Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Огромное значение речи для развития мышления и формирования личности указывал Л. С. Выготский, который писал «Развитие устной речи самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения… Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».[6] Проблема развития речи актуальна в современном мире. Развитие связной речи считается одним из важнейших направлений в педагогике, так как обеспечивает своевременнее психическое развитие ребенка.

Работа содержит 1 файл

Особенности формирования связной речи..doc

— 349.00 Кб (Скачать)

рассказ Серёжи П., 5лет.

 

Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предме­тами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на за­даваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», только 3 испытуемых

смогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на

пропущенную картинку), но и после повторения инструкции 7 детям не удалось

составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У многих отмечались

вы­раженные синтаксические затруднения, 2 испытуемых не справились с

заданием. Все дети контрольной группы успешно выполнили как первое, так и

второе зада­ние.

 

Результаты обследования состояния связной речи, во втором задании (составление рассказа по серии сюжетных картинок) у детей из ЭГ и  КГ представлены в приложении 4, таблица 2  и на гистограмме 2.

 

 

Гистограмма 2: «Результаты обследования состояния связной речи при составлении рассказа по серии сюжетных картинок».

При оценке умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок результаты обследования были следующие:

I уровень (высокий) – самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно отражает сюжет. Рассказ построен грамматически правильно (с учетом возраста детей)

              в экспериментальной группе детей с ОНР – 0 %

              в контрольной группе детей с ОНР – 0%

II уровень (хороший) – рассказ составлен с помощью. Полностью отражено содержание картинок (у части детей допускались пропуски некоторых моментов, но на смысл они не влияли). Отмечаются незначительные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз

              в экспериментальной группе детей с ОНР – 10%

              в контрольной группе детей с ОНР – 20%

III уровень (средний) – рассказ составлен на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются смысловые несоответствия

              в экспериментальной группе детей с ОНР – 40%

              в контрольной группе детей с ОНР – 40%

IV уровень (недостаточный) – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Связность нарушена. Наличие смыслового несоответствия рассказа изображенной картинке. Рассказ подменяется перечислением действие, представленных на картинах

              в экспериментальной группе детей с ОНР – 50%

              в контрольной группе детей с ОНР – 40%

V уровень (крайне низкий) – сформированности умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок не выявлен ни у одного ребенка из первой и второй групп.

 

3.Методика обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III – IV уровня  устному сочинению по воображению.

Седьмое задание – завершение рассказа по готовому началу (с опорой на

кар­тинку) – имело целью выявить возможности детей в решении поставленной

твор­ческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенной

ре­чевой и наглядный материал. Выполнение заданий творческого характера

вызвало наибольшие трудности  у детей с общим недоразвитием речи.

Значительная часть детей этой группы не справилась с заданиями или выполняла

их неадекватно поставленной задаче. Основные трудности проявлялись как в

ре­шении творческой задачи, так и в реализации замысла в форме связного

последо­вательного повествования.

Остановимся на результатах выполнения детьми седьмого экспериментального

задания. Методика «завершение рассказа» была использована нами в следующем

варианте. Ребенку предлагалась картинка, изображающая кульминационный мо­мент

действия рассказа (мальчик залез на дерево, внизу, под деревом – четыре

волка, один из них пытается залезть на дерево; вдали виднеется деревня;

действие происходит зимой). После разбора содержания картинки ребенку дважды

прочи­тывался текст незавершенного рассказа и предлагалось придумать его

продолжение. При оценке составленного ребенком продолжения рассказа

учиты­вались особенности его сюжетного решения, соблюдение логической

последовательности, смысловое соответствие содержанию начала рассказа.

Сравнительный анализ результатов, полученных при выполнении этого задания

детьми с общим речевым недоразвитием и контрольной группы, показал

следую­щее. Из 20 детей основной группы 6 не смогли выполнить данное задание

и либо повторяли конец предложенного текста, либо называли изображенные на

картинке предметы и действия. 14 детям этой группы при составлении окончания

рассказа требовалось помощь в виде стимулирующих и наводящих вопросов. В то

же время все 10 испытуемых контрольной группы достаточно успешно справились с

зада­нием, а 8 из них составили окончание рассказа полностью самостоятельно.

Значительные различия между двумя группами детей обнаружились при сравне­нии

составленных ими продолжений рассказа по показателю объёма. Средний

по­казатель объёма рассказов детей с ОНР составил 20 слов, а у детей

контрольной группы- 51. Для оценки содержательной стороны составленных детьми

рассказов одним из критериев служил показатель количества созданных образов.

В понятие образа включались новые действующие лица, выполняемые действия,

значимые для развития сюжета предметы и явления и т.д. Среднее число

созданных образов в рассказах детей контрольной группы в 2,6 раза превышало

тот же показатель у детей с речевым недоразвитием (соответственно 12,5 и

4,8).

В рассказах 4 детей с ОНР отдельные образы не были связаны с основным

сю­жетным содержанием или выпадали из действия рассказа.

У многих детей основной группы в собственный рассказ вклинивались повторе­ния

эпизодов из прочитанного текста, что приводило к нарушению логики

повест­вования («Потом волки рассердились и полезли на дерево. Окружили они

де­рево. а он испугался и залез на дерево»). Всё это свидетельствует о

трудностях в решении творческой задачи, неумении реализовать свой замысел в

связном, по­следовательном сообщении.

