Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:07, курсовая работа
Актуальность исследования. Вопрос оптимальной организации коррекционной работы в процессе обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью остается актуальным, учитывая всю сложность и многообразие проявлений интеллектуальной недостаточности. И здесь важно избрать соответствующие методы и приемы организации обучения и воспитания. Повышенное внимание к проблеме детей с проблемами в развитии вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка интеллектуальная недостаточность по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………4
1. Коррекционная работа. Особенности и направления коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
1.1 Коррекционная работа. Направления коррекционной работы. Характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..6
1.2 Особенности коррекционной работы с детьми умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………….12
1.3 Цели и задачи коррекционной работы во вспомогательной школе……………………………………………………………………………………..15
2. Разработка и планирование коррекционной программы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Программа по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью…………………………………….18
2.2 Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….32
Ø Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и воспитательной работы.
Ø Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей также является стратегической задачей обучения. необходимо принимать во внимание : учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального физического и психического развития.
Ø Содержание работы с детьми выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию.
Ø Следует помнить, что в обучении детей с нарушениями интеллекта необходимо максимально использовать игровые приемы, а детям предлагать игровые задачи, при решении которых формируется обозначенный в программе навык. Например, допрыгать к домику Мышки-Норушки (игровая задача — «угостить мышку сыром»), пройтись по дорожке из кубов с переступанием (игровая задача — переход по «камушкам через речку», речка обозначена условным символом — полоской голубой бумаги или голубым полотном).
Ø В практике обучения детей с нарушением интеллекта используются традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические и их разнообразные комбинации. Однако специфика применения этих методов для работы с данной категорией детей состоит в том, что среди них преобладают практически направленные методы обучения. Очень важными для детей дошкольного возраста являются показ и подражание, сопровождающиеся умелым речевым комментарием взрослого. Словесная установка взрослого в форме высказываний «смотрите на меня», «делайте, как я» организует внимание детей и способствует усвоению детьми последовательности выполнения тех или иных действий.
Рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью:
ü При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
ü Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
ü Для детей с интеллектуальной недостаточностью важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
ü При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Дефектологу необходимо:
§ следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
§ посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
§ поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
§ разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
§ требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.
ВЫВОДЫ:
Таким образом, мы можем сказать, что при разработке программы по коррекции познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста мы опирались на индивидуальные особенности каждого ребенка, учитывая их возможности. При разработке программы мы выделили некоторые рекомендации учителю дефектологу.
Специалисту необходимо:
1. следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
2. посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
3. поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
4. разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
5. требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.
В
процессе разработки программы мы столкнулись
с трудностями адаптации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы нами была проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература. С ее помощью нами были выделены следующие особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью:
1. Развитие ощущения и восприятия происходит значительно медленнее, чем в норме. Характеризуются сниженным темпом и слабой дифференцированностью.
2. Для памяти учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны нарушения процессов запоминание, сохранения и воспроизведения информации.
3. Мышление таких детей тугоподвижно. Страдают такие операции как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, сравнение. Мышление находится на наглядно-действенном уровне.
4. Страдают все виды деятельности: игровая, трудовая, учебная
Таким образом, можно сказать,
что особенности
В процессе изучения
ü Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
ü Основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход.
ü Содержание работы с детьми выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям задач.
ü В коррекционной работе следует опираться на потенциальные возможности ребенка.
Исследования подтверждают
Важно отметить то, что чем
раньше начинается коррекционная
работа с детьми с
При разработке коррекционной
программы для младших
СПИСК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О
детях с отклонениями в
2. Пузанов, Б.П., Коррекционная педагогика / Под.ред. Б.П. Пузанова. - М.: Просвещение. - 1979. - 184 с.
3.
Кащенко, В.Г. Педагогическая
4. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов. – Екатеринбург. - 1998. - 94 с.
5. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / редактор – составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М». - 2007. - 324 с.
6. Елизаров, А.Н. Концепции и методы психологической помощи / А.Н. Елизаров. - Ось – 89. - 2007. - 256 с.
7. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения,
воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой / Х.С. Замский. - М. - 1995. - с. 323-351.
8. Белякова, И.А., Петрова, В.Г. Психология умственно отсталого
ребенка. / И.А. Белякова. - М. - 1998. - 186 с.
9. Пузанов, Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллекта. / Б.П. Пузанов. - М. - 2000. - 188 с.
10. Вишневская, С.Е. Некоторые современные тенденции специального образования в США. // Дефектология. - 1987. - № 2. - 34-38 с.
11. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными
интеллектуальными возможностями в семье // Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. - 2006. - №1. - с. 62 – 65.
12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. - Москва: Академия, 2003. - 480 с.
13. Баряева, Л.Б., Зарин, А.В. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб. – метод, пос. / Л.Б. Баряева. – СПб. - 2001. - 98 с.
14. Дмитриева, Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. / Е.Е.Дмитриева. - М. - 2005. - 106 с.
15. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском
возрасте: Учеб. пос. для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. / В.В. Лебединский. - М. - 2003. - 103 с.
16. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пос. для учителей и студентов дефектологов пед. ин-тов. Под ред. В.В. Воронковой. - М. - 1994. - 98 с.
17. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. / Е.А. Стребелева. - М. - 2004. - 156 с.
18. Улъенкова, У.В., Лебедева, О.В. Организация и содержание
специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. / У.В. Улъенкова. - М. - 2002. - 105 с.
19. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение:
Организационно-педагогические аспекты: Метод, пос. для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. / С.Г. Шевченко. - М. - 1999. - 123 с.
20. Ильясова, И.И., Ляудис, Я.В. Хрестоматия по возрастной и
педагогической психологии / И.И. Ильясова, Я.В. Ляудис // М.: Изд. Московского университета. - 1980. - с. 214.
21. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // М.: Просвещение. - 2003. - c. 272.
22. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия.2-е изд. / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с. (Серия «Хрестоматия»).
23. Буторин, Г.Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии / Г.Г. Буторин. - Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2004. - 112 с.
24. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и
патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Изд-во Питер. - 2004. - 480 с. - ил.
25. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия». - 2003. - 320 с.
26. Процко, Т.А. Особенности развития познавательной стороны
психики у младших школьников с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости): учеб.пособие / Т.А. Процко. – МН.: БГПУ. - 2006. - 54 с.
27. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д. - 2001. - 448 с.