Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа
Целью данной работы является: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам рисования, аппликации, лепки на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения основам изобразительного искусства младших школьников .
Предмет исследования: методы обучения младших школьников основам рисования, аппликации и лепке.
Основные задачи, которые мы преследуем в своей работе:
1.Рассмотреть рисование, аппликацию, лепку, как один из видов эстетического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть программные требования по изобразительной деятельности.
3.Раскрыть психологический характер детей младшего школьного возраста.
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 24
2.1.Рисование, аппликация, лепка – один из видов эстетического воспитания младших школьников 24
2.2. Программные требования по изобразительной деятельности 32
2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В
процессе изобразительной деятельности
создаются благоприятные
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
В
процессе изобразительной деятельности
создаются благоприятные
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в начальной школе». Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.
Рассмотрим примерный план конспект урока по изобразительной деятельности
Вид занятий: Рисование с натуры в 1 классе
Тема урока: «Сказочные цветы»
Цель урока: учить видеть красоту в окружающей действительности (в природе). Воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. Познакомить с такими изобразительными материалами, как бумага, фломастеры, цветные карандаши или мелки. Познакомиться с общим уровнем подготовки класса к изобразительной деятельности[9,c.20].
Задача урока: На основе эмоционально-эстетического восприятия живых осенних цветов, нарисовать самостоятельно каждый свою полянку «Сказочных цветов».
Оборудование урока: 1) для учителя: несколько букетов осенних цветов, репродукции картин: Налбандян «Цветы»; Ван Гог « Подсолнухи», Толстой «Цветы, пташка и бабочка»; предметы декоративно-прикладного искусства (посуда, платок).
Оборудование для учащихся: альбом, цветные карандаши, фломастеры , цветные мелки.
Оформление классной доски: с правой стороны предметы декоративного искусства (Павловские платки), с левой стороны – репродукции картин художников. Середина остается чистой, чтобы в конце урока из лучших работ учащихся сложить общую «Сказочную полянку»
План урока:
1. Организационная часть. – 2-3 мин.
2. Введение в тему занятия. – 10 мин.
3. Восприятие произведений искусства 5 мин. И обращение к окружающей реальности.
4. Созидательная творческая
практическая деятельность
5. Обобщение и обсуждение итогов урока.
6. Уборка рабочего места. – 2 мин.
Ход урока:
Для урока ученики готовят необходимые материалы: альбом, фломастеры, цветные карандаши (удобнее поставить в красивую баночку или стакан). После звонка навожу необходимый порядок, привлекая внимание на один из красивых букетов цветов, стоящий на столе.
Учитель: Ребята, а сейчас начинается волшебный урок Красоты!
-Посмотрите вокруг. Сколько красивых цветов вы сегодня принесли в школу! Как они украшают наш класс! Какое настроение вы испытываете, глядя на эту красоту вокруг?
Дети: - Радостное, праздничное, веселое…
Учитель: (осматривая другой букет)
- Ой, а здесь кто-то спрятался! (показываю детям куклу)
- Кто это? Откуда он здесь?
Рассматривая куклу, ребята отмечают, что у нее – длинный нос, большие ясные глаза, улыбающийся ротик, одета кукла в пышную курочку, широкие штанишки, в руках палитра с кисточкой, карандашом
и фломастером.
- А вот на курточке что-то написано:
Ребята, я веселый мастер!
Когда в руках держу фломастер
Или волшебный карандаш,
Изобразить могу всех вас,
Леса, поля и горы,
Чудесные просторы,
Звенящую листву,
Далекую звезду.
Весь мир, в котором мы живем, -
Реальностью зовем.
- Ну, конечно, теперь я вспомнила своего старого друга, который
помогал мне учиться, когда я была маленькой. Это веселый «Мастер
Изображения»
- А теперь он явился к нам на урок, чтобы и вам помочь в таком
трудном и увлекательном деле, как учеба.
Этот «Мастер» рассказал нам, что он умеет изобразить, то есть
нарисовать все вокруг. И эти прекрасные цветы, ты (обращаясь к кукле)
тоже можешь нарисовать? (кукла кивает головой)
- А, наверно и эти картины
(подхожу к доске с
нарисовал? (кукла отрицательно качает головой) Нет? А кто же?
Твои ученики? (кукла кивает). Да?! Ван Гог «Подсолнух» читаю я
надпись на репродукции. Дети, вы слышали это имя? Нет? Конечно, вы и не могли знать этого человека, потому что Висент Ван Гог жил на земле задолго до вашего появления на свет, даже бабушки ваши еще не родились, а Ван Гог уже оставил этот мир. Зато творения его рук – картины живут вечно и радуют наш взор. Подсолнухи на его картине такие же какие мы видим их в жизни – теплые, солнечные,
задиристые, а один – немного грустный – потому что наклонил головку вниз.
- А эта картина тоже твоего ученика? (обращаюсь к кукле). Она кивает.
-
Федор Толстой – имя человека,
который нарисовал этот
-
Картина написана так
Что помогло художнику так точно изобразить эти цветы?
Дети: Он внимательно рассматривал их.
Учитель: «Правильно. Это называется наблюдательностью. И этому и
нас
будет учить «Мастер
А вот на этой картине и на этих ярких платках мы видим…что?
Дети: Тоже цветы!
Учитель: А можем их назвать?
Дети: Нет. Они похожи сразу на многие цветы.
Учитель: Да, здесь, можно сразу сказать, обобщенный образ цветка. Как
будто слились воедино и роза и пион, и майор и астра. И получился сказочный, фантастический цветок, который вроде и есть и нет такого в природе. Эти цветы на вещах созданы не природой, а фантазией и мастерством человека. Человек, как и природа, может создавать такую же красоту, которая радует, несет свет и добро!
- Ребята, а вы хотите побывать творцами красоты?
- Да!
- А как вы думаете творить красоту?
- Мы будем рисовать!
- А вы знаете, что вы будете рисовать?
- Да, цветы.
-
Чудесно! Великолепная мысль
(мнения разделились)
- Хорошо, пусть каждый нарисует свою волшебную полянку (то есть
альбомный лист бумаги
- Да!
- Тогда – за дело! А мы с «Мастером Изображения» будем ждать ваших рисунков, а если кому нужна, будет помощь, мы готовы вам
помочь. (включается музыкальный фон «Вальс цветов» П.И. Чайковского)
Дети начинают самостоятельно рисовать в альбомах.
Во время работы - нужно следить за тем, чтобы никто не мешал
другому рисовать. Если замечаю, что кто-то рисует слишком мелкие цветы, взять его альбом, поднести к доске на расстоянии, обратить внимание детей на то, что мелкое издали не видно. Если кто-то затрудняется начать рисунок,помочь сделать первое пятно, в котором ребенок начинает «видеть» цветок.
Предложить ребятам рисовать цветы видом сверху, так, как мы их видим, гуляя в саду, т.е. одни головки, но не запрещаю, если будут другие интересные варианты. Поощрить тех, кто работает смело, «сочно», аккуратно.
По мере завершения
центре). За 7-10 мин. До конца урока можно начинать обобщение и обсуждение
итогов работы на уроке.
Учитель: «Мастер Изображения», тебе понравился какой-нибудь
рисунок ребят? Да? Покажи какой.
Подойти и указать на самый удачный рисунок.
Да, мне тоже этот рисунок
удачный; здесь я сразу узнала пышную георгину. Нарисовано очень похоже.
- А вот на этом рисунке как будто половину цветов кто-то собрал и унес. Осталось пустое место. А здесь все цветы - черные. Почему?
Не было цветных материалов? Ну что же, бывают и не цветные
рисунки. Но на следующем
Итак, побывали мы сегодня творцами красоты?
- Да.
Информация о работе Обучение младших школьников основам изобразительного искусства