Особенности коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Вопрос оптимальной организации коррекционной работы в процессе обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью остается актуальным, учитывая всю сложность и многообразие проявлений интеллектуальной недостаточности. И здесь важно избрать соответствующие методы и приемы организации обучения и воспитания. Повышенное внимание к проблеме детей с проблемами в развитии вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка интеллектуальная недостаточность по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………4
1. Коррекционная работа. Особенности и направления коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
1.1 Коррекционная работа. Направления коррекционной работы. Характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..6
1.2 Особенности коррекционной работы с детьми умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………….12
1.3 Цели и задачи коррекционной работы во вспомогательной школе……………………………………………………………………………………..15
2. Разработка и планирование коррекционной программы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Программа по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью…………………………………….18
2.2 Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Ещё курсовая.docx

— 60.21 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………4

1. Коррекционная работа. Особенности и направления коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

1.1 Коррекционная работа. Направления  коррекционной работы. Характеристика  познавательной деятельности детей  с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………………..6

1.2 Особенности коррекционной работы  с детьми умеренной и тяжелой  интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………….12

1.3 Цели и задачи коррекционной  работы во вспомогательной школе……………………………………………………………………………………..15

2. Разработка и планирование коррекционной программы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации  по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.

2.1  Программа по коррекции познавательных  процессов у младших школьников  с умеренной интеллектуальной  недостаточностью…………………………………….18

2.2 Методические рекомендации  по  обучению детей с интеллектуальной  недостаточностью………………………………………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа 35 с., 30 источников.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА,  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ.

              Цель исследования: изучить особенности  коррекционной работы с детьми  с умеренной интеллектуальной  недостаточностью младшего школьного  возраста.

             Объект изучения: особенности познавательной  деятельности детей с интеллектуальной  недостаточностью.

             Предмет изучения: коррекционная  направленность обучения детей  с умеренной интеллектуальной  недостаточностью младшего школьного  возраста.

                Методы исследования:

-теоретический  (анализ психолого-педагогической  и специальной  литературы  по проблеме исследования);

-практический (разработка программы по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью).

              Элементы научной новизны: доказано, что своевременно начатая коррекционная  работа с детьми с интеллектуальной  недостаточностью дает положительные  результаты в развитии ребенка.

            Результаты внедрения: данные  курсовой работы могут быть  применены учителями-дефектологами  вспомогательных школ, общеобразовательных  школ в рамках интегрированного  обучения.

                Социальная значимость работы: использование  результатов курсовой работы  способствует  разрешению проблемы  развития познавательных процессов  младших школьников с интеллектуальной  недостаточностью  на коррекционных  занятиях.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

               Демократические изменения в  общественной жизни с особой  остротой поставили вопросы обучения  и воспитания детей с интеллектуальной  недостаточностью.

               Задача повышения качества обучения  предполагает переход от стереотипного,  интуитивного, ассоциативного подходов  к научно обоснованному выбору  лучших вариантов построения  учебно-воспитательного процесса.

               Актуальность исследования

               Вопрос оптимальной организации  коррекционной работы в процессе  обучения и воспитания детей  с умеренной и тяжелой интеллектуальной  недостаточностью остается актуальным, учитывая всю сложность и многообразие  проявлений интеллектуальной недостаточности.  И здесь важно избрать соответствующие  методы и приемы организации  обучения и воспитания.

                Повышенное внимание к проблеме  детей с проблемами в развитии  вызвано тем, что из всех  функциональных отклонений в  развитии ребенка интеллектуальная  недостаточность по социальным  последствиям является наиболее  тяжелым дефектом. Целью обучения  и воспитания таких детей становится  приобретение ими знаний, умений  и навыков, такого уровня, который  позволил бы им адаптироваться  к социальным нормам и предстоящей  самостоятельной жизни.

                Изучением детей с интеллектуальной  недостаточностью занимались Г.М.  Дульнева, М.И. Кузьмицкая, М.С. Певзнер, И.В. Лубовский и др. Большой вклад в развитие идеи коррекции внес Л.С. Выготский. Идеи Л.С. Выготского поддерживал и развивал А.Н. Граборов (все работа вспомогательной школы «носит компенсаторно-коррекционный характер» и направлена не только на коррекцию психической деятельности, но и на выработку прочных навыков общественного поведения).[7]

                Актуальность и практическая  значимость исследования определила  выбор объекта и предмета изучения.

               Цель исследования: изучить особенности  коррекционной работы с детьми  с умеренной интеллектуальной  недостаточностью младшего школьного  возраста.

             Объект изучения: особенности познавательной  деятельности детей с интеллектуальной  недостаточностью.

             Предмет изучения: коррекционная  направленность обучения детей  с умеренной интеллектуальной  недостаточностью младшего школьного  возраста.

             Задачи исследования:

1. Изучить особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (мышление, внимание, память, восприятие).

2. Выделить особенности коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

3. Разработать программу по коррекции основных мыслительных процессов для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

           Методы исследования:

- теоретический (анализ психолого-педагогической и специальной  литературы по проблеме исследования);

- практический (разработка программы по коррекции познавательных процессов у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Коррекционная работа. Направления коррекционной работы. Характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

                    Коррекционно-воспитательная работа  — система специальных педагогических  мероприятий, направленная на  ослабление или преодоление недостатков  (дефектов) в развитии.[19]

               Коррекция как особая форма  психолого-педагогического воздействия  теоретически базируется на следующих  фундаментальных положениях:

             • положении о том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию подростков и на их ведущую деятельность (теория деятельности А. Н. Леонтьева);

             • положении о социальной ситуации развития Л. С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;

             • положении о формах психологических контактов между людьми, разработанном С. Л. Рубинштейном;

             • положении, разработанном в теоретической концепции В. Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения;

             • положении, разработанном Д. Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий.[9]

                 Выделяют следующие направления  коррекционно-развивающей работы:

1. Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, таких как, например, голодание и недоедание, наличие хронических и текущих  соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д. Любые педагогические и психологические воздействия будут малоэффективными без решения задачи оздоровления и исключения неблагоприятных воздействий.

2. Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль) при своевременной диагностике и раннем начале коррекционных занятий.

3. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими  или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

4. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко используется в практике психологов и педагогов.

5. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений  (страхов, капризности и т.п.) – традиционное направление работы психологов и психотерапевтов. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства,  важно для всех категорий детей.

6. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития.

Это направление важно для детей  всех возрастов, но особенно актуально  для подростков.

Работа  в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы  мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п. Это направление  практически сливается с психологическим  консультированием и коррекцией, с одной стороны, и с психотерапией  - с другой (в случае присутствия  психопатологического радикала).

7. Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

8. Ранняя коррекционно-развивающая помощь. Это направление особенно актуально в свете принятия решения МО РФ об организации государственной системы ранней помощи детям  с отклонениями в развитии. Раннее выявление и начало коррекционно-развивающей работы с детьми от рождения до 3 лет позволит значительно уменьшить риск проявлений нарушений развития в более старшем возрасте.

Характеристика  познавательной деятельности детей  с интеллектуальной недостаточностью.

             Своеобразие, атипичность психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей, что подчеркивает необходимость своевременной коррекционной помощи.

               Для психологов и педагогов,  работающих с детьми, имеющими  нарушения интеллекта, важно правильное  понимание проблемы интеллектуальной  недостаточности, так как ошибки  могут привести к упрощенному,  негативному подходу к воспитанию  таких детей, когда ребенок  с нарушением интеллекта рассматривается  исключительно с отрицательной  стороны, без учета компенсаторных  возможностей и перспектив развития  его личности.

Информация о работе Особенности коррекционной работы с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста