Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:05, дипломная работа
Огромное значение речи для развития мышления и формирования личности указывал Л. С. Выготский, который писал «Развитие устной речи самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения… Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».[6] Проблема развития речи актуальна в современном мире. Развитие связной речи считается одним из важнейших направлений в педагогике, так как обеспечивает своевременнее психическое развитие ребенка.
заданий творческого характера.
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода
к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи.
Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов
заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у
каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно
опираться в процессе коррекционного обучения.
Как видно из таблицы в приложении №7 сравнительное экспериментальное исследование с помощью серий заданий показало, что у большинства детей с общим недоразвитием речи из экспериментальной группы и контрольной группы, возникали затруднения в полной передаче содержания знакомой сказки («Галка и кувшин»). У многих детей отмечались существенные затруднения при составлении фраз-высказываний по наглядно изображенному действию, по серии сюжетных картинок; при рассказывании по ним наибольшие трудности отмечались в установлении связи между картинками, объединении отдельных фрагментов в целое связное сообщение. Характерным были пропуски эпизодов, отдельных деталей картинок, действий, персонажей, что связано с недостаточностью процессов восприятия. У ряда детей отсутствовало смысловое обобщение наглядной ситуации, и рассказ сводился к простому называнию отдельных действий.
Наибольшие трудности возникли у детей при составлении рассказов с элементами творчества (придумывания окончания рассказа по данному началу). Большая часть детей выполнила это задание на низком, недостаточном уровне. Отмечались ярко выраженные трудности в развитии дальнейшего сюжета и реализации собственного замысла и связного сообщения.
Таким образом, несмотря на отличие наглядной опоры, составление связных рассказов вызвало значительные трудности, что нашло отражение в оценке результатов выполнения заданий (сформированность связной речи у детей с ОНР из экспериментальной группы – 59%, у детей с ОНР из контрольной группы – 54%).
Выполнения заданий детьми с ОНР указывает на трудности программирования содержания высказываний: это проявлялось в неспособности высказываний по наглядной опоре, в не умении устанавливать причинно-следственные связи, в пропусках смысловых звеньев фразы. Наряду с этим исследование выявило ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, трудности в лексико-грамматическом оформлении высказываний.
Сравнительные данные сформированности речи у детей с ОНР экспериментальной и контрольной групп представлены в диаграмме №4.
Диаграмма №4: «Сравнительные данные общей оценки результатов выполнения заданий по всем видам рассказывания».
Условные обозначения:
1 – пересказ текста
2 – составление рассказа по серии сюжетных картинок
3 – окончание рассказа по данному началу.
- экспериментальная группа
- контрольная группа
На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы:
У детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня) отмечается значительное
отставание в формировании навыков связной речи по сравнению с нормально
развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной
коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд
особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые
необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Комплексное исследование связной речи детей позволило получить дополнительные
данные о степени их готовности к школьному обучению.
Итак, подводя итог, мы можем сделать вывод, что дети с ОНР экспериментальной и контрольной групп, недостаточно используют связную фразовую речь в процессе учебной деятельности и испытывают трудности в воспроизведении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей характерно употребление коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднение в подборе нужных слов, нарушение смысловой стороны высказывания, отсутствие связи между элементами сообщения. Таким образом, у детей с ОНР III-IV уровнем речевого развития количественные и качественные показатели (объем составленных рассказов, структура фраз, самостоятельность, связность и последовательность изложения, смысловое соответствие высказывания поставленной задаче, уровень используемых языковых средств) выполнения заданий низкий.
Исходя из данных исследования, можно сделать вывод, что дети с ОНР III-IV уровнем речевого развития из экспериментальной группы незначительно отстают от детей с ОНР из контрольной группы, в овладении навыками рассказывания. Средние показатели объема рассказов у детей с ОНР из экспериментальной группы - 53%, у детей с ОНР из контрольной группы - 54%. Для рассказов большей части детей были характерны нарушения связности изложения, смысловые пропуски, схематичность и фрагментарность. При составлении рассказа в большинстве случаев требовалась помощь.
Результаты экспериментального исследования в зависимости от степени сформированности устного высказывания и навыков рассказывания позволяют наметить основные направления коррекционной работы по развитию монологической речи у детей с ОНР и осуществить дифференцированный подход к детям в процессе коррекционно-логопедического обучения связной речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Задания, предназначенные для изучения уровня сформированности и особенностей связной речи детей в доступных для данного возраста видах.
