Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа
Формирование речи, как и развитие других психических процессов, неразрывно связано с игровой деятельностью, которая для дошкольника является ведущей. Дети с речевыми нарушениями трудно осваивают так значимую для них игровую деятельность, тем не менее, она имеет большое значение в развитии ребенка. Поэтому для таких детей, имеющих отставание в развитии различных компонентов игровой деятельности, важнейшим условием коррекции является специально организованная, поэтапная, систематическая, комплексная работа по формированию игровых навыков и умений.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности…………….7
1.1 Понятие об игре и игровой деятельности…………………………….7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи………………………………………………………………….……..17
1.3 Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи……………………………………………26
2.1 Методика экспериментального исследования………………………26
2.2 Результаты исследования…………………………………………….29
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования…………...30
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений.....38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………42
НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт
Факультет логопедии
Кафедра логопедии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности игры дошкольника с нарушениями речи
Студентки группы УЛ-09 Куликовой
Юлии Андреевны Научный
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности…………….7
1.1 Понятие об игре и игровой деятельности…………………………….7
1.2 Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушениями речи………………………………………………………………….
1.3 Специфика игровой деятельности у
дошкольников с речевыми нарушениями…………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи……………………………………………26
2.1 Методика экспериментального исследования………………………26
2.2 Результаты исследования…………………………………………….
2.3 Анализ результатов
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений.....38
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. С.Л. Рубинштейн. [2]
Игра как одно из удивительных
явлений человеческой жизни привлекала
к себе внимание философов и исследователей
всех эпох. Уже Платон считал игру одним
из полезнейших занятий, а Аристотель
видел в ней источник душевного
равновесия, гармонии души и тела и
отмечал пользу словесных игр
для совершенствования
То есть об обучающих и развивающих возможностях игры известно давно.
Многие выдающиеся педагоги
и психологи справедливо
В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка - это мощная сфера так называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.
Что касается детей с речевыми нарушениями, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на коррекцию их первичных и вторичных недостатков.
Игра оказывает большое влияние на коррекцию и развитие речи, поскольку сама игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в неё, определённой способности к коммуникации, использования средств родного языка.
Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольном, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.
Однако и сама игровая деятельность изначально требует от ребёнка определённого уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определённым волевым усилиям, которые у детей с недостатками речи зачастую оказываются нарушенными.
Для того, чтобы своевременно скорректировать несовершенства игровой деятельности у дошкольников данной категории, психологу необходимо иметь представления об актуальном уровне развития их игры.
Некоторые стороны игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи раскрыты в работах таких исследователей, как Г. А Волкова [4], В.П. Глухов [8], Т.Б. Филичева [35], В.И. Селиверстов [13], и другие. Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкарёвой [7], Е. Смирновой, Л. Галиузовой, С. Мещеряковой [29], О.А. Козыревой [15] и многих других учёных. Однако большинство современных исследователей по проблеме носит эпизодический характер.
Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что игра привлекала внимание многих учёных во все периоды жизни. К.Гроссом была сформулирована первая теория игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в 1 половине 20 века. Согласно этой теории игра является явлением, неразрывно связанным с жизнедеятельностью человека. По словам К. Гросса: «…мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».[26]
В современном понимании игра – это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».[14]
В более поздних исследованиях П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ш. Бюллер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн обращают внимание на психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка.
Наиболее системные
Вопросы, касающиеся механизмов
овладения игровой
Цель нашего исследования: выявить особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект исследования: игровая деятельность.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями.
Гипотеза. Предположим, что игровая деятельность детей с выраженными нарушениями речи сформулирована на довольно низком уровне, не соответствует возрастной норме по многим показателем. Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи: на основе анализа литературы по проблеме раскрыть понятие об игре и игровой деятельности; рассмотреть особенности игровой деятельности дошкольников и характер её влияние на их психическое развитие; на основе изучения данных отечественных дефектологов описать некоторые особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи; охарактеризовать особенности экспериментальной выборки и методики психологического исследования; на основе анализа результатов диагностики выделить основные особенности игровой деятельности детей 5-6 лет с ОНР; разработать комплекс игровых упражнений, направленных на совершенствование игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
Научная значимость работы состоит в определении основных особенностей игровой деятельности детей с нарушениями речи.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего применения комплекса упражнений на совершенствование игровой деятельности в работе с детьми, имеющими нарушения речи, а также в возможности использования полученных данных в процессе подготовке специалистов (логопедов, специальных психологов, воспитателей ДОУ).
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из: введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Анализируя игру как вид
деятельности, следует, прежде всего, выяснить
её природу. Сразу необходимо отметить,
что по данному вопросу в
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий учёный К. Гросс. Он рассматривал игру как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичную форму приобщения человека к социуму,[24] то есть, по К. Гроссу в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям жизни ("теория предупреждения") [26].
Основное достоинство теории К. Гросса, по мнению С.Л. Рубинштейна, заключается в том, что " она связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет"; основным же недостатком этой теории является то, что она " указывает лишь " смысл" игры, а не её источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть" [28].
В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который, в свою очередь, развивал мысль В. Шиллера, усматривается источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.
С позицией данной теории успешно объясняется огромный интерес к игре детей дошкольного возраста, которые в силу возрастных особенностей ещё не вовлечены ни в трудовую, ни в учебную деятельность [16]. Но как справедливо отмечает С.Л. Рубинштейн, "наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направление, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомлённый человек, переходя к игре как к отдыху" [28].
Ряд исследователей (У. МакДугалл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх и др.) выдвигали тезис, что игра - это некий "социальный инстинкт", присущий каждому человеку.
Большой популярностью до сих пор пользуется теория игры как самовыражения (Ж. Пиаже и др.).
Представители культуроведческого подхода (например, И. Хейдинге) считают, что игра украшает жизнь, дополняет её, вследствие чего является жизненно необходимой каждому человеку [24].
Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия".
В. Штерн признавал социальную обусловленность сюжетов игр, однако, вместе с тем считал игру явлением биологическим по своей природе. Этот психолог писал по поводу игры: " Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждается на определённых ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну, безусловно, выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой; но общие игры остаются неизменными" [36].
Представители фрейдизма видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений, вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто переживается то, что человеку по каким - либо причинам не удаётся реализовать в жизни.
Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизненных обстоятельств, с которыми он не в силах совладать [1].
По мнению американского психолога М. Кордуэлла, термин " игра" вообще трудно определить, а тем более сложно выявить природу игры, так как "критерии определения являются условными" [15]. Такие критерии, как настроение, степень возбуждения, вид деятельности и другие, по мнению этого автора, подвержены субъективным оценкам: "Наблюдатели могут только гадать о функциях конкретной деятельности, следовательно, мы можем сказать, что ребёнок играет, просто потому, что сами классифицируем его поведение таким образом" [15].
То есть западные исследователи исходят, как правило, из понимания биологической (инстинктивной, врождённой) или преимущественно природы игры.
В отечественной психологии теорию игры, исходящую из признания её социальной природы разрабатывал Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие.
Связывая игру с ориентировочной деятельностью Д.Б. Эльконин [39] определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. В отношении природы игры отмечает: "…. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми показывает, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но она социальна и по своему внутреннему содержанию и не может быть биологическим явлением по своей природе. Игра социальна по своему содержанию, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребёнка в обществе".
Итак, в зарубежной и отечественной психологии сложились различные взгляды на сущность, назначение и природу (биологическую или социальную) игры. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую школу и какое течение они представляют, сходятся во мнении, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности.
И особо важное значение игра имеет для развития ребёнка дошкольного возраста.
Дошкольное детство - достаточно большой отрезок жизни ребёнка.
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой "неудержимостью онтогенического потенциала к развитию" [19]. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение с близкими взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками [9].
Информация о работе Особенности игры дошкольника с нарушениями речи