократные выполнения действий, как устных, так и практических, направленных на повышение их качества и овладение ими. Упражнения необходимы абсолютно для каждого предмета, поскольку они формируют умения и закрепляют полученные знания. И это характерно для всех этапов учебного процесса. Однако методика и сам характер упражнений для разных учебных предметов будут различны, поскольку на них влияют конкретный материал, изучаемый вопрос и возраст школьников.

       Еще один вид практических методов —  лабораторные работы, т.е. проведение школьниками  опытов по заданию и под руководством учителя. При этом используются различные приборы, инструменты и технические средства, с помощью которых ребята изучают какое-то явление.

       Иногда  лабораторные работы представляют собой  исследовательский процесс по изучению какого-либо одного явления. Например, могут проводиться наблюдения за ростом растений, за погодой, развитием животных.

       Проведение  практических работ связано с  завершением изучения крупных разделов. Они, обобщая полученные школьниками  в процессе обучения знания, одновременно проверяют уровень усвоенности  пройденного материала.

       Практические  работы проводятся после изучения крупных  разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться  не только в классе, но и за пределами школы [33, c. 39-42].

       2) М. А. Данилов, Б. П. Есипов подразделяют методы обучения в зависимости от основных дидактических задач реализуемых на данном этапе обучения (методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала,  методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся)

       Данная  классификация методов согласуется  с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов [15, c. 29].

       Методы  устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа.

       Рассказ и объяснение учителя это наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала.

       При работе с обучающимися старшего возраста, учителям приходится по отдельным темам  устно излагать значительный объем  новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.

       Лекция  отличается от рассказа тем, что изложение  здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами.

       Сущность  беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

       Методы  закрепления изучаемого материала это беседа и работа с учебником.

       В курсе каждого учебного предмета есть темы достаточно сложные, вызывающие затруднения при усвоении учащимися. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже проводить беседу.

       Методы  самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.

       Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное, для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий.

       Сущность  работы с учебником заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.

       Лабораторная  работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному  плану проделывают опыты или  выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

       Лабораторные  работы пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем.

       Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.

       Умения  и навыки формируются с помощью  метода упражнений. Сущность этого  метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.

       Организация лабораторных работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы:

       а) постановка цели лабораторных занятий,

       б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения,

       в) подведение итогов работы.

       При проведении лабораторных занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.

       Методы  проверки и оценки знаний, умений и  навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

       Проверка  и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие:

       а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

       б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;

       в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

       г) выпускные и переводные экзамены.

       Повседневное  наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

       Устный  опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

       Контрольные работы весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

       Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

       Проверка  домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

       В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом, или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ [32, c. 159-163].

       3) М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер делят методы обучения по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы) [32, c. 63].

       Объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-рецептивный): рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов.

       Суть  этого метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Информация о работе Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста спортивным играм