1. Процедура обследования уровня сформированности навыков фразовой речи при пересказе.
Цель: выявить возможности детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста.
Материалом исследования служил текст «Галка и кувшин».
Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться.
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его слушай и приготовься пересказать».
Текст прочитывается. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется «Галка и кувшин»».
2. Процедура обследования уровня сформированности по серии сюжетных картинок.
Цель: выявить возможности детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания непоследовательных фрагментов эпизодов.
Материалом исследования служила серия из 4-х сюжетных картинок «Кот и грач».
1 – грач и грачата сидят в гнезде.
2 – грач улетел, а грачата остались одни.
3 – кот залез на дерево, чтобы схватить грачат.
4 – грач клюнул кота в нос. Кот упал с дерева.
Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (3,1,4,2).
Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке».
При правильном складывании картинок выполнение задания одобрялось: «Ты правильно разложил. Молодец. А теперь составь рассказ по этим картинкам, который будет называться «Кот и грач». При неправильном раскладывании картинок следовала фраза: «Ты тоже разложил картинки неверно. Посмотри, в каком порядке их нужно разложить». Далее картинки раскладывались в правильной последовательности, после чего давалась инструкция: «А теперь внимательно посмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться «Кот и грач»».
3. Процедура обследования уровня сформированности фразовой речи при продолжении рассказа по данному началу (с использованием картинки).
Цель: выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении применять при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материалы.
Материалом обследования служил текст с началом рассказа и картинка следующего содержания:
Мальчик залез на дерево; внизу под деревом волки; вдали виднеется деревня.
Текст начала рассказа:
Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой он возвращался домой из школы. Коля шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вокруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево, и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и схватил его…
Инструкция:
- Ребенку предлагалась картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа.
- Разбиралось содержание картинки по вопросам:
Что ты видишь на картинке?
Какое время изображено?
Что виднеется вдали?
Что лежит под деревом?
- После разбора содержания картинки дважды прочитывался текст незавершенного рассказа, и предлагалось придумать его продолжение.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Индивидуальный уровень выполнения заданий.
Уровень выполнения задания | Характеристика уровней |
I уровень (хороший) 3 балла | Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации, соответствует заданию. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются незначительные пропуски сюжетных моментов, не нарушающие логики повествования; последовательность не нарушена. В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Рассказ краткий с не резко выраженными затруднениями в реализации собственно замысла. |
II уровень (средний) 2 балла | Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. При составлении использовалась помощь. Имеются основные смысловые звенья, последовательность не нарушена. Отмечаются пропуски существенных моментов действия или целого фрагмента; нарушение связности изложения. Не отражены некоторые причинно-следственные связи. В рассказе имеются лишь отдельные неправильные предложения. Рассказ состоит из простых предложений, краткий. |
III уровень (недостаточный) 1 балл | Рассказ составлен по наводящим вопросам. Резко нарушена связность изложения; имеются искажения смысла, последовательности; нераскрыты причинно-следственные связи. Отмечаются бедность содержания, схематичность, незавершенность сюжета. Рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, крайняя бедность языковых средств. Рассказ очень краткий, не закончен. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Результаты обследования состояния связной речи.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА | |||||
Вид задания: пересказ | |||||
№ п/п | Ф.И. ребенка |
| |||
1. | Катя В. | 2 | |||
2. | Женя Л. | 1 | |||
3. | Лиля С. | 2 | |||
4. | Артем С. | 1 | |||
5. | Полина Х. | 3 | |||
6. | Владик Р. | 3 | |||
7. | Катя Ф. | 1 | |||
8. | Света И. | 3 | |||
9. | Артур А. | 2 | |||
10. | Даша А. | 1 | |||
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА | |||||
1. | Сережа К. | 2 | |||
2. | Таня С. | 3 | |||
3. | Маша С. | 2 | |||
4. | Алиса Ч. | 2 | |||
5. | Алеша М. | 2 | |||
6. | Костя И. | 2 | |||
7. | Игорь Р. | 3 | |||
8. | Федор С. | 2 | |||
9. | Матвей П. | 2 | |||
10. | Эля П. | 1 |
Информация о работе Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР