Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью нашей работы является выявление и обоснование особенностей инновационной деятельности в дошкольном образовании (на примере МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил).
Для решения поставленной цели потребовалось рассмотреть следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Рассмотреть технологии в дошкольном образовании;
Рассмотреть виды инноваций в ДОУ;
Проанализировать деятельность МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил;.
Разработать рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ № 131г. Нижний Тагил.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………….......5
Дошкольная образовательная деятельность как фактор формирования интеллекта…………………………………………………………………5
Технологии в дошкольном образовании………………………………...7
Сущность и типология инноваций в ДОУ…………….……………….10
Глава 2. АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….….19
2.1. Общая характеристика деятельности МБДОУ д/с №131………………...19
2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131……………………...……………24
2.3. Опыт инноваций в дошкольном образовании японских детей…….…….26
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С № 131………………………………………………………………29
3.1. Рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ д/с
№131………………………………………...……………………………………29
3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131……….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..…46
Инновации в работе с детьми.
Большая роль отводится физической активности – играм с мячом, бегу, танцам и др., что в связи с возникшей проблемой лишнего веса у дошкольников актуально и в других странах. Любая деятельность, организуемая воспитателем, имеет четкую цель: движение направлено на развитие координации; музыка – на развитие ритма, слуховой памяти и навыков счета; рассказ – на обогащение словарного запаса и развитие языка. Шумные, подвижные дети в Японии вызывают меньше проблем, чем в других странах, поскольку в детском саду не предполагается, что малыши должны контролировать свой голос или поведение. Наоборот, бег и крик поощряются педагогами, поскольку являются, по их мнению, выражением силы (энергетической составляющей) характера ребенка. Драка между детьми – важный опыт социального взаимодействия. Через него дети научаются сообщать о своих потребностях и уважать потребности других людей... Если родители с малых лет будут говорить ребенку «не дерись», «играй вместе с другими дружно», то его естественные наклонности будут подавлены... В этом случае дети будут прибегать и ябедничать... и взрослым придется решать за них все проблемы[3].
Инновации в технологиях
Одной из техник работы с детьми является рефлексия поведения («хансей»), она состоит в том, что взрослый вместе с ребенком анализирует его поведение, чтобы изменить его.
Одаренность понимается не как нечто единичное, уникальное, данное природой свыше, а как то, что можно взрастить во многих. Широко известен (как в Японии, так в США и Европе) метод обучения игре на скрипке Сузуки. Его можно сформулировать следующим образом – начинать обучение как можно раньше и заниматься как можно больше с хорошими педагогами. Как отмечал Сузуки, при соблюдении этих правил талант будет доступен всем детям. Сам доктор Сузуки начинал учить игре на скрипке трехлетних детей, и они добивались успеха[3].
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С №131
3.1. Рекомендации по введению инноваций в деятельность МБДОУ д/с №131
Управленческая деятельность
ДОУ должна быть направлена на преодоление
разрыва между существующим и
необходимым (желаемым, требуемым в
обществе) состоянием педагогического
процесса. Многое зависит от руководителя
дошкольного учреждения, а именно
организация и управление инновационной
деятельностью. Для этого необходимо
выявлять прогрессивные тенденции
в инновационном
Плановая деятельность в
управлении инновациями – это
отбор содержания инновационных
изысканий педагогов. Результатом
будет программа инновационной
деятельности ДОУ или её модель.
Анализ инноваций в МБДОУ д/с
№131 показал необходимость
Функция стимулирования при управлении инновациями может включать следующие составляющие[14, c.10].
1. Материальное стимулирование:
- положение о премировании работников ДОУ;
- о доплатах и надбавках
в ДОУ, порядок установления
доплат и надбавок работникам
ДОУ, доплаты и надбавки
2. Моральное стимулирование:
- положение о едином
методическом дне (с
- положение о награждении педагогических работников;
- назначение педагогов
ДОУ на руководство
В качестве мероприятий пореализаций
приоритетных направлений деятельности
создаётся система методической
помощи педагогам и их поддержки
в инновационной деятельности: проблемные
и проектные семинары, педагогические
гостиные. Необходимо создать большую,
уютную комнату с мягкими диванами,
большим плазменным экраном посередине
стены с выходом в интернет,
что бы педагогический коллектив
как можно чаще в домашней обстановке
мог насладиться тонизирующим чаем
и в дружеской беседе поделиться
своим опытом, новыми находками и
послушать коллег. Не является секретом,
что сплоченный единой целью коллектив
может творить настоящие
Нормативно-правовой базой
для организации деятельности структурных
инновационных подразделений
-приказ на создание структурного подразделения;
- положение о структурном подразделении;
- план его работы на текущий период;
- протокол заседаний;
- экспертное заключение
на инновационную методическую
продукцию, созданную
Инновационное структурное
подразделение занимается разработкой
моделей предстоящей
3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131
Положение о порядке оказания платных
развивающих услуг МБДОУ
- Гражданским Кодексом РФ ст.50;
-Законом РФ «О защите прав потребителей» ;
- Законом РФ «Об образовании» ст.32,45-47;
- Постановлением Правительства
РФ «Об утверждении правил
оказания платных
- Письмом Министерства
Для оказания дополнительных развивающих услуг в МБДОУ необходимо:
- создать условия для
проведения дополнительных развивающих
услуг в соответствии с
- оформить трудовые соглашения (или договоры) выполнения дополнительных развивающих услуг.
- составить смету расходов на
дополнительные развивающие
Для выполнения работ по оказанию развивающих услуг могут привлекаться как основные сотрудники образовательного учреждения, так и специалисты со стороны.
Согласно Постановлению правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» к платным образовательным услугам относятся[11]:
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
-репетиторство;
-занятия углубленного изучения предметов и другие услуги.
Согласно Примерному перечню платных
дополнительных образовательных услуг,
которые ДОУ может оказывать
за рамками соответствующих
1. Образовательные и развивающие услуги:
а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
б) репетиторство с воспитанниками другого образовательного учреждения;
в) различные курсы:
г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;
д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
2. Оздоровительные мероприятия:
создание различных секций, групп
по укреплению здоровья (гимнастика,
аэробика, ритмика, катание на
коньках, лыжах, различные
На данный момент в МБДОУ д/с №131 не оказывает дополнительных платных образовательных услуг, идея находится в стадии поиска оптимальных решений. Препятствием организации платных услуг руководство ДОУ видит в наличие «Детской школы искусств №2», Детско-юношеская спортивная школа (МБОУ ДОД ДЮСШ) «Старт», студии «Планета Танца», кружка по художественной гимнастике вблизи от детского сада. МБДОУ д/с №131 находится в удалённой от центра города территории под названием посёлок Старатель, где для передвижения не нужен автомобиль, всё находится в пространственной близости; воздух, вода отличаются чистотой, поэтому прогулки приносят радость как детям, так и родителям.
Анкетирование, беседы с родителями показали преимущественную заинтересованность в создании групп для занятий танцами, аэробикой, степ – аэробикой, плаваньем. Качество образовательных и развивающих услуг в МБДОУ д/с №131, по мнению большинства родителей, на достаточно высоком уровне. В посёлке Старатель нет бассейна, поэтому необходимо продумать организацию транспортировки детей с 5 летнего возраста (старшая, подготовительная группы).
Для того, что бы сделать образовательную деятельность максимально соответствующей потребностям каждого родителя и ребёнка в данном детском саду необходимо подключение дополнительных специалистов в выделенных областях; организовать согласованную, чёткую, ясную работу всех участников образовательного процесса не допуская конфликтов, наложений и недопонимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегической целью
государственной политики в области
образования является повышение
доступности качественного
В нашей работе мы показали, что дошкольная образовательная деятельность является необходимым фактором формирования интеллекта, т.е. воспитания человека способного быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде. Способы и методы взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности отражены в технологиях дошкольной образовательной деятельности.
Проанализировав научно-методическую литературу, статьи журналов, газет по данной теме мы определили педагогическое новшество как некую идею, метод, средство, технологию или систему, а нововведение - соответственно процесс внедрения и освоения этого новшества. Инновационную деятельность в дошкольном образовании мы рассматривали, как деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. Особенностью инновационной деятельности в дошкольном образовании является человекоориентированная сущность педагогики, отношения обучающих и обучающихся являются не субъект-объектные, как в традиционной педагогике, субъект-субьектные.
На примере МБДОУ д/с №131 мы произвели анализ инноваций по основным направлениям инновационной деятельности: инновации в управленческой деятельности, инновации в содержании образования, инновации в технологиях, инновации в работе с кадрами, инновации в работе с детьми, инновации в работе с родителями, инновации в предметно-развивающей среде. По аналогичным направлениям мы рассмотрели опыт инновационной деятельности в дошкольном образовании Японских детей.
Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131 комбинированного вида показал сильные и слабые стороны. Положительным моментом является то, что педагогический персонал преимущественно со значительным стажем работы, обладает большим опытом и знанием базовых методик и технологий обучения дошкольников. С другой стороны коллектив инертен в восприятии инноваций, нуждается в дополнительной мотивации. На основе анализа были разработаны рекомендации по внедрению инновационной деятельности в МБДОУ д/с №131, а именно: обновление содержания дошкольного образования (внедрение интерактивных и компьютерных технологий обучения, парциальных программ дополнительного образования); инновации в работе с кадрами (мотивация творческого педагогического труда).
Информация о работе Особенности инновационного процесса в ДОУ