Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:41, курсовая работа
Предмет исследования - особенности игровой деятельности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1.изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. разработать критерии оценки;
3. подобрать методики экспериментального изучения особенностей игровой деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта;
4.провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей игровой деятельности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта;
5.оформить полученные в ходе эксперимента результаты и провести их анализ;
6. разработать методические рекомендации.
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста……………………………...7-24
1.1 Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в онтогенезе…………………………………………………………………..7-18
1.2 Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта……...19-24
Глава 2. Экспериментальное исследование игровой деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта25-38
2.1 Организация и методики экспериментальной работы…………….25-31
2.2 Анализ результатов исследования………………………………….32-38
Заключение……………………………………………………………...39-41
Литература………………………………………………………………42-44
2. В связи с
формированием активных
3. Новое не только
побуждает активность ребенка
по отношению к предмету, но
и поддерживает ее. Действия ребенка
первого года жизни
Итак, к концу раннего
детства подготавливаются основные
предпосылки для перехода к ролевой
игре:
— в игру вовлекаются
предметы, замещающие реальные предметы,
которые называются в соответствии
с их игровым значением;
— усложняется организация
действий, приобретающая характер цепочки,
отражающей логику жизненных связей;
— происходит обобщение
действий и их отделение от предметов;
— возникает сравнение
своих действий с действиями взрослых
и в соответствии с этим называние
себя именем взрослого;
— происходит эмансипация
от взрослого, при которой взрослый
выступает как образец
В раннем детстве
ребёнок осваивает действия с
предметами ближайшего окружения. Возрастающее
стремление к самостоятельности
и потребность поступать как
взрослый приводит к тому, что ребёнок
стремится подражать взрослым во
всём. Ему уже не достаточно совершать
только бытовые действия. Он хочет
водить машину, лечить людей, продавать
продукты. Но сделать это в реальной
жизни невозможно. Создавшееся противоречие
между желаемым и возможным приводит
к возникновению данного вида
игры.
Возникая на границе
раннего детства и дошкольного
возраста, ролевая игра интенсивно
развивается и достигает во второй
половине дошкольного возраста своего
высшего уровня.
Развитие сюжета
зависит от ряда обстоятельств. Первое
— это близость темы игры к опыту
ребенка. Отсутствие опыта и вытекающих
из него представлений становится препятствием
в развитии сюжета игры.
А. П. Усова отмечает,
что развитие сюжета определяется также
и тем, насколько согласованно развиваются
в игре роли. Согласованность ролей
нужна в каждой игре, имеющей определенную
тему. Чем лучше начинают дети понимать
друг друга, собственно мотивы поведения
каждого из играющих, тем слаженнее
протекает игра.
Наблюдается постепенное
изменение роли материала (и игрушек)
в играх. У трех - четырехлетних
детей материал в значительной степени
направляет тему игры. Позднее дети
приписывают материалу желаемые
для них свойства.
«В дошкольном возрасте
в игрушке и материале ребенок
ищет соответствия между желаемым и
действительным. Изменение в требованиях
ребенка к материалу игры характеризует
новые этапы в развитии игры. Старшие
дошкольники охотнее играют за игрушку
(ролевые игры), чем игрушкой как
таковой, легко обходятся без
игрушек...» (1947, с. 36—37).
Таким образом, в
раннем детстве складываются следующие
предпосылки сюжетно – ролевой
игры, которая будет интенсивно развиваться
в дошкольном детстве:
- ребёнок вовлекает
в игру предметы, замещающие реальные,
и называет эти предметы –
заместители в соответствии с
их игровым значением;
- усложняется организация
действий, приобретая характер цепочки,
отражающей логику жизненных
связей;
- действия обобщаются
и отделяются от предмета;
-ребёнок начинает
сравнивать свои действия с
действиями взрослых и в
Выдающийся психолог
А.Н.Леонтьев подчёркивал: «…Овладение
ребёнком более широким, непосредственно
недоступным ему кругом действительности
может совершаться только в игре
». [30 c.68] А.В.Запорожец писал: «Игра
позволяет воссоздать в активной,
наглядно – действенной форме
неизмеримо более широкие сферы
действительности, далеко выходящие
за пределы личной практики ребёнка…».[30
с.73]
Главным компонентом
сюжетно – ролевой игры является
сюжет, без него нет самой сюжетно
– ролевой игры. Сюжет игры –
это та сфера действительности, которая
воспроизводится детьми. Сюжет представляет
собой отражение ребёнком определённых
событий, взаимоотношений из жизни
и деятельности окружающих. При этом
его игровые действия – одно из
основных средств реализации сюжета.
Содержание игры – это то, что
воспроизводится ребёнком в качестве
центрального и характерного момента
деятельности и отношений между
взрослыми в их бытовой, трудовой,
общественной деятельности.
В зависимости от
глубины представлений ребёнка
о деятельности взрослых меняется и
содержание игр.
По содержанию игры
детей младшего дошкольного возраста
отличаются от игр детей среднего
и старшего возраста. Эти отличия
связаны с относительной
Однако на границе
третьего и четвёртого года жизни
игры становятся более содержательными,
что связано с расширением
представлений об окружающем мире.
Дошкольники начинают комбинировать
разные события, включая в игры эпизоды
из собственного опыта и из литературных
произведений, которые им читали или,
что особенно ценно, показывали посредством
сюжетно-дидактических игр, иллюстраций
в книгах, настольного театра, диафильмов.
На четвертом и
пятом году жизни в играх детей
наблюдаются целостность
Дети дошкольного
возраста обдуманно подходят к выбору
сюжета, обсуждают его предварительно,
на элементарном уровне планируют развитие
содержания. Появляются новые сюжеты,
которые навеяны впечатлениями,
почеркнутыми за пределами дошкольного
учреждения: по мотивам мультсериалов,
прочитанных дома книг, рассказов
родителей и др.
В дошкольном возрасте
продолжается обобщение игровых
ситуаций; помимо условных и символических
действий дети активно используют речевые
комментарии. Эти речевые комментарии
представляют собой словесное замещение
каких-либо событий. Дети прибегают
к ним, чтобы не нарушать логику развертывания
содержания игры.
Содержание сюжетно-ролевой
игры воплощается ребенком с помощью
роли, которую он берет. Роль - средство
реализации сюжета и главный компонент
сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль
- это его игровая позиция; он отождествляет
себя с каким-либо персонажем сюжета
и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже.
Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей
жизни, заимствованные из отношений
в мире взрослых. Подчинение ребенка
правилам ролевого поведения является
важнейшим элементом сюжетно-
Таким образом, для
дошкольников роль - это образец
того, как надо действовать. Исходя
из этого образца, ребенок оценивает
поведение участников игры, а затем
и свое собственное.
Роль появляется
в игре на границе раннего и
дошкольного возраста. На третьем
году жизни наблюдается эмансипация
ребенка от взрослого. Одновременно
у дошкольника растет стремление
действовать самостоятельно, но как
взрослый. Тогда, играя, ребенок начинает
выполнять отдельные действия, характерные
для какого-либо взрослого, хотя и
не называет себя именем взрослого. Это
и есть первые начатки роли.
На протяжении дошкольного
детства развития роли в сюжетно-ролевой
игре происходит от исполнения ролевых
действий к ролям-образам. У младших
дошкольников преобладают бытовые
действия. Затем появляются и ролевые
обозначения, связанные с теми или
иными действиями. Взятая роль придает
определенную направленность, смысл
действиям с предметами. Дети почитают
исполнять роли тех взрослых, деятельность
которых требует определенной атрибутики.
Таким образом, разыгрывая роль, дети
младшего дошкольного возраста используют
игрушки, реальные предметы, а также
предметы-заместители. Ролевое взаимодействие
между играющими осуществляется
посредством предметно-игровых
В среднем дошкольном
возрасте выполнение роли становится
значимым мотивом игровой деятельности:
у ребенка развивается желание
не просто играть, а выполнять ту
или иную роль. Смысл игры дошкольников
4-5 лет заключается в отношениях
между персонажами. Поэтому ребенок
охотно берет на себя те роли, отношения
в которых ему понятны. Ребенок
изображает эти отношения в игре
с помощью речи, мимики, жестов. В
этом возрасте ролевая речь становится
средством взаимодействия. Поскольку
у детей формируется
В старшем дошкольном
возрасте смысл игры заключается
в типичных отношениях лица, роль которого
выполняет ребенок, с другими
лицами, роли которых берут на себя
другие дети. В играх появляются
ролевые диалоги, с помощью которых
выражаются отношения между персонажами,
устанавливается игровое
Таким образом, в
сюжетно – ролевой игре ребёнок
осуществляет символизацию двух
видов. Во– первых, он переносит
действие с одного предмета на другой
при переименовании предмета, что
выступает средством
Особым видом игровой
деятельности в дошкольном детстве
является дидактическая игра одна из
разновидностей игр с правилами.
Она создается взрослым специально
в обучающих целях, когда обучение
протекает на основе игровой и
дидактической задачи. В дидактической
игре ребенок не только получает новые
знания, но также обобщает и закрепляет
их. У дошкольников развиваются познавательные
процессы и способности, они усваивают
общественно выработанные средства
и способы умственной деятельности.
Как отмечал А.Н.Леонтьев,
дидактические игры относятся к
«рубежным играм», представляя собой
переходную форму к той неигровой
деятельности, которую они подготавливают.
[14 c. 322]
Дидактическая игра
имеет свою структуру, включающую несколько
компонентов.
Обучающая (дидактическая)
задача - основной элемент дидактической
игры, которому подчинены все остальные.
Для детей обучающая задача формулируется
как игровая.
Игровые действия - это
способы проявления активности ребенка
в игровых целях. Дети раннего
и младшего дошкольного возраста
в дидактической игре увлекает процесс
игры, а результат их пока не интересует.
Поэтому игровые действия просты
и однотипны.
Для детей среднего
и старшего дошкольного возраста
предусматриваются более