Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью нашей работы является выявление и обоснование особенностей инновационной деятельности в дошкольном образовании (на примере МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил).
Для решения поставленной цели потребовалось рассмотреть следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Рассмотреть технологии в дошкольном образовании;
Рассмотреть виды инноваций в ДОУ;
Проанализировать деятельность МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил;.
Разработать рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ № 131г. Нижний Тагил.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………….......5
Дошкольная образовательная деятельность как фактор формирования интеллекта…………………………………………………………………5
Технологии в дошкольном образовании………………………………...7
Сущность и типология инноваций в ДОУ…………….……………….10
Глава 2. АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….….19
2.1. Общая характеристика деятельности МБДОУ д/с №131………………...19
2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131……………………...……………24
2.3. Опыт инноваций в дошкольном образовании японских детей…….…….26
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С № 131………………………………………………………………29
3.1. Рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ д/с
№131………………………………………...……………………………………29
3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131……….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..…46
Правовой регламентацией и обеспечением уставнойдеятельности является:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Национальная доктрина
образования в РФ (утверждена
постановлением правительства
- Семейный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об образовании», с учетом изменений, внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года;
- Типовое положение о
дошкольном образовательном
- ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.09 Г. №655;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10,-22.07.2010Г. «Регламентирующие нормы нагрузки обучающих занятий с детьми в течение дня»;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Устав МБДОУ;
- Программа развития ДОУ.
Деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 131 комбинированного вида в целях удовлетворения потребностей населения в образовательных и оздоровительных услугах для детей дошкольного возраста.
В основу структуры основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования
Образовательная деятельность ДОУ осуществляется на основе реализации образовательных программ имеющих гриф экспертной комиссии РФ, рекомендованных к использованию в работе с дошкольниками:
Комплексные программы:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василиевой, 2010.
- «Обучение и воспитание
детей с фонетико-
- «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Учебный план содержит следующие образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Безопасность».
МБДОУ детский сад № 131 имеет полное методическое обеспечение всех программ нового поколения, обеспечивается их творческая реализация педагогическим коллективом. В ДОУ систематически проводится анкетирование родителей, позволяющее выявить запросы и степень удовлетворенности условиями воспитания и образования в детском саду. Анкетирование, проводимое в группах раннего возраста, позволяет составить прогноз адаптации и разработать рекомендации для родителей и педагогов. Анкетирование, проводимое специалистами – учителями – логопедами и педагогом психологом, позволяет выявить проблемы в развитии ребенка и организовать взаимодействие семьи и детского сада в их разрешении.
Во всех возрастных группах используются различные формы организации занятий с детьми: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Образовательный процесс
в ДОУ осуществляется в процессе
организованных и нерегламентированных
видах деятельности дошкольников, специфичных
для дошкольного
В ДОУ созданы условия,
обеспечивающие реализацию программ компенсирующего
вида для детей с нарушениями
речи: оборудован кабинет учителя-логопеда
и коррекционные центры в группах
(методическое и дидактическое обеспечение,
материалы и пособия для
Приоритетными направлениями их деятельности являются:
- формирование у детей
старшего дошкольного возраста
фонетической стороны и
- обогащение словарного запаса;
- оказание консультативной помощи педагогам и родителям воспитанников.
В основе планирования воспитательно-образовательной
работы воспитатели и специалисты
ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель)
работают в тесном сотрудничестве,
разрабатывают и реализуют
Комплекс программ, используемых в ДОУ, обеспечивает: непрерывность, системность, преемственность содержания образования от раннего до старшего дошкольного возраста, а также обеспечивают: познавательное, эмоционально-личностное, социальное, коррекционно-речевое развитие в дошкольном детстве.
Учебный план образовательного
учреждения соответствует гигиеническим
требованиям к максимальной нагрузке
на детей дошкольного возраста и
является одним из нормативных документов
образовательного учреждения. Все разделы
учебного плана обеспечены методическими
комплектами (воспитательно-
Контроль за реализацией
программы позволяет вести
- мониторинг состояния воспитанников;
- мониторинг физического развития детей;
- педагогическая диагностика;
- диагностика речевого
развития детей учителя-
- диагностика нервно-
- диагностика психического
развития детей дошкольного
- мониторинг уровня
В оптимальной организации воспитательно-образовательного процесса важную роль играют внешние связи детского сада
В ДОУ работает 18 педагогов согласно штатному расписанию. Из них высшее профессиональное (педагогическое) образование имеют: 9 педагогов (50%), 9 педагогов (50%) среднее профессиональное (педагогическое) образование.Имеют квалификационную категорию: первую – 10 педагогов (56%), вторую – 8 педагогов (44%).Стаж педагогической работы у 4 педагогов до 10 лет, у 14 педагогов более 10 лет. Таким образом, педагогический коллектив в основном состоит из педагогов со стажем работы, что говорит о сформировавшихся профессиональных качествах. За время функционирования ДОУ сложилась система повышения профессиональной компетентности педагогов. Коллектив педагогов непрерывно участвует в районных и городских мероприятиях, таких как, «Грани таланта», конкурс кабинетов, смотр-конкурс на лучшую постановку Новогоднего спектакля-представления, «Изумрудинка», в том числе, является их организатором. За три года 72% педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации в НТФ ИРРО, МИМЦ, семинарах и образовательных программах специалистов г. Москвы, г.Санкт-Петербурга, г.Самары.
2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131
Произведём анализ инноваций в МБДОУ д/с №131 по приведённым выше направлениям развития инновационных процессов.
Инновации в управленческой деятельности:
Инновации в содержании образования:
Инновации в технологиях:
Инновации в работе с кадрами:
Инновации в работе с детьми:
Инновации в работе с родителями:
Инновации в предметно-развивающей сфере:
2.3. Опыт инноваций в дошкольном образовании японских детей
Япония – страна восходящего солнца с уникальной, насыщенной культурой и сложившимися традициями. Рассмотрим инновационный опыт дошкольного образования японских детей по содержательным линиям, приведённых в предыдущей главе.
Инновации в управленческой деятельности.
В настоящее время дошкольное
образование в Японии не является
обязательным. Так что в этой сфере
встречается большее
Инновации в работе с кадрами.
Чтобы стать воспитателем детского сада, после окончания школы необходимо пройти двухгодичное (или четырехгодичное) обучение, которое ориентировано на практические аспекты взаимоотношения с ребенком. Значительное внимание в процессе обучения уделяется освоению методик занятий по рисованию, театру, труду, оригами, физической культуре, музыке и другим областям. В рамках обучения также преподаются курсы по детской психологии, физическому и умственному здоровью детей, питанию и социальным взаимоотношениям[3].
Инновации в содержании образования.
Во многих учебных планах дошкольных образовательных учреждений подчеркивается, что: каждый ребенок должен понять, что он – один из многих, поэтому мнения других необходимо уважать; детям важно усвоить, что существует наиболее приемлемый способ выполнения различных дел и на его освоение стоит потратить время и силы. В японской культуре усердие и старание ценятся больше, чем индивидуальные результаты в обучении. Основной акцент в дошкольном образовании в Японии делается как раз не на обучении детей тем или иным предметам, а на развитии навыков самостоятельного действия как члена группы, что подчеркивается, например, в следующем правиле: если ребенок закончил выполнение задания, то перед тем, как сообщить об этом воспитателю, он должен убедиться, что и его сосед также справился с ним. На данный момент отмечается влияние западной когнитивно-ориентированной педагогики, то есть обучению конкретным знаниям, умениям[3].
Информация о работе Особенности инновационного процесса в ДОУ