Большая часть детей основной группы составляли рассказы по однотипной

эле­ментарной схеме с небольшими вариантами («Волки ушли – мальчик пошел

до­мой» или «Волки не достали мальчика – волки ушли – мальчик ушел домой»).

Только в 3 рассказах можно отметить наличие  отдельных, дополняющих

элемен­тарную сюжетную схему образов, например: «Один волк хотел мальчика

съесть. А мальчик подбрался ещё выше. Волк не долез и упал из дерева».

Отдельные рассказы детей этой группы были предельно лаконичны, без

детали­зации передаваемых событий. («Прыгнул и мальчика схватил. Охотник. Он

волка застрелить.»). В рассказах многих детей с речевым недоразвитием

отмечались смысловые пропуски – пропуск необходимого сюжетного момента,

незавершен­ность действия и др. Обнаруживались также смысловые ошибки,

свидетельст­вующие либо о неумении ориентироваться на стержневые элементы

заданной си­туации, либо об отсутствии контроля за смысловым соответствием

продолжения рассказа его началу («. Он ещё выше полез. потом там ветки на

делевьях были. Потом кусты маленькие были. Потом его листья наклыли, а волки

не могли дос­тать.»).

Рассказы детей контрольной группы, как правило, содержали яркие, оригинальные

образы, ту или иную характеристику передаваемых событий (место, время,

характер действия), а в 6 случаях дети использовали наглядное содержание

картинки для составления продолжения рассказа. При этом они проявляли

фанта­зию, стремясь обыграть в своём рассказе изображенное на картинке

(«Мальчик смотрит на волков, а волки  глазами сверкают. А мальчик отломил

ветку и бросил в волка» и т.д.).

Существенные различия между детьми двух групп были выявлены по показателям

связности и последовательности повествования.

Так нарушения связности изложения были отмечены в 14, а нарушение

последо­вательности в 2 окончаниях рассказа детей основной группы, несмотря

на жесто­кую заданность последовательности событий, определяемую сюжетной

ситуацией («Прыгнул, не схватил. Они лес ушли. Вольки стали. лизать а дерево.

Коля спрятался. и его не нашли вольки. На дерево. Пасёл домой. Приди Коля

дверь. Дома, а вольки усли » - Даша Т., 5,5 лет).

В рассказах детей контрольной группы не было нарушений последовательности

изложения, а единичные небольшие нарушения связности в целом не отражались на

общем строе повествования.

 

Результат обследования состояния связной речи в третьем задании (окончание рассказа по данному началу с опорой на картинку - кульминацию, у детей из ЭГ и КГ представлены в приложении 4, таблице 3 и на гистограмме 3.

Гистограмма 3: «Результат обследования состояния связной речи при составлении окончания рассказа».

При оценке умения составлять окончание рассказа по данному началу результаты обследования показали:

I уровень (высокий) – рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Соблюдается связность и последовательность изложения. Создан достаточно развернутый сюжет. Языковое оформление в основном соответствует грамматическим нормам

              в экспериментальной группе детей с ОНР – 0%

              в контрольной группе детей с ОНР – 0%

II уровень (хороший) – рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует творческой задаче, достаточно завершен. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики рассказа, наличие некоторых языковых трудностей при рассказывании

              в экспериментальной группе детей с ОНР – 20%

              в контрольной группе детей с ОНР – 20%

III уровень (средний) – рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

              в экспериментальной группе детей с ОНР – 40%

              в контрольной группе детей с  ОНР – 30%

IV уровень (недостаточный) – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые  смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Выраженные аграмматизмы, которые затрудняют восприятие рассказа.

              в экспериментальной группе детей с ОНР – 40%

              в контрольной группе детей с ОНР – 50%

V уровень (крайне низкий) – сформированности умения продолжить рассказ данному началу не выявлен ни у одного ребенка из первой и второй групп.

Сравнительные данные общей оценки результатов выполнения заданий по всем видам рассказывания представлены в приложении №7.

Анализ выполнения всех заданий показал следующее. На фоне значительного

от­ставания в развитии связной монологической речи у детей с третьим уровнем

об­щего недоразвития речи отмечались существенные различия в овладении

навы­ками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов

выполнения заданий позволило выделить две группы детей в зависимости от

степени сформи­рованности различных сторон связной монологической речи и

навыков рассказы­вания. Первую, более слабую группу (9 человек), составили

дети, у которых были выявлены серьёзные нарушения уже при построении

высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при

выполнении всех или большей части заданий на составление рассказов. При этом

требовалась помощь экспериментатора. Отмечались серьёзные затруднения в

смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось

для них практически недоступным. Исследования показали, что дети этой группы

не владеют навыками самостоятельного составления рассказа; для их

высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств,

наличие грубых аграмматизмов, нару­шающих связность повествования.

У детей второй группы (11 человек) нарушения в построении отдельных

сообще­ний были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой.

Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз по наглядной

опоре; при этом отмечались недостатки главным образом в грамматико-

синтаксическом оформлении фразы-высказывания.

При составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в

логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и кон­троля

за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении

сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические

затруднения, различные аграмматизмы. В отличии от детей первой группы более

или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в

некоторых видах заданий (пересказ, составление рас­сказа по наглядному сюжету

и др.).

Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов

за­даний. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение

Информация о работе Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР