Особенности инновационного процесса в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является выявление и обоснование особенностей инновационной деятельности в дошкольном образовании (на примере МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил).
Для решения поставленной цели потребовалось рассмотреть следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Рассмотреть технологии в дошкольном образовании;
Рассмотреть виды инноваций в ДОУ;
Проанализировать деятельность МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил;.
Разработать рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ № 131г. Нижний Тагил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………….......5
Дошкольная образовательная деятельность как фактор формирования интеллекта…………………………………………………………………5
Технологии в дошкольном образовании………………………………...7
Сущность и типология инноваций в ДОУ…………….……………….10
Глава 2. АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….….19
2.1. Общая характеристика деятельности МБДОУ д/с №131………………...19
2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131……………………...……………24
2.3. Опыт инноваций в дошкольном образовании японских детей…….…….26
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С № 131………………………………………………………………29
3.1. Рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ д/с
№131………………………………………...……………………………………29
3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131……….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..…46

Работа содержит 1 файл

курсовая Ани.docx

— 87.37 Кб (Скачать)

Инновации в работе с детьми.

Большая роль отводится физической активности – играм с мячом, бегу, танцам и др., что в связи с  возникшей проблемой лишнего  веса у дошкольников актуально и  в других странах. Любая деятельность, организуемая воспитателем, имеет четкую цель: движение направлено на развитие координации; музыка – на развитие ритма, слуховой памяти и навыков  счета; рассказ – на обогащение словарного запаса и развитие языка. Шумные, подвижные  дети в Японии вызывают меньше проблем, чем в других странах, поскольку  в детском саду не предполагается, что малыши должны контролировать свой голос или поведение. Наоборот, бег  и крик поощряются педагогами, поскольку являются, по их мнению, выражением силы (энергетической составляющей) характера ребенка. Драка между детьми – важный опыт социального взаимодействия. Через него дети научаются сообщать о своих потребностях и уважать потребности других людей... Если родители с малых лет будут говорить ребенку «не дерись», «играй вместе с другими дружно», то его естественные наклонности будут подавлены... В этом случае дети будут прибегать и ябедничать... и взрослым придется решать за них все проблемы[3].

Инновации в технологиях

Одной из техник работы с  детьми является рефлексия поведения («хансей»), она состоит в том, что  взрослый вместе с ребенком анализирует его поведение, чтобы  изменить его.

Одаренность понимается не как нечто единичное, уникальное, данное природой свыше, а как то, что можно взрастить во многих. Широко известен (как в Японии, так  в США и Европе) метод обучения игре на скрипке Сузуки. Его можно  сформулировать следующим образом  – начинать обучение как можно  раньше и заниматься как можно  больше с хорошими педагогами. Как  отмечал Сузуки, при соблюдении этих правил талант будет доступен всем детям. Сам доктор Сузуки начинал  учить игре на скрипке трехлетних детей, и они добивались успеха[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С №131

3.1. Рекомендации по введению инноваций в деятельность МБДОУ д/с №131

Управленческая деятельность ДОУ должна быть направлена на преодоление  разрыва между существующим и  необходимым (желаемым, требуемым в  обществе) состоянием педагогического  процесса. Многое зависит от руководителя дошкольного учреждения, а именно организация и управление инновационной  деятельностью. Для этого необходимо выявлять прогрессивные тенденции  в инновационном образовательном  процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с  этими тенденциями, с учётом объективных  возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетенции, готовности оценивать, внедрять и разрабатывать  инновации.

Плановая деятельность в  управлении инновациями – это  отбор содержания инновационных  изысканий педагогов. Результатом  будет программа инновационной  деятельности ДОУ или её модель. Анализ инноваций в МБДОУ д/с  №131 показал необходимость внедрения  следующих элементов:

  1. Обновление содержания дошкольного образования: внедрение интерактивных и компьютерных технологий обучения, парциальных программ дополнительного образования (платные услуги);
  2. Инновации в работе с кадрами: мотивация творческого педагогического труда.

Функция стимулирования при  управлении инновациями может включать следующие составляющие[14, c.10].

1. Материальное стимулирование:

- положение о премировании  работников ДОУ;

- о доплатах и надбавках  в ДОУ, порядок установления  доплат и надбавок работникам  ДОУ, доплаты и надбавки стимулирующего  характера за участие в экспериментальной  работе;

2. Моральное стимулирование:

- положение о едином  методическом дне (с конкретизацией  свободного рабочего времени  на инновационную деятельность);

- положение о награждении  педагогических работников;

- назначение педагогов  ДОУ на руководство методобъединения  в рамках образовательного учреждения.

В качестве мероприятий пореализаций приоритетных направлений деятельности создаётся система методической помощи педагогам и их поддержки  в инновационной деятельности: проблемные и проектные семинары, педагогические гостиные. Необходимо создать большую, уютную комнату с мягкими диванами, большим плазменным экраном посередине стены с выходом в интернет, что бы педагогический коллектив  как можно чаще в домашней обстановке мог насладиться тонизирующим чаем и в дружеской беседе поделиться своим опытом, новыми находками и  послушать коллег. Не является секретом, что сплоченный единой целью коллектив  может творить настоящие чудеса. Именно таким коллективом должно стать инновационное структурное  подразделение.

Нормативно-правовой базой  для организации деятельности структурных  инновационных подразделений включает[14, c.10]:

-приказ на создание структурного подразделения;

- положение о структурном  подразделении;

- план его работы на  текущий период;

- протокол заседаний;

- экспертное заключение  на инновационную методическую  продукцию, созданную участниками  (авторские программы, методические  рекомендации, учебные пособия, сборники  конспектов, позитивный педагогический  опыт….)

Инновационное структурное  подразделение занимается разработкой  моделей предстоящей инновационной  деятельности, мобилизацией усилий участников на реализацию инновационных планов, контролем качества и уровня образованности детей, их здоровья с учётом внедрённых инноваций.

 

3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131

Положение о порядке оказания платных  развивающих услуг МБДОУ разрабатывается  в соответствии с действующими нормативно-правовыми  актами:

- Гражданским Кодексом РФ ст.50;

-Законом РФ   «О защите  прав потребителей» ;

- Законом РФ   «Об образовании»  ст.32,45-47;

- Постановлением Правительства  РФ «Об утверждении правил  оказания платных образовательных  услуг» 

- Письмом Министерства образования  РФ «Об организации платных  дополнительных образовательных  услуг»;

Для оказания дополнительных развивающих услуг в МБДОУ  необходимо:

- создать условия для  проведения дополнительных  развивающих  услуг в соответствии с действующими  санитарными правилами и нормами  (СанПиН) 2.4.2.576-96;

- оформить трудовые соглашения (или договоры) выполнения дополнительных  развивающих услуг.

- составить смету расходов на  дополнительные развивающие услуги.

Для выполнения работ по оказанию развивающих услуг могут  привлекаться как основные сотрудники образовательного учреждения, так и  специалисты со стороны.

Согласно Постановлению правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» к платным образовательным услугам относятся[11]:

- обучение по дополнительным образовательным программам;

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

-репетиторство;

-занятия углубленного изучения предметов и другие услуги.

Согласно Примерному перечню платных  дополнительных образовательных услуг, которые ДОУ может оказывать  за рамками соответствующих образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов, к ним относятся:

1. Образовательные и развивающие  услуги:

а) изучение специальных дисциплин  сверх часов и сверх программы  по данной дисциплине, предусмотренной  учебным планом;

б) репетиторство с воспитанниками другого образовательного учреждения;

в) различные курсы:

  • по подготовке к поступлению в учебное заведение;
  • по изучению иностранных языков;

г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;

д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и  приобщению детей к знанию мировой  культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему  тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и  не может быть дано в рамках государственных  образовательных стандартов;

е) создание различных учебных групп  и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

ж) создание групп по адаптации  детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок  не посещал дошкольное образовательное  учреждение).

2. Оздоровительные мероприятия:  создание различных секций, групп  по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на  коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и  т. д.).

На данный момент в МБДОУ  д/с №131 не оказывает дополнительных платных образовательных услуг, идея находится в стадии поиска оптимальных решений. Препятствием организации платных услуг руководство ДОУ видит в наличие «Детской школы искусств №2»,     Детско-юношеская спортивная школа (МБОУ ДОД ДЮСШ) «Старт», студии «Планета Танца», кружка по художественной гимнастике вблизи от детского сада. МБДОУ д/с №131 находится в удалённой от центра города территории под названием посёлок Старатель, где для передвижения не нужен автомобиль, всё находится в пространственной близости; воздух, вода отличаются чистотой, поэтому прогулки приносят радость как детям, так и родителям.

Анкетирование, беседы с  родителями показали преимущественную заинтересованность в создании групп  для занятий танцами, аэробикой, степ – аэробикой, плаваньем. Качество образовательных и развивающих услуг в МБДОУ д/с №131, по мнению большинства родителей, на достаточно высоком уровне. В посёлке Старатель нет бассейна, поэтому необходимо продумать организацию транспортировки детей с 5 летнего возраста (старшая, подготовительная группы).

Для того, что бы сделать  образовательную деятельность максимально соответствующей потребностям каждого родителя и ребёнка в данном детском саду необходимо подключение дополнительных специалистов в выделенных областях; организовать согласованную, чёткую, ясную работу всех участников образовательного процесса не допуская конфликтов, наложений и недопонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегической целью  государственной политики в области  образования является повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [12].

В нашей работе мы показали, что дошкольная образовательная  деятельность является необходимым  фактором формирования интеллекта, т.е. воспитания человека способного быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде. Способы и методы взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности отражены в технологиях дошкольной образовательной деятельности.

Проанализировав научно-методическую литературу, статьи журналов, газет по данной теме мы определили педагогическое новшество как некую идею, метод, средство, технологию или систему, а нововведение - соответственно процесс внедрения и освоения этого новшества. Инновационную деятельность в дошкольном образовании мы рассматривали, как деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. Особенностью инновационной деятельности в дошкольном образовании является человекоориентированная сущность педагогики, отношения обучающих и обучающихся являются не субъект-объектные, как в традиционной педагогике, субъект-субьектные.

На примере МБДОУ д/с  №131 мы произвели анализ инноваций  по основным направлениям инновационной деятельности: инновации в управленческой деятельности, инновации в содержании образования, инновации в технологиях, инновации в работе с кадрами, инновации в работе с детьми, инновации в работе с родителями, инновации в предметно-развивающей среде. По аналогичным направлениям мы рассмотрели опыт инновационной деятельности в дошкольном образовании Японских детей.

Анализ инноваций в  МБДОУ д/с №131 комбинированного вида показал сильные и слабые стороны. Положительным моментом является то, что педагогический персонал преимущественно со значительным стажем работы, обладает большим опытом и знанием базовых методик и технологий обучения дошкольников. С другой стороны коллектив инертен в восприятии инноваций, нуждается в дополнительной мотивации. На основе анализа были разработаны рекомендации по внедрению инновационной деятельности в МБДОУ д/с №131, а именно: обновление содержания дошкольного образования (внедрение интерактивных и компьютерных технологий обучения, парциальных программ дополнительного образования); инновации в работе с кадрами (мотивация творческого педагогического труда).

Информация о работе Особенности инновационного процесса в ДОУ