Особенности коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Вопрос оптимальной организации коррекционной работы в процессе обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью остается актуальным, учитывая всю сложность и многообразие проявлений интеллектуальной недостаточности. И здесь важно избрать соответствующие методы и приемы организации обучения и воспитания. Повышенное внимание к проблеме детей с проблемами в развитии вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка интеллектуальная недостаточность по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………4
1. Коррекционная работа. Особенности и направления коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
1.1 Коррекционная работа. Направления коррекционной работы. Характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..6
1.2 Особенности коррекционной работы с детьми умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………….12
1.3 Цели и задачи коррекционной работы во вспомогательной школе……………………………………………………………………………………..15
2. Разработка и планирование коррекционной программы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Программа по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью…………………………………….18
2.2 Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Ещё курсовая.docx

— 60.21 Кб (Скачать)

                  В ходе коррекционного развития  накапливаются и изменяются состояние  и свойства личности по мере  того,  как  происходит  усвоение  ею  социального опыта. В  ходе  коррекционной  работы  развиваются  умственная,  физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать  свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

 

                 Соотношение  коррекционных   компонентов   (обучения,   воспитания   и развития) выражено в схеме,  предложенной  В.С.Леднёвым.  В схеме обучения, воспитания и развития  показаны  в виде  трёх  пересекающихся  окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой.[13]

Социальная среда

Ø Во  – первых,  исходя   из   концепции   специального   образования, коррекционно – педагогическая  работа  должна  занимать  центральное положение в системе;  так как она определяет   дефектологическую направленность учебно – воспитательного процесса в специальной школе.

Ø Во - вторых, коррекция должна  находиться  на  перекрёстке  составных частей общего образования и в тоже  время  иметь  свои  специфические оттенки (направленность) при  осуществлении  обучения,  воспитания  и развития аномальных школьников.

Ø В – третьих, по объёму и значимости  коррекционно  –  педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть  отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.

Ø В –  четвёртых,  коррекция,  как  социальная  система,  должна  иметь самостоятельный выход на среду,  так  как  система  функционирует  не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

            Среда  выступает  для   коррекционно  –  педагогического   процесса  не конкретными элементами, а окружающей сферой, куда он  входит  как  внутренняя часть.  Социальная среда сказывается  на всех уровнях  рассмотрения  процесса, но в разной степени.  Прежде всего, она обусловливает   общественные цели  специального  образования:  становление  и   разностороннее   развитие личности  учащихся,  их  социально  –   трудовую  реабилитацию,   компенсацию  дефекта, усвоение социального  опыта человечества в доступной  форме.

           Вся   система   коррекционно   –   педагогической   работы  призвана реабилитировать и социально  адаптировать  аномального  школьника   к  реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и   активным  тружеником,  который  наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную  жизнь  и приносить пользу обществу.

           В теории и практики обучения  аномальных детей часто можно  встретиться с мнением, когда  коррекция определяется как способ  компенсации дефекта.

           Поскольку мы говорим о становлении  личности  в  результате  общего  и специального образования, то  коррекционно  –  педагогическая  работа  должна рассматриваться   приоритетно  к  результату  (компенсации),  так   как   вся педагогическая сущность  в количественном  и  качественном  объёме  заключена именно в  ней. Коррекция  -  понятие   более  широкое,  поскольку   именно  она определяет степень  компенсации нарушений  в   развитии  аномального  ребёнка,  является основой, органическим  стержнем всей учебно – воспитательной  работы в специальной школе  и в системе специального образования.

          На практике часто путают  понятия   коррекция  и  компенсация   или  же неверно их соотносят.  Коррекция  первична,  а   компенсация  всегда  вторична (исключая врождённые компенсационные  механизмы), но  это  не  рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут в широком смысле рассматриваться один без другого. Цель  коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией),  педагогическая недоработка в ходе  коррекционного  процесса  не  даёт   должной   степени компенсации дефекта, и придётся возвращаться на  исходные  целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка.

 

1.3 Цели  и задачи коррекционной работы  во вспомогательной школе.

 

                Разработка адекватной системы  коррекционного  обучения  и   воспитания детей с интеллектуальной  недостаточностью имеет большое  теоретическое и  практическое  значение. Это подчёркивал  Л.С.Выготский.  В написанном  им  предисловии к книге Е.К.Грачёвой  «Воспитание и обучение  глубоко отсталого ребёнка», вышедшей в 1932 году, он  ставит  кардинальные  вопросы о смысле  и целях работы с  этими  детьми.  Л.С.Выготский  пишет:  «Основной вопрос,  который встаёт перед нами, когда мы говорим о воспитании глубоко отсталого ребёнка, заключается в следующем:  имеет ли  смысл затрачивать такие колоссальные усилия на обучение   и воспитание  глубоко отсталого ребёнка и особенно идиота,  если  результаты   этих   усилий   оказываются   по   сравнению   с результатами,   достигнутыми   нормальным   ребёнком,   такими   ничтожными? Диспропорция между усилиями и результатами работы уже не раз внушало самые пессимистические выводы многим исследователям, подходившим к этой  проблеме с  практической  стороны. Этот  взгляд   и   теоретически   и   практически неправильный, и центральное значение книги  Е.К.Грачёвой  мы  видим,  прежде всего, в том, что она красноречивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека,  опровергает эту пессимистическую  минималистскую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по  отношению к глубоко отсталым  детям … Воспитание   нужно   отсталому   ребёнку   больше,   чем нормальному, - вот основная идея всей современной педагогики».[3]

               Цели и задачи обучения и  воспитания  детей с интеллектуальной  недостаточностью, с одной стороны,  общие с задачами воспитания  всех детей вообще, с  другой  – глубоко специфичные.

              Общие цели и задачи для  обучения и воспитания всех  детей – содействие развитию   и   вы явлению   положительных   сторон   личности,    сглаживанию  отрицательных,  воспитание  детей   наиболее  трудоспособными   и   полезными членами общества. Для  детей с проблемами в развитии  эти  цели  остаются актуальными,  но при их осуществлении необходимо  учитывать значительно  более  низкий уровень достигнутых успехов,  применять  особые  методические  приёмы, уделять  внимание  воспитанию  внешних  навыков   и   привычек   культурного поведения  и самообслуживания.

              Цель  коррекционной работы  с   детьми с интеллектуальной недостаточностью,  в   конечном   счете,   –   их   социальная   адаптация,  трудоустройство  и  дальнейшее  приспособление  к  жизни,  в   том  числе   в условиях,  когда  они  не  выключены   из   окружающей   социальной   среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у  них жизненно   необходимые   навыки,   чтобы,   став   взрослыми,   они    могли самостоятельно  себя  обслуживать,  выполнять  в  быту   и   в   специальных производственных цехах простую работу, жить  по  возможности  в  семье  и  в трудовом коллективе.

             Достижение  поставленных  целей  обеспечивается  решением   следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:

       1. Развитие всех психических функций  и  познавательной  деятельности  детей в процессе обучения  и коррекция  их  недостатков.  Основное внимание в этой  работе  должно  быть  направлено  на  умственное развитие.

       2. Воспитание глубоко отсталых  детей, формирование у них правильного  поведения. Основное внимание  в этом разделе работы направлено  на нравственное воспитание.

       3.  Трудовое  обучение  и   подготовка  к  посильным   видам   труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

       4. Бытовая ориентировка и  социальная  адаптация  –  как  итог  всей работы.

            Максимально возможное  развитие  может  быть  достигнуто  только  при соблюдении ряда условий:

ü Более раннее начало коррекционной работы;

ü Благоприятная семейная  обстановка  и  тесная  связь  специального учреждения с семьёй;

ü  Применение   адекватной   программы   и    методов     обучения, соответствующих   реальному   возрастному   периоду   и   реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.

                  Коррекция развития детей   вспомогательной  школы,  особенно  младшего возраста, должна осуществляться  преимущественно в  тех   видах  деятельности, которые  характерны  для  детей  раннего   и  дошкольного  возраста.  Основным методом обучения должна  стать организация постоянной  активной  предметно  – практической  деятельности детей с интеллектуальной  недостаточностью на  всех  уроках. В предметно – практической  деятельности  дети  вспомогательной  школы  могут овладевать знаниями и умениями в  такой  степени,  чтобы  были  осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.

               Задача  коррекционно   –   воспитательной   работы   —   нравственное воспитание, формирование  правильного поведения.

               Необходимость  социальной  адаптации   детей  вспомогательной   школы,  общение со средой нормальных  людей ставит  перед  специальными  учреждениями серьезные задачи  нравственного  воспитания,  выработки   у  них  общепринятых норм  поведения.

ВЫВОДЫ:

                Оказание помощи детям с проблемами  в развитии - специфический процесс.  Нужно стараться организовать  работу с учетом личностных  особенностей, типологического и  возрастного своеобразия ребенка.  А также  учитывать, что любой  ребенок - член общества. Значит, он захочет комфортно чувствовать  себя в различных ситуациях  реальной жизни в обществе. В  этом  мы ему должны помочь. Поэтому в обучении и воспитании  детей с интеллектуальной недостаточностью  большое значение отводится коррекционной  работе.

 

              Целью  коррекционной работы  с  детьми с интеллектуальной  недостаточностью,  в   конечном   счете, является их   социальная   адаптация, трудоустройство  и   дальнейшее  приспособление  к   жизни,  в  том  числе   в условиях,  когда  они   не  выключены   из   окружающей   социальной   среды. Необходимо, используя все познавательные  возможности детей, развивать  у  них жизненно   необходимые   навыки,   чтобы,   став   взрослыми,   они    могли  самостоятельно  себя  обслуживать,  выполнять  в  быту   и   в   специальных производственных  цехах простую работу, жить  по  возможности  в  семье   и  в трудовом коллективе.

              Особые образовательные потребности  различаются у детей с интеллектуальной  недостаточностью, поскольку задаются  спецификой нарушения психического  развития и определяют особую  логику построения коррекционной  работы, находят свое отражение  в структуре и содержании образования. 

             Наряду с этим можно выделить  особые по своему характеру  потребности, свойственные всем  детям с интеллектуальными нарушениями:

1. начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

2. ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

3. использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

4. индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

5. обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

6. максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗРАБОТКА  И ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  ПРОГРАММЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

 

2.1. Программа по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью

 

              Проблема интеллектуальной недостаточности  является одной из ведущих  на сегодняшний день. Это связано,  во-первых, с увеличением количества  детей с подобным диагнозом,  как показывает статистика, за  последнее десятилетие число  впервые выявленных детей и  подростков с интеллектуальной  недостаточностью  увеличилось примерно  на 80,2%, во-вторых, с более тонкой  дифференциацией различных форм  интеллектуальной недостаточности,  в-третьих, с необходимостью нахождения  эффективных путей оказания коррекционной  помощи  этим детям.

              Дети с нарушением интеллекта  имеют ряд особенностей в психофизическом  развитии, которые не позволяют  им эффективно развиваться, овладевать  знаниями, приобретать жизненно-необходимые  умения и навыки.

             Предложенные в программе упражнения  рассчитаны на один год работы  с младшими школьниками. Они  не единственные, но могут быть  полезны для развития познавательной  сферы детей с нарушением интеллекта. По аналогии с этими упражнениями  учителя, воспитатели и психологи,  дефектологи могут составлять  задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.

Информация о работе Особенности коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста