Особенности коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Вопрос оптимальной организации коррекционной работы в процессе обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью остается актуальным, учитывая всю сложность и многообразие проявлений интеллектуальной недостаточности. И здесь важно избрать соответствующие методы и приемы организации обучения и воспитания. Повышенное внимание к проблеме детей с проблемами в развитии вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка интеллектуальная недостаточность по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………4
1. Коррекционная работа. Особенности и направления коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
1.1 Коррекционная работа. Направления коррекционной работы. Характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..6
1.2 Особенности коррекционной работы с детьми умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………….12
1.3 Цели и задачи коррекционной работы во вспомогательной школе……………………………………………………………………………………..15
2. Разработка и планирование коррекционной программы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Программа по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью…………………………………….18
2.2 Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Ещё курсовая.docx

— 60.21 Кб (Скачать)

               Данные упражнения способствуют  развитию познавательных психических  процессов ребёнка. И это очень  важно, потому что ребёнок получает  возможность развиваться, входить  в мир человеческих отношений.  Правильно построенная система  коррекционных мероприятий дает  положительный эффект в усвоении  учебной программы.

               Целью данной программы является  развитие познавательной сферы  детей с интеллектуальными нарушениями,  таких психических процессов  как память, мышление, внимание, восприятие.

             Задачи:

1. Повышение уровня развития памяти

2. Повышение уровня развития внимания

3. Повышение уровня развития мышления

4. Повышение уровня развития восприятия

             Используемые методы и техники:  беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные  коррекционные занятия, индивидуальные  консультации.

              Целевая аудитория: программа  предназначена для младших школьников.

              Результатами работы по данной  программе ожидается повышение  уровня развития  познавательных  процессов у детей с нарушением  интеллекта таких как память, внимание, мышление, восприятие. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.

Учебно - тематический план

тема

Всего часов

теоретических

практических

1

Диагностика познавательной сферы

2

-

2

2

Развитие мышления

9

-

9

3

Развитие внимания

8

-

8

4

Развитие восприятия

8

-

8

5

Развитие  
 
памяти

9

-

9

6.

Повторное тестирование

2

-

2

 

Итого

38

 

38


Содержание  программы:

1. Психодиагностический блок.

Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.

Используемые  методики:

1. «10 слов» (исследование памяти)

2. «Запомни картинки» (исследование  памяти)

3. «Разрезные картинки» (исследование  восприятия)

4. «Последовательность событий» (исследование  восприятия)

5. «4 лишний» (исследование мышления)

6. «Классификация» (исследование мышления)

7.«Простые  аналогии» (исследование мышления)

8. «Таблицы Шульте» (исследование внимания)

9. «Пиктограмма» (исследование воображения).

10.«Лабиринты  Вегнера» (исследование мышления)

Далее необходимо освятить каждую из вышеперечисленных  методик.

1. Методика «10 слов».

Цель: Исследовать память детей с интеллектуальной недостаточностью.

Методика  направлена на исследование запоминания. Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура  повторяется 10 раз. Далее через 30 минут  испытуемого снова просят воспроизвести  запомнившиеся ему слова.

Перечень  слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.

2. Методика «Запомни картинки».

Цель: Исследовать произвольное запоминание.

Методика  направлена на исследование запоминания.

Испытуемого просят запомнить картинки и кто на них нарисован.

3. Методика «Разрезные картинки».

Цель: Исследовать восприятие детей с  интеллектуальной недостаточностью.

Методика  направлена на исследование восприятия. Испытуемому предъявляют картинку, разрезанную на несколько частей и просят собрать. Параллельно можно предъявлять такую же целую картинку.

4.Методика  «Последовательность событий».

Цель: исследовать процессы восприятия и  мышления.

Испытуемому предъявляют ряд картинок и просят разложить их по порядку в соответствии с сюжетом.

5. Методика «4 лишний».

Цель: исследовать мышление.

Испытуемому предъявляют картинку, на которой  изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить почему он является лишним.

6.Методика  «Классификация». 

Цель: исследовать мышления.

Перед испытуемым раскладывают картинки и  просят разложить их по группам. Свои действия испытуемый должен озвучить, каждую группу необходимо назвать и  объяснить, почему в неё вошли  именно эти предметы.

7. Методика «Простые аналогии».

Цель: выявить способности к установлению логических связей и отношений между  понятиями, а также умение устойчиво  сохранять заданный способ рассуждений.

Испытуемым  предъявляется перечень задач, где  необходимо по заданной аналогии соотнести  слова.

2. Психокоррекционный блок.

Цель: коррекция познавательных психических  процессов.

Задачи:

1. развитие процессов мышления

2. коррекция памяти

3. коррекция внимания

4. коррекция восприятия.

Перечень  упражнений:

 

1) «Восстанови пропущенное слово».

Ребенку зачитываются 3 – 5  слов, не связанных  между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок. Затем ряд  читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать  пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно  заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова —теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

2)  «Вспомни пару».

Приготовьте бланки с фигурами для запоминания  и воспроизведения.

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить  фигуры. Он смотрит на 1-й бланк  и старается запомнить предложенные пары изображений (треугольник, квадрат). Затем бланк убирается и ему  предлагается 2-й бланк — для  воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

3) «Запомни нужные слова».

Из  предложенных слов  ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

4) «Закончи словосочетания».

Предложите  ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:

хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и  т.п.

5) «Сравнение понятий».

Предложите  ребенку подобрать подходящие определения  с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька...

Молоко  жидкое, а сметана...

Трава низкая, а дерево...

Зима  холодная, а лето...

 

Сажа черная, а мел...

Сахар сладкий, а перец...

6) «Новые словечки».

Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

Какого  он цвета (каких цветов еще бывает)?

На  что он похож? От чего сильно отличается?

Из  какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

Какого  размера, формы? Каков он на ощупь? Чем  пахнет? Каков на вкус?

Где встречается?

Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и  т.д.)?

Сначала обыгрывание новых слов может  осуществляться в виде диалога, где  психолог задает вопрос, а ребенок  отвечает. Затем можно поменяться ролями. «Ребенок при этом следит за правильностью ответов.

7) «Угадай животное».

Спросите  ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как...; трусливый, как...; колючий, как...; верный, как...; зоркий, как...; мудрый, как...; сильный, как...; голодный, как...?» То же — с любыми другими явлениями природы и т. п.

8) «Составление рассказа по серии  картинок». 

Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н. Радлова или Х. Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.

Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии  картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.

 

Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд  и составить рассказ.

9)«Расставь  события по порядку».

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю  в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.

Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц  назад и т.д.

10) «Чего больше?»

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники  или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов  или прямоугольников, пирожных или  сладостей?» — и обосновать свой ответ.

11)«Подбери  общее понятие».

Предложите  ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста  — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик  — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик  — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...: дождь, снег — ...

12) «Разложи по группам».

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить  на обобщенные группы, например: грибы  и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

13) «Лишнее слово».

Ребенку предлагается выделить слово или  признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать  обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

 

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

3. Консультативный блок

Проведение  индивидуальных консультаций.

4. Аналитический блок

Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.

 

2.2 Методические  рекомендации  по обучению детей  с интеллектуальной недостаточностью

 

В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества.

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать  особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

Таким образом, можно выделить следующие  особенности обучения детей с  интеллектуальной недостаточностью:

Ø Основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками.

Информация о работе Особенности коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста