Особенности игры дошкольника с нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Формирование речи, как и развитие других психических процессов, неразрывно связано с игровой деятельностью, которая для дошкольника является ведущей. Дети с речевыми нарушениями трудно осваивают так значимую для них игровую деятельность, тем не менее, она имеет большое значение в развитии ребенка. Поэтому для таких детей, имеющих отставание в развитии различных компонентов игровой деятельности, важнейшим условием коррекции является специально организованная, поэтапная, систематическая, комплексная работа по формированию игровых навыков и умений.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности…………….7
1.1 Понятие об игре и игровой деятельности…………………………….7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи………………………………………………………………….……..17
1.3 Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи……………………………………………26
2.1 Методика экспериментального исследования………………………26
2.2 Результаты исследования…………………………………………….29
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования…………...30
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений.....38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

НОУ ВПО Московский психолого.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

Выводы по главе 2.

Экспериментальное исследование проводилось нами на базе старшей  группы МДОУ г. Электрогорска "Детский сад №41" с помощью двух методик - "игра со взрослыми" и "Индивидуальная ролевая игра" (по Е.А. Стребелевой). В исследовании участвовали 10 дошкольников 5-6 лет с диагнозом "Общее недоразвитие речи III уровня" и "ОНР IV уровня".

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

  • Исследование особенностей совместной игры дошкольников страдающих ОНР, со взрослыми, показало, что эти дети в целом способны включаться в такого рода деятельность, но зачастую не проявляют инициативы, речевой активности, затрудняются даже в условиях помощи со стороны взрослого развернуть полноценный сюжет, иногда вовсе ограничивались предметной деятельностью "рядом со взрослыми".
  • Индивидуальная ролевая игра вызывала еще более значительные трудности у дошкольников с ОНР, проявившиеся в отсутствии организационного этапа, неспособности к самостоятельному развертыванию подчас даже элементарного сюжета, в преобладании интереса к игрушкам, которые в норме предназначены для более младшего возраста (игрушки в воде).
  • При этом, как нам удалось выяснить, действия с предложенными игрушками были вполне адекватными (соответствующими их изначальному предназначению), что еще раз подтверждает первичную сохранность интеллекта таких детей.
  • Исследование показало, что дети с более выраженными речевыми нарушениями (ОНР III уровня) испытывали в процессе игровой деятельности (и совместной со взрослыми, и индивидуальной) большие трудности, чем их сверстники, у которых, согласно логопедическому заключению, недоразвитие всех сторон речи выражено менее ярко (ОНР IV уровня).
  • Для коррекции недостатков игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями нами был разработан комплекс игровых упражнений.

 

Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих  упражнений

 

Экспериментальное исследование показало достаточно низкий уровень  сформированности игровой деятельности у дошкольников 5-6 лет с общим  недоразвитием речи.

Для коррекции выявленных недостатков (несовершенство игровых действий, обеднённость сюжетов, отсутствие интереса к предметам - заменителям, крайне низкая речевая активность и т.п.) нами был разработан комплекс специальных игровых упражнений, доступных этим дошкольникам и опирающихся на их ведущий вид деятельности. В комплекс вошли такие коррекционно-развивающие упражнения: "Недоверчивая кукла", "Что дальше", "Что на что похоже?", "Мостик", "Догонялки". Далее рассмотрим их по отдельности.

"Недоверчивая кукла".

Цель игры: обучение комментированию игровых действий; совершенствование навыков действий.

Оборудование: игрушка - кукла.

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: "Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы пойдём гулять".

" Что дальше".

Цель игры: развитие способности к сюжетосложению.

Оборудование: игрушка - мишка.

Ход игры. Дети по принципу "цепочки" сочиняют историю о мишке, который гулял в лесу. Ребёнок, у которого в руках оказывается игрушка, произносит следующее предложение.

Вариант. По мере овладения игрой можно проводить её по принципу "снежного кома", когда каждый следующий участник прежде, чем предложить свой вариант, пересказывает всё, что было сказано предыдущим. Это окажет положительное влияние не только на способность к сюжетосложению, но и на развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушениях часто бывают несовершенными.

"Что на что похоже?"

Цель игры: формирование способности к использованию в игре предметов - заменителей; развитие творческого воображения.

Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.

Ход игры. Взрослый предлагает группе детей рассмотреть различные предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным предметом как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком и т.п.)

"Мостик".

Цель игры: развитие способности к коммуникации с партнёром в процессе игры; формирование чувства ответственности, симпатии в игре; развитие воображения.

Ход игры. Взрослый проводит на полу (или на асфальте) линию длиной около 1 метра или кладёт узкую доску (шириной 20 - 30 см) и объясняет дошкольникам: "Я - мама курица, а вы - мои цыплятки. Нам с вами надо перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду".

Взрослый обращает внимание детей на линию (мостик). Дети строятся друг за другом. Взрослый берёт за руку первого ребёнка и осторожно проходит с ним по линии (по мостику). Затем игра повторяется, но в роли "мамы - курицы" уже выступает ребёнок.

"Догонялки".

Цель игры: формирование способности к координации действий; развитие партнёрских отношений в игровой деятельности; формирование уважительного отношения к правилам игры; развитие чувства ритма и моторики.

