Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:05, дипломная работа
Огромное значение речи для развития мышления и формирования личности указывал Л. С. Выготский, который писал «Развитие устной речи самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения… Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».[6] Проблема развития речи актуальна в современном мире. Развитие связной речи считается одним из важнейших направлений в педагогике, так как обеспечивает своевременнее психическое развитие ребенка.
Диалогическая и монологическая речь.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственно живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик, цепи речевых реакций; он осуществляется или в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучания речи, большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.
Указанные особенности определяют характер речевого высказывания. Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Т. К. Винокур и др.).[41,79]
Монологическая (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую формы речи, А. А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как развернутость, произвольность и программированность.[38] Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь «монолог» как целое».
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо– и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном, изложении. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контексна и излагается в более полной форме с тщательным отбором лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций.
Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждение.
Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности – называется описанием; сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования; особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо явлений, называется рассуждением.
Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь возникает у ребенка на основе диалогической.
В независимости от формы речи (монолог, диалог) основное условие ее коммуникативности – связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста) законченные со стороны содержания и «интонации и характеризующегося определенной грамматической структурой» (А. А. Леонтьев, Т. А. Ладыженская).[35] К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование, рассуждение) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения. В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного высказывания:
- Смысловые связи между частями рассказа;
- Логические связи между предложениями и законченность смыслового выражения мысли говорящего (Н. И. Курзина).[29]
В современной литературе для характеристики связной развернутой речи применяется категория «текст». К ведущим его признакам, «осмысление которых важно для разработки методики развития связной речи», относятся: тематические, смысловое единство, грамматическая связность». Выделяются такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы в следующих друг за другом предложениях, наличие синтаксической связи между единицами текста (Лосева Л. И., Беллерт И., Брчакова Д, Ладыженская Т. А.). [40,35,36]
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда отражается на связности текста.
К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: 1) пропуск; 2) перестановка; 3) смешение разных рядов последовательности (не закончив одного свойства, ребенок переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему).
Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Она включает предметно-смысловую и логическую организацию (И. А. Зимняя, С. А. Гурьева). Отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение умениями логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, произвольному и сознательному осуществлению речевой деятельности.[30]
Для анализа состояния связной речи детей и разработки системы ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механизма ее порождения, как наличие замысла, схемы высказывания, выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом. В ряде исследований с позиций психолингвистики освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются особенности овладения ими грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (А. М. Шахнарович, В. Н. Овчинников, Д. Слобин) операциями планирования и программирования речи (В. Н. Овчинников, Н. А. Краевская).[80]
В 5-6 лет, ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети, в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А. Н. Гвоздев, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев).[9,45] Полноценное овладение детьми навыками монологической речи, возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения ими монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение нужных синтаксических средств построения развернутого высказывания (Н. А. Головань, М. С. Лаврик, Л. П. Федоренко и др.).[33] Овладение монологической речью развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. К. Маркова).[6,41,43] Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками планирования монологических высказываний (Л. Р. Голубева, Н. А. Орланова, И. Б. Слита).[16] Формирование у них навыков построения связных высказываний требует всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Специальными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие III - IV уровень речевого развития значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, рассказывание) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Овладение связными формами рассказывания – сложный и длительный процесс. А, учитывая то, что для детей с ОНР характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, то процесс овладения связной речью сложен вдвойне.
Вывод по первой главе:
1.Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речью.
Изучение и формирование связной речи привлекает внимание специалистов различных областей: психологов, лингвистов, дефектологов, логопедов. Это определяется тем, что связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, и следовательно, определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
2. Основой развитие речи в онтогенезе, является исследование А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи в процессе онтогенеза», где прослежена последовательность появления в речи ребенка различных видов предложений, словосочетаний, частей речи и их грамматического оформления. Раскрыты закономерности усвоения слоговой структуры слов, звуков родного языка, их сочетаний.
Ребенок начинает постепенно овладевать связной речью. Каждый период развития детской речи характеризуется определенными типами предложений, количеством слов в них, характером грамматических связей, звукопроизношением и так далее. И уже с первых слов ребенка мы можем понять, что в его речи присутствуют нарушения.
3. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных компонентов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Высказывания детей с общим недоразвитием речи выявляет картину выраженного аграмматизма.
4. Развитие связной речи детей ОНР опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления единиц языка (звуки, слоги, слова, предложения, тексты и т.д.)
2.1 Программа исследования
Цель экспериментального исследования: определить уровень сформированности связного васказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: у старших дошкольников с ОНР III -IV уровня речевого развития имеются особенности формирования связной речи, обусловленные наличием системного речевого нарушения, можно предположить, что у большинства детей с ОНР III-IV уровня имеются недостатки в развитии связной речи, выражающиеся в отсутствии правильной связи слов в предложении, ограниченности словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем языка, что затрудняет процесс развития связной речи, переход от диалоговой речи к монологической (контекстной), а так же использование в процессе логопедической работы комплекса занятий, включающих игры и упражнения репродуктивного, конструктивного и творческого характера, что способствует значительному продвижению детей в овладении навыками связной монологической речи.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Подобрать и апробировать методики обследования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III – IV уровня.
2. Провести сравнительный анализ уровня сформированности связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III – IV уровня.
3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс занятий направленный на формирование связной монологической речи у детей с ОНР III – IV уровня .
Исследование проводилось с сентября 2008 года по март 2009 года.
Этапы экспериментального исследования:
- констатирующий эксперимент, направлен на выявление сформированности связной речи у детей с ОНР III – IV уровня.
- формирующий эксперимент, направленный на развитие связной речи, с помощью комплекса занятий, игр и упражнений репродуктивного, конструктивного и творческого характера;
- контрольный эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности связной речи у детей с ОНР III – IV уровня речевого развития.
Методы исследования: теоретически-системный анализ и синтез психолого – педагогической и логопедической литературы, эмпирический метод – наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа.
Информация о работе Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР