Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:07, курсовая работа
Актуальность исследования. Вопрос оптимальной организации коррекционной работы в процессе обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью остается актуальным, учитывая всю сложность и многообразие проявлений интеллектуальной недостаточности. И здесь важно избрать соответствующие методы и приемы организации обучения и воспитания. Повышенное внимание к проблеме детей с проблемами в развитии вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка интеллектуальная недостаточность по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………4
1. Коррекционная работа. Особенности и направления коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
1.1 Коррекционная работа. Направления коррекционной работы. Характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..6
1.2 Особенности коррекционной работы с детьми умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………….12
1.3 Цели и задачи коррекционной работы во вспомогательной школе……………………………………………………………………………………..15
2. Разработка и планирование коррекционной программы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Программа по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью…………………………………….18
2.2 Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….32
В ходе коррекционного
Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С.Леднёвым. В схеме обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой.[13]
Социальная среда
Ø Во – первых, исходя из концепции специального образования, коррекционно – педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно – воспитательного процесса в специальной школе.
Ø Во - вторых, коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников.
Ø В – третьих, по объёму и значимости коррекционно – педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.
Ø В – четвёртых, коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.
Среда выступает для
коррекционно – педагогического
процесса не конкретными элементами,
а окружающей сферой, куда он
входит как внутренняя часть.
Социальная среда сказывается
на всех уровнях рассмотрения
процесса, но в разной степени.
Прежде всего, она
Вся система коррекционно
– педагогической работы
призвана реабилитировать и
В теории и практики обучения
аномальных детей часто можно
встретиться с мнением, когда
коррекция определяется как
Поскольку мы говорим о
На практике часто путают понятия
коррекция и компенсация
или же неверно их соотносят.
Коррекция первична, а
компенсация всегда вторична
(исключая врождённые
1.3 Цели и задачи коррекционной работы во вспомогательной школе.
Разработка адекватной системы
коррекционного обучения и
воспитания детей с
Цели и задачи обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.
Общие цели и задачи для
обучения и воспитания всех
детей – содействие развитию
и вы явлению положительных
сторон личности, сглаживанию
отрицательных, воспитание детей
наиболее трудоспособными и
полезными членами общества. Для
детей с проблемами в развитии
эти цели остаются актуальными,
но при их осуществлении
Цель коррекционной работы с
детьми с интеллектуальной
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:
1. Развитие всех психических
2. Воспитание глубоко отсталых
детей, формирование у них
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и
Максимально возможное
ü Более раннее начало коррекционной работы;
ü Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй;
ü Применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.
Коррекция развития детей
вспомогательной школы, особенно
младшего возраста, должна осуществляться
преимущественно в тех
видах деятельности, которые
характерны для детей раннего
и дошкольного возраста.
Основным методом обучения
Задача коррекционно – воспитательной работы — нравственное воспитание, формирование правильного поведения.
Необходимость социальной адаптации детей вспомогательной школы, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения.
ВЫВОДЫ:
Оказание помощи детям с
Целью коррекционной работы
с детьми с интеллектуальной
недостаточностью, в конечном
счете, является их социальная
адаптация, трудоустройство и
Особые образовательные
Наряду с этим можно выделить
особые по своему характеру
потребности, свойственные
1. начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
2. ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
3. использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
4. индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
5. обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
6. максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
2. РАЗРАБОТКА
И ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ
ПРОГРАММЫ ДЛЯ МЛАДШИХ
2.1. Программа по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью
Проблема интеллектуальной
Дети с нарушением интеллекта
имеют ряд особенностей в
Предложенные в программе