Ход игры. Дети дошкольного возраста любят эту игру. Но ребята с нарушениями речи, из-за несовершенства моторной сферы, трудности координации часто толкают друг друга и натыкаются на предметы мебели. Для предотвращения таких моментов Е. Смирнова и Л. Галигузова (2007г.) предлагают использовать приём поэтапного инструктирования.

"Ребята, сейчас мы поиграем в догонялки. Кто будет водить? Ты Настя? Хорошо… Настя садись на стульчик. …Все остальные ребята отходят в другую часть игровой комнаты… Дети хором произносят стихи:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять! (Е. Тихеева)

После слова "пять" взрослый произносит: "Разбегайтесь все скорее, а, ты, Настя, догоняй!"  Ребенок, которого поймали, становится водящим [29]. Представленные выше игровые упражнения могут использоваться в психологической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, неоднократно, за счёт незначительного (с точки зрения взрослого) изменения игровой ситуации и условий - использования других игрушек, переноса игры из комнаты на игровой участок. Апробирование этих упражнений в ходе психологической практики в МДОУ с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, показало, что игры на развитие ведущего вида деятельности доступны таким дошкольникам, вызывают у них интерес.

 

Заключение

 

Формирование речи, как  и развитие других психических процессов, неразрывно связано с игровой  деятельностью, которая для дошкольника  является ведущей. Дети с речевыми нарушениями  трудно осваивают так значимую для  них игровую деятельность, тем  не менее, она имеет большое значение в развитии ребенка. Поэтому для  таких детей, имеющих отставание в развитии различных компонентов  игровой деятельности, важнейшим  условием коррекции является специально организованная, поэтапная, систематическая, комплексная работа по формированию игровых навыков и умений.

Работая над выбранной  темой, мы раскрыли некоторые ее теоретические  аспекты (на основе анализа литературы), а также проанализировали результаты самостоятельно проведенного исследования особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушением речи и разработали комплекс упражнений, направленных на ее совершенствование. То есть задачи курсовой работы были решены, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Игровая деятельность дошкольников с выраженными нарушениями речи (а особенно - индивидуальная деятельность) оказалась несовершенной.

Цель курсовой работы достигнута.

 

Список литературы

 

1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000;

2. Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Душенко. Изд. 7-е исправленное. - М.: Изд-во Эксмо, 2002;

3. Возрастная и педагогическая  психология. Учебник для студентов  пед. институтов. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под редакцией А.В. Петровского - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979;

4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: просвещение. 1983;

5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995;

6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1995;

7. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции // Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. Вып.1 - Саратов: слово, 2002;

8. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 1993;

9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" - М. Владос-Пресс, 2005;

10. Диагностика умственной отсталости  в дошкольном и младшем школьном  возрасте: учебное пособие. Составитель  Л.В. Шипова. - Саратов, 2005;

11. Дошкольная грамматика. Учебное  пособие для студентов пед.  институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой - 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988;

12. Дьяченко М.И., Кандыдович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хелтон, 1998;

13. Игры в логопедической работе  с детьми. / Под ред.В.И. Селиверстова, 2-е изд. - М.: просвещение. 1979;

14. Козырева О.А. Лексико-грамматичесие игры // Логопед. 2004;

15. Кордуил М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с английского К.С. Ткаченко - М.: Фаир-Пресс, 2000;

16. Краткий психологический словарь  /Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Политизат, 1985;

17. Логопедия. Учебное пособие для  студентов деф. фак. пед. вузов  / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Владос, 2002;

18. Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие - Саратов. 2000;

19. Мухина В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е изд., стереотип. - М., 2000;

20. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975;

21. Основы логопедии с практикумом  по звукопроизношению. Учебное  пособие для студентов средних  педагогических учебных заведений.  Под редакцией Т.В. Власовец. - М.: Академия, 2002;

22. Основы специальной психологии: Учебное для студентов средних  пед. учеб. заведений / Под редакцией  Л.В. Кузнецовой, М., 2002;

23. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. М., 1988;

24. Петричук И.И. Еще раз об игре [Педагогика. 2007];

25. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, №2;

26. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Хорошевского, 2-е изд., испр. и доп., М.; Политиздат, 1990;

27. Психолого-педагогическая диагностика  и консультирование: Учебное пособие.  Под редакцией Л.В. Шиповой, Саратов, 2004;

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002 - с.720;

29. Смирнова Е., Галигузова Л., Мещерякова  С. Делайте как я // Обруч, 2007;

30. Солнцева О.А. играем в сюжетные игры. Дошкольное воспитание. 2005. № 4;

31. Специальная педагогика: Учебное  пособие для студентов высш. пед.  учебных заведений / Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под ред.Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001;

32. Специальная психология. Учебное  пособие. Составитель Л.В. Шипова - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003;

33. Специальная психология: учебное  пособие для студентов высших  пед. учебных заведений [Под  редакцией В.И. Лубовского - 3 изд., стер. - М.: Академия, 2006];

34. Трофимова Н.М. Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. С-Пб.: Питер, 2006;

35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004;

36. Хрестоматия по возрастной и  педагогической психологии. Работы  советских психологов периода  1946-1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М.: Изд-во Московского университета, 1981;

37. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическому исследованию игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М.: Изд-во Московского университета, 1981;

38. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа речевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советский психологов периода 1946-1980 гг. /Под. ред. ИИ. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Московского университета, 1981;

39. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности игры дошкольника с нарушениями речи