Особенности инновационного процесса в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является выявление и обоснование особенностей инновационной деятельности в дошкольном образовании (на примере МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил).
Для решения поставленной цели потребовалось рассмотреть следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Рассмотреть технологии в дошкольном образовании;
Рассмотреть виды инноваций в ДОУ;
Проанализировать деятельность МБДОУ № 131 г. Нижний Тагил;.
Разработать рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ № 131г. Нижний Тагил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………….......5
Дошкольная образовательная деятельность как фактор формирования интеллекта…………………………………………………………………5
Технологии в дошкольном образовании………………………………...7
Сущность и типология инноваций в ДОУ…………….……………….10
Глава 2. АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….….19
2.1. Общая характеристика деятельности МБДОУ д/с №131………………...19
2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131……………………...……………24
2.3. Опыт инноваций в дошкольном образовании японских детей…….…….26
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ Д/С № 131………………………………………………………………29
3.1. Рекомендации по внедрению инноваций в деятельность МБДОУ д/с
№131………………………………………...……………………………………29
3.2. Расширение платных образовательных услуг МБДОУ д/с №131……….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………35
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..…46

Работа содержит 1 файл

курсовая Ани.docx

— 87.37 Кб (Скачать)

Правовой регламентацией и обеспечением уставнойдеятельности является:

- Конвенция ООН о правах  ребёнка;

- Конституция РФ;

- Национальная доктрина  образования в РФ (утверждена  постановлением правительства РФ  от 04.10.2000г. №751);

- Семейный кодекс РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон «Об образовании»,  с учетом изменений, внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года;

- Типовое положение о  дошкольном образовательном учреждении, от 12.09.2008г. №666;

- ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.09 Г. №655;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10,-22.07.2010Г. «Регламентирующие нормы нагрузки обучающих занятий с детьми в течение дня»;

- Приоритетный национальный  проект «Образование»;

- Устав МБДОУ;

- Программа развития ДОУ.

Деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 131 комбинированного вида в целях удовлетворения потребностей населения в образовательных и оздоровительных услугах для детей дошкольного возраста.

В основу структуры основной общеобразовательной программы  дошкольного образования положены направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Образовательная деятельность ДОУ осуществляется на основе реализации образовательных программ имеющих гриф экспертной комиссии РФ, рекомендованных к использованию в работе с дошкольниками:

Комплексные программы:

- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василиевой, 2010.

- «Обучение и воспитание  детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи», сост. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

- «Обучение и воспитание  детей с общим недоразвитием  речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Учебный план содержит следующие  образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Безопасность».

МБДОУ детский сад № 131 имеет полное методическое обеспечение всех программ нового поколения, обеспечивается их творческая реализация педагогическим коллективом. В ДОУ систематически проводится анкетирование родителей, позволяющее выявить запросы и степень удовлетворенности условиями  воспитания и образования в детском саду. Анкетирование, проводимое в группах раннего возраста, позволяет составить прогноз адаптации и разработать рекомендации для родителей и педагогов. Анкетирование, проводимое специалистами – учителями – логопедами и педагогом психологом, позволяет выявить проблемы в развитии ребенка и организовать взаимодействие семьи и детского сада в их разрешении.

Во всех возрастных группах  используются различные формы организации  занятий с детьми: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

Образовательный процесс  в ДОУ осуществляется в процессе организованных и нерегламентированных видах деятельности дошкольников, специфичных  для дошкольного образовательного учреждения,  обеспечивающих оптимальную  нагрузку на особого ребенка в  целях предупреждения переутомления  и дезадаптации.Образовательная  среда в группах создается  с учетом возрастных особенностей детей, зарождающимся таким образом, чтобы  ребенок в течение дня мог  найти для себя увлекательное дело, занятие. Предметно-развивающая среда,организованная в ДОУ отвечает потребностям, интересам особого ребенка.  Подбор дидактических материалов, игр, детской литературы учитывает особенности разноуровнего развития детей,  что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного передвижения в развитии ребенка, эффективной коррекционно-образовательной работе  и полноценному развитию ребенка как личности.

В ДОУ созданы условия, обеспечивающие реализацию программ компенсирующего  вида для детей с нарушениями  речи: оборудован кабинет учителя-логопеда и коррекционные центры в группах (методическое и дидактическое обеспечение, материалы и пособия для консультирования родителей). В ДОУ функционируют  логопедические группы для детей  в возрасте с 5 до 7 лет. Два учителя  – логопеда являются штатными работниками  ДОУ.  

Приоритетными направлениями  их деятельности являются:

- формирование у детей  старшего дошкольного возраста  фонетической стороны и звуковой  культуры речи;

- обогащение словарного  запаса;

- оказание консультативной  помощи педагогам и родителям  воспитанников.

В основе планирования воспитательно-образовательной  работы воспитатели и специалисты  ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель) работают в тесном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют взаимосогласованные  тематические  планы.

Комплекс программ, используемых в ДОУ, обеспечивает: непрерывность, системность, преемственность содержания образования от раннего до старшего дошкольного возраста, а также  обеспечивают: познавательное, эмоционально-личностное, социальное, коррекционно-речевое развитие в дошкольном детстве.

Учебный план образовательного учреждения соответствует гигиеническим  требованиям к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста и  является одним из нормативных документов образовательного учреждения. Все разделы  учебного плана обеспечены методическими  комплектами (воспитательно-образовательными, рабочими программами и дидактическими материалами).

Контроль за реализацией  программы позволяет вести разработанная  в ДОУ система мониторинга, которая  включает в себя:

- мониторинг состояния  воспитанников;

- мониторинг физического  развития детей;

- педагогическая диагностика;

- диагностика речевого  развития детей учителя-логопеда;

- диагностика нервно-психического  развития детей раннего возраста;

- диагностика психического  развития детей дошкольного возраста;

- мониторинг уровня профессиональной  деятельности педагогов.

В  оптимальной организации  воспитательно-образовательного процесса важную роль играют внешние связи детского сада

В ДОУ  работает 18 педагогов  согласно штатному расписанию. Из них  высшее профессиональное (педагогическое) образование имеют: 9 педагогов (50%), 9 педагогов  (50%) среднее профессиональное (педагогическое) образование.Имеют  квалификационную категорию:  первую – 10 педагогов (56%), вторую – 8 педагогов (44%).Стаж педагогической работы у 4 педагогов до 10 лет, у 14 педагогов более 10 лет. Таким образом, педагогический коллектив в основном состоит из педагогов со стажем работы,  что говорит о сформировавшихся  профессиональных качествах. За время функционирования ДОУ сложилась система повышения профессиональной компетентности педагогов. Коллектив педагогов непрерывно участвует в районных и городских мероприятиях, таких как, «Грани таланта», конкурс кабинетов, смотр-конкурс на лучшую постановку Новогоднего спектакля-представления, «Изумрудинка», в том числе, является их организатором. За три года 72% педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации в НТФ ИРРО, МИМЦ, семинарах и образовательных программах специалистов г. Москвы, г.Санкт-Петербурга, г.Самары.

 

 

2.2. Анализ инноваций в МБДОУ д/с №131

Произведём анализ инноваций  в МБДОУ д/с №131 по приведённым  выше направлениям развития инновационных процессов.

Инновации в управленческой деятельности:

  1. Переход на управление по целям, создание единой программы управления;
  2. Создание программы развития ДОУ с разработкой бизнес-плана и использования SVOT–анализа управленческой деятельности;
  3. Изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм;

Инновации в содержании образования:

  1. Адаптация и внедрение новых программ с использованием ФГТ – «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василиевой, 2010.
  2. Разработка индивидуальных программ образования;

Инновации в технологиях:

  1. Адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих технологий В. Г. Алямовской, Ю. Ф. Змановского;
  2. Использование технологий проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами (технология Воскобовича, ТРИЗ, ИССО, Никитиных);

Инновации в работе с кадрами:

  1. Создание системы непрерывного образования педагогов;
  2. Использование мастр-классов, педагогических рингов, педагогических проектов можно подробно изучить в ПРИЛОЖЕНИИ А;
  3. Самореализационные формы повышения квалификации;
  4. Творческие конкурсы, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей;
  5. Итоги работы КМО 2012 году приведены в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

Инновации в работе с детьми:

  1. Организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях: «Лекотека»;
  2. Обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;
  3. Разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одарёнными детьми;
  4. Организация простейшего эксперементирования и моделирования ситуаций.

Инновации в работе с родителями:

  1. Применение интерактивных методов;
  2. Использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества: Мамина школа; Клуб заинтересованных бабушек; газета для тех, кто любит детей; стенд информации по разным темам.

Инновации в предметно-развивающей  сфере:

  1. Обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учётом авторских разработок;
  2. Построение развивающего пространства детского сада по принципу интеграции и моделирования;
  3. Преобразование предметно – пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков

 

 

 

2.3. Опыт инноваций в дошкольном образовании японских детей

Япония – страна восходящего  солнца с уникальной, насыщенной культурой  и сложившимися традициями. Рассмотрим инновационный опыт дошкольного  образования японских детей по содержательным линиям, приведённых в предыдущей главе.

Инновации в управленческой деятельности.

В настоящее время дошкольное образование в Японии не является обязательным. Так что в этой сфере  встречается большее разнообразие и гибкость, чем на других образовательных  уровнях. Детские сады и центры ухода  разделяются на государственные  и частные. Около 80% детских садов  и 60% центров по уходу за ребенком принадлежат частному сектору. По сравнению  с частными в государственных  образовательных учреждениях зарплата персонала выше, рабочий день существенно  короче, а нагрузка меньше (благодаря  укомплектованности штата). В частных  детских садах из-за нехватки кадров нередко, чтобы снизить родительскую плату, количество детей в группе доходит до 40 человек, на которых  приходится 1 педагог. Стали популярны  центры, которые предоставляют свои услуги в ночное время, а также  «детские отели», работающие круглосуточно. В среднем центр принимает около 90 детей, на которых приходится более 25 сотрудников, работающих полный день, и более 10 сотрудников – неполный день. Количество персонала зависит от возраста детей. Для детей первого года жизни соотношение педагогов к детям – 1:3, для детей от года до трех – 1:6, а для дошкольников старше 3 лет – 1:20. В детских садах детей принимают с 3 лет, хотя в последнее время в Министерстве образования, науки и культуры Японии обсуждается вопрос о том, чтобы позволить родителям отдавать в сад двухлетних детей[3].

Инновации в работе с кадрами.

Чтобы стать воспитателем детского сада, после окончания школы  необходимо пройти двухгодичное (или  четырехгодичное) обучение, которое  ориентировано на практические аспекты взаимоотношения с ребенком. Значительное внимание в процессе обучения уделяется освоению методик занятий по рисованию, театру, труду, оригами, физической культуре, музыке и другим областям. В рамках обучения также преподаются курсы по детской психологии, физическому и умственному здоровью детей, питанию и социальным взаимоотношениям[3].

Инновации в содержании образования.

Во многих учебных планах дошкольных образовательных учреждений подчеркивается, что: каждый ребенок  должен понять, что он – один из многих, поэтому мнения других необходимо уважать; детям важно усвоить, что существует наиболее приемлемый способ выполнения различных дел и на его освоение стоит потратить время и силы. В японской культуре усердие и  старание ценятся больше, чем индивидуальные результаты в обучении. Основной акцент в дошкольном образовании в Японии делается как раз не на обучении детей тем или иным предметам, а на развитии навыков самостоятельного действия как члена группы, что  подчеркивается, например, в следующем правиле: если ребенок закончил выполнение задания, то перед тем, как сообщить об этом воспитателю, он должен убедиться, что и его сосед также справился с ним. На данный момент отмечается влияние западной когнитивно-ориентированной педагогики, то есть обучению конкретным знаниям, умениям[3].

Информация о работе Особенности инновационного процесса в ДОУ