Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью нашей работы является выявление и обоснование особенностей инновационной деятельности в дошкольном образовании (на примере МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил).
Для решения поставленной цели потребовалось рассмотреть следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Рассмотреть технологии в дошкольном образовании;
Рассмотреть виды инноваций в ДОУ;
Проанализировать деятельность МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил;.
Разработать рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ № 131г. Нижний Тагил.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………….......5
Дошкольная образовательная деятельность как фактор формирования интеллекта…………………………………………………………………5
Технологии в дошкольном образовании………………………………...7
Сущность и типология инноваций в ДОУ…………….……………….10
Глава 2. АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….….19
2.1. Общая характеристика деятельности МБДОУ д/с №131………………...19
2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131……………………...……………24
2.3. Опыт инноваций в дошкольном образовании японских детей…….…….26
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С № 131………………………………………………………………29
3.1. Рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ д/с
№131………………………………………...……………………………………29
3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131……….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..…46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………….......5
Глава 2. АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………
2.1. Общая характеристика
деятельности МБДОУ д/с №131………
2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131……………………...……………24
2.3. Опыт инноваций в
дошкольном образовании
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С № 131………………………………………………………………
3.1. Рекомендации по внедрению
инноваций в деятельность
№131………………………………………...……………………
3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131……….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
"Дайте мне рычаг и я переверну Землю!"
Архимед
Знаменитая фраза Архимеда является иллюстрацией возможности рычага. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить всё, даже основы мироздания. Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, - молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.[13]
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования[6].
Дошкольное образование на сегодняшний день считают одним из основных ресурсов развития общественного прогресса, подчеркивая таким образом его потенциал и направленность в завтрашний день. Дошкольная образовательная деятельность видоизменяется в соответствии с общественными переменами, давая импульс инновационным процессам. Многие педагоги находятся в активном поиске оптимальных решений, рекомендаций по ведению инновационной деятельности в ДОУ.
Сказанное выше определяет актуальность темы нашего исследования: «Инновационная деятельность в дошкольном образовании».
Объектом исследования является дошкольное образование.
Предметом нашего исследования являются особенности инновационной деятельности в ДОУ.
Целью нашей работы является выявление и обоснование особенностей инновационной деятельности в дошкольном образовании (на примере МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил).
Для решения поставленной цели потребовалось рассмотреть следующие задачи:
Теоретическая значимость исследования
заключается в выявлении
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения разработанных рекомендаций в инновационной деятельности ДОУ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Дошкольная образовательная деятельность, как фактор формирования интеллекта
Интеллект (лат. intellektus– разумение, познание) – система познавательных способностей индивида. Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве. Высший уровень развития определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами - восприятием, памятью, речью и т.п. Изучаются возрастные нормы развития различных интеллектуальных способностей (А. Вине, Т. Симон), что позволяет рассматривать опережающее интеллектуальное развитие ребенка как превышение его интеллектуального уровня над уровнем интеллектуального развития, типичным для ребенка подобного возраста. Так, например, интеллектуальная одаренность ребенка в раннем возрасте обычно проявляется в превышающем возрастные нормы развитии речи (словарный запас, сложность формы, содержательность), памяти, в способности необычно продолжительно концентрировать внимание и т.д. Весьма интересны и исследования, прямо ориентированные на создание искусственного интеллекта [9].
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком [5].
Путем специальной организации
воспитательно-образовательной
Согласно мнению Л. А. Парамоновой и сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, интеллектуальная компетенция старшего дошкольника – это вид компетентности, который характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и в конце – к словесно-логическому. Выполнение специальных упражнений и игр на занятиях познавательного цикла может существенно повысить уровень языковых и интеллектуальных способностей дошкольников[7].
Критериями интеллектуальной зрелости, согласно результатам исследований, могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему: широта умственного кругозора; гибкость и многовариантность оценок событий; готовность к принятию необычной информации; умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий); способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего; возможность мыслить в категориях вероятного[7].
Таким образом, дошкольная образовательная деятельность является необходимым фактором формирования интеллекта.
1.2. Технологии в дошкольном образовании
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу от отдельных методик к педагогическим технологиям. По сравнению с обучением, построенным на основе частной методики, технология обучения имеет серьезные преимущества. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения[15].
В данной работе мы рассмотрим наиболее яркие, практически значимые технологии, которые активно используются на сегодняшний день[16].
Технология интеллектуального развития Воскобовича придерживается следующих принципов:
- взаимодействия взрослого и детей происходит через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры;
- построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память;
- раннее творческое развитие дошкольников.
Педагогическая система Марии Монтессорри направлена на больных и ослабленных детей. Её образовательная система основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала. Ребенка, обладающего «впитывающим мышлением», должна окружать соответствующая среда, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность "впитать" правильную речь.
Существует ряд технологий развития речи, например «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой.
Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ может дополнять и усиливать эффект других технологий. Выделим преимущества применения ИКТ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни [2].
1.3. Сущность и типология инноваций в ДОУ
Потребность в инновациях
возникает тогда, когда появляется
необходимость разрешить какую-
Хуторской Андрей Викторович (доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии города Москвы) под педагогическим новшеством понимает некую идею, метод, средство, технологию или систему, а под нововведением в соответственно процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятия «нововведение» и «инновация» он считает тождественными [13].
Ключевое понятие в
инноватике - инновационный процесс.
Инновационные процессы в образовании
рассматриваются в трех основных
аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом
и организационно-
Информация о работе Особенности инновационного процесса в ДОУ