Особенности инновационного процесса в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является выявление и обоснование особенностей инновационной деятельности в дошкольном образовании (на примере МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил).
Для решения поставленной цели потребовалось рассмотреть следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Рассмотреть технологии в дошкольном образовании;
Рассмотреть виды инноваций в ДОУ;
Проанализировать деятельность МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил;.
Разработать рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ № 131г. Нижний Тагил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………….......5
Дошкольная образовательная деятельность как фактор формирования интеллекта…………………………………………………………………5
Технологии в дошкольном образовании………………………………...7
Сущность и типология инноваций в ДОУ…………….……………….10
Глава 2. АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….….19
2.1. Общая характеристика деятельности МБДОУ д/с №131………………...19
2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131……………………...……………24
2.3. Опыт инноваций в дошкольном образовании японских детей…….…….26
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С № 131………………………………………………………………29
3.1. Рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ д/с
№131………………………………………...……………………………………29
3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131……….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..…46

Работа содержит 1 файл

курсовая Ани.docx

— 87.37 Кб (Скачать)

Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре  этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш. Инновационный процесс  представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых  педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное  нововведение[13].

Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.[13]

Инновационные процессы следует  отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительной образовательной услуги в ДОУ ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение  идей в нововведение, а также формирует  систему управления этим процессом  и есть инновационная деятельность.

Учитывая человекоориентированную  сущность педагогики, мы определяем объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе "внешних  воздействий" на обучаемых, а с  позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием[13].

Рассмотрим типы педагогических нововведений, что позволит точнее изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

Опираясь на проведённые исследования (Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.), разработана типология педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

В данной систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы[13]:

По отношению к структурным  элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в  задачах, в содержании образования  и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

По отношению к личностному  становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей  и др.

По области педагогического  применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной  области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в  управлении образованием.

По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом  обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных  условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического  объединения педагогов, в детском саду, в группе садов, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях  определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп  педагогов.

По объёму новаторских  мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии  одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных  блоках. Например, такая инновация  как образовательная рефлексия  учащихся может выступать нововведением  по отношению к системе диагностики  обучения, развитию способов деятельности воспитанников, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей группе, локальным, радикальным нововведением.

 Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое: добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Новое может выступать  в разных формах[8]:

- принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

- условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительна как в личностном, так и во временном плане);

- «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;

- изобретательские мелочи.

Типы нововведений также  группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный  процесс:

— в содержании образования;

— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

— в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные  между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой);

— системные (относящиеся  ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет  аналог или прототип (модификационные  нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании  ранее не применялись (комбинаторные  нововведения);

— радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

— прекращение использования  формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее  нововведение);

— ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Выделим направления развития инновационных процессов[8]:

  1. Инновации в управленческой деятельности:

- программно-целевой педагогический менеджмент;

- создание единой программы управления;

-широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;

- разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;

- изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций.

  1. Инновации в содержании образования:

- адаптация и внедрение новых программ;

- разработка индивидуальных программ образования;

- организация дополнительных образовательных услуг.

  1. Инновации в технологиях:

- адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий;

- использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.

  1. Инновации в работе с кадрами:

- создание системы непрерывного образования педагогов;

- разработка программы формирования кадрового потенциала;

- индивидуальных программ творческого развития педагогов;

- индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

- использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов;

- самореализационные формы повышения квалификации – творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т.п.;

- активные методы обучения.

  1. Инновации в работе с детьми:

- организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;

- обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;

- разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;

- организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций.

  1. Инновации в работе с родителями:

- применение интерактивных методов;

- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т.д.;

- организация пресс-службы по выпуску газеты для родителей.

  1. Инновации в предметно-развивающей среде:

- Обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;

- Построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;

- Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;

  1. Развитие альтернативных форм дошкольного образования:

- Организация работы группы выходного дня;

- Разработка программы предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ДОУ и др.

Хотелось отметить поддержку  со стороны государства в реализации инновационной деятельности в дошкольном образовании детей, которая отражена в ФЦПРО на 2011-2015 годы. О том, каким должно быть дошкольное образование директор департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко в своём интервью Российской газете говорит: «Что касается ФЦПРО на 2011-2015 годы, то здесь есть два важных подхода. В первую очередь, мы начали распространять лучшие практики дошкольного образования, которые выявили еще в ходе реализации нацпроекта "Образование". Для этого уже создано 16 стажировочных площадок - по две в каждом федеральном округе. Сейчас идет подготовка к их работе - закупается оборудование, специалисты проходят курсы повышения квалификации. В 2012-2013 годах на этих площадках будут стажироваться муниципальные команды, в составе которых будут заместителя мэра по социальным вопросам, представителя финансовых органов, кого-то из законодательного собрания муниципалитета и, конечно же, воспитателей и руководителей детских садов. За две недели стажировки участники должны подготовить целостную программу развития дошкольного образования на своей территории с учетом ее специфики. Просчитать все по ресурсам, финансам, кадрам. С готовым проектом команды возвращаются в территории и там ее утверждают и реализуют. А эксперты будут следить за тем, как она работает. Второе направление - кредиты регионам на строительство детских садов. Проект стартует со следующего года, на него выделено около 8 млрд рублей. Сейчас стоит задача закрыть очередь для детей от 3 до 7 лет.» [1]

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Общая характеристика деятельности МБДОУ д/с №131

На основании лицензии №11288 от 02.04.2008 МБДОУ д/с №131 комбинированного вида имеет право осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (дети от 1,5 лет до 7 лет) и в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (дети от 5 лет до 7 лет).

Информация о работе Особенности инновационного процесса в ДОУ