Особенности коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Вопрос оптимальной организации коррекционной работы в процессе обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью остается актуальным, учитывая всю сложность и многообразие проявлений интеллектуальной недостаточности. И здесь важно избрать соответствующие методы и приемы организации обучения и воспитания. Повышенное внимание к проблеме детей с проблемами в развитии вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка интеллектуальная недостаточность по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………4
1. Коррекционная работа. Особенности и направления коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
1.1 Коррекционная работа. Направления коррекционной работы. Характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..6
1.2 Особенности коррекционной работы с детьми умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………….12
1.3 Цели и задачи коррекционной работы во вспомогательной школе……………………………………………………………………………………..15
2. Разработка и планирование коррекционной программы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Программа по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью…………………………………….18
2.2 Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Ещё курсовая.docx

— 60.21 Кб (Скачать)

Ø  Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и воспитательной работы.

Ø Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей также является стратегической задачей обучения. необходимо принимать во внимание : учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального физического и психического развития.

Ø Содержание работы с детьми выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию.

Ø Следует помнить, что в обучении детей с нарушениями интеллекта необходимо максимально использовать игровые приемы, а детям предлагать игровые задачи, при решении которых формируется обозначенный в программе навык. Например, допрыгать к домику Мышки-Норушки (игровая задача — «угостить мышку сыром»), пройтись по дорожке из кубов с переступанием (игровая задача — переход по «камушкам через речку», речка обозначена условным символом — полоской голубой бумаги или голубым полотном).

Ø                 В практике обучения детей с нарушением интеллекта используются традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические и их разнообразные комбинации. Однако специфика применения этих методов для работы с данной категорией детей состоит в том, что среди них преобладают практически направленные методы обучения. Очень важными для детей дошкольного возраста являются показ и подражание, сопровождающиеся умелым речевым комментарием взрослого. Словесная установка взрослого в форме высказываний «смотрите на меня», «делайте, как я» организует внимание детей и способствует усвоению детьми последовательности выполнения тех или иных действий.

Рекомендации  по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью:

ü При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

ü Необходимо тщательно отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

ü Для детей с интеллектуальной недостаточностью  важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

ü При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

          Дефектологу необходимо:

§ следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

§ посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

§ поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

§ разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

§ требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, мы можем сказать, что при  разработке программы по коррекции  познавательных процессов у детей  с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста мы опирались  на индивидуальные особенности каждого  ребенка, учитывая их возможности. При  разработке программы мы выделили некоторые  рекомендации учителю дефектологу.

Специалисту необходимо:

1. следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

2. посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

3. поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

4. разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

5. требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.

В процессе разработки программы мы столкнулись  с трудностями адаптации диагностических  методик к категории детей  с интеллектуальной недостаточностью. Это обусловлено прежде всего нехваткой литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе написания курсовой работы нами была проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература. С ее помощью нами были выделены следующие  особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью:

1. Развитие ощущения и восприятия происходит значительно медленнее, чем в норме. Характеризуются сниженным темпом и слабой дифференцированностью.

2. Для памяти учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны нарушения процессов запоминание, сохранения и воспроизведения  информации.

3. Мышление таких детей тугоподвижно. Страдают такие операции как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, сравнение. Мышление находится на наглядно-действенном уровне.

4. Страдают все виды деятельности: игровая, трудовая, учебная

                 Таким образом, можно сказать,  что особенности познавательной  деятельности детей с интеллектуальной  недостаточностью приводят к  недоразвитию личности. Однако в  условиях положительного отношения  к ребенку, коррекционно-развивающего  обучения в специальной школе  появляются позитивные тенденции  к компенсации дефекта.

                  В процессе изучения специальной  литературы нами были выделены  следующие особенности коррекционной  работы с детьми с умеренной  интеллектуальной недостаточностью  младшего школьного возраста:

ü Целью  коррекционной   работы   является   исправление   (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе  общего  его образования, подготовка к жизни и труду.

ü Основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход.

ü Содержание работы с детьми выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям задач.

ü В коррекционной работе следует опираться на потенциальные возможности ребенка.

                   Исследования подтверждают значение  коррекционной работы в преодолении   недостатков ребёнка с интеллектуальной  недостаточностью. Конкретные методические  пути использования процесса  обучения в  целях коррекции  могут быть весьма  разнообразными.  Они  зависят  от  объективного  содержания   учебного  материала,  от  большей   или   меньшей   возможности использования практических  работ в учебном  процессе  и  способов  сочетания практических  и словесных  средств  обучения.  Конкретные  методические  пути  коррекционно  –  развивающей   работы  избираются   с   учётом   особенностей интеллектуальной  и эмоционально – волевой сферы  учащихся  на  том  или   ином этапе их обучения.

                 Важно отметить то, что чем  раньше начинается     коррекционная  работа с детьми с интеллектуальной  недостаточностью, тем эффективнее  результаты этой работы.

                При разработке коррекционной  программы для младших школьников  с интеллектуальной недостаточностью  мы руководствовались трудностями  и потребностями специалистов  в области коррекционной работы  с детьми данной категории.  Мы считаем, что данная программа  может быть реализована в работе  учителей-дефектологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О  детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова. – М.: Просвещение. - 1973. - 256 с.

2. Пузанов, Б.П., Коррекционная педагогика / Под.ред. Б.П. Пузанова.  - М.: Просвещение. - 1979. - 184 с.

3. Кащенко, В.Г. Педагогическая коррекция  / В.Г.Кащенко. - М.: ВЛАДОС. - 1994. - 196 с.

4. Козлов, Н.И. Лучшие психологические  игры и упражнения / Н.И. Козлов. – Екатеринбург. - 1998. - 94 с.

5. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / редактор – составитель Д.Я. Райгородский. -      Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М». - 2007. - 324 с.

6. Елизаров, А.Н. Концепции и методы  психологической помощи / А.Н. Елизаров. - Ось – 89. - 2007. - 256 с.

7. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения,

воспитания  и обучения с древних времен до середины ХХ века: Приложение: Дневник  Е. К. Грачевой / Х.С. Замский. - М. - 1995. - с. 323-351.

8. Белякова, И.А., Петрова, В.Г. Психология умственно отсталого

ребенка. / И.А. Белякова. - М. - 1998. - 186 с.

9. Пузанов, Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллекта. / Б.П. Пузанов. - М. - 2000. - 188 с.

10. Вишневская, С.Е. Некоторые современные тенденции специального образования в США. // Дефектология. - 1987. - № 2. - 34-38 с.

11. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными

интеллектуальными возможностями в семье // Вестник  психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. - 2006. - №1. - с. 62 – 65.

12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. - Москва: Академия, 2003. - 480 с.

13. Баряева, Л.Б., Зарин, А.В. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб. – метод, пос. / Л.Б. Баряева. – СПб. - 2001. - 98 с.

14. Дмитриева, Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. / Е.Е.Дмитриева. - М. - 2005. - 106 с.

15. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском

возрасте: Учеб. пос. для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. / В.В. Лебединский. - М. - 2003. - 103 с.

16. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пос. для учителей и студентов дефектологов пед. ин-тов. Под ред. В.В. Воронковой. -  М. - 1994. - 98 с.

17. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. / Е.А. Стребелева. - М. - 2004. - 156 с.

18. Улъенкова, У.В., Лебедева, О.В. Организация и содержание

специальной психологической помощи детям с  проблемами в развитии: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. / У.В. Улъенкова. -  М. - 2002. - 105 с.

19. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение:

Организационно-педагогические аспекты: Метод, пос. для учителей классов  коррекционно-развивающего обучения. / С.Г. Шевченко. - М. -  1999. - 123 с.

20. Ильясова, И.И., Ляудис, Я.В. Хрестоматия по возрастной и

педагогической  психологии / И.И. Ильясова, Я.В. Ляудис // М.: Изд. Московского университета. - 1980. - с. 214.

21. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее

обучение  и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // М.: Просвещение. - 2003. - c. 272.

22.  Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия.2-е изд. / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с. (Серия «Хрестоматия»).

23. Буторин, Г.Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии  /  Г.Г. Буторин. - Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2004. - 112 с.

24. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и

патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Изд-во Питер. -  2004. - 480 с. -  ил.

25. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия». - 2003. - 320 с.

26. Процко, Т.А. Особенности развития познавательной стороны

психики у младших школьников с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости): учеб.пособие  / Т.А. Процко. – МН.: БГПУ. - 2006. - 54 с.

27. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д. - 2001. - 448 с.

Информация о работе Особенности коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста