Обучение младших школьников основам изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам рисования, аппликации, лепки на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения основам изобразительного искусства младших школьников .
Предмет исследования: методы обучения младших школьников основам рисования, аппликации и лепке.
Основные задачи, которые мы преследуем в своей работе:
1.Рассмотреть рисование, аппликацию, лепку, как один из видов эстетического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть программные требования по изобразительной деятельности.
3.Раскрыть психологический характер детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 24
2.1.Рисование, аппликация, лепка – один из видов эстетического воспитания младших школьников 24
2.2. Программные требования по изобразительной деятельности 32
2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 88.69 Кб (Скачать)

     Основное  значение изобразительной деятельности заключается в том, что она  является средством эстетического  воспитания.

     В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия  для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят  в эстетические чувства, содействующие  формированию эстетического отношения к действительности[6,c.87].

     Непосредственное  эстетическое чувство, которое возникает  при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

     В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия  для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят  в эстетические чувства, содействующие  формированию эстетического отношения  к действительности.

     Непосредственное  эстетическое чувство, которое возникает  при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

       Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

     Под методами обучения изобразительной  деятельности и конструированию  понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного  «Программой воспитания и обучения в начальной школе». Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.  

     Рассмотрим  примерный план конспект урока по изобразительной деятельности 

       Вид занятий: Рисование с натуры в 1 классе

       Тема урока: «Сказочные цветы»

       Цель урока: учить видеть красоту в окружающей действительности (в природе). Воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. Познакомить с такими изобразительными материалами, как бумага, фломастеры, цветные карандаши или мелки. Познакомиться с общим уровнем подготовки   класса к изобразительной деятельности[9,c.20].

     Задача  урока: На основе эмоционально-эстетического  восприятия живых осенних цветов, нарисовать самостоятельно каждый  свою полянку «Сказочных цветов».

       Оборудование урока: 1) для учителя: несколько букетов осенних цветов, репродукции картин: Налбандян «Цветы»; Ван Гог « Подсолнухи», Толстой «Цветы, пташка и бабочка»; предметы декоративно-прикладного искусства (посуда,  платок).

     Оборудование  для учащихся: альбом, цветные  карандаши, фломастеры , цветные мелки.

     Оформление  классной доски: с  правой стороны предметы декоративного искусства (Павловские платки), с левой  стороны – репродукции картин художников. Середина  остается чистой, чтобы в конце урока из лучших работ учащихся сложить общую «Сказочную полянку»

     План  урока:

      1.   Организационная часть.  – 2-3 мин.

      2.   Введение в тему занятия.  – 10 мин.

      3.    Восприятие произведений  искусства 5 мин. И обращение  к  окружающей реальности.

      4.   Созидательная творческая  практическая деятельность учеников  по  теме урока.

      5.   Обобщение и обсуждение  итогов урока.

      6.   Уборка рабочего места.  – 2 мин.

     Ход урока:

            Для урока ученики готовят  необходимые материалы: альбом, фломастеры, цветные карандаши (удобнее поставить в красивую баночку или стакан). После звонка навожу необходимый порядок, привлекая внимание на один из красивых букетов цветов, стоящий на столе.

       Учитель: Ребята, а сейчас начинается волшебный урок Красоты!

        -Посмотрите вокруг. Сколько красивых цветов вы сегодня принесли в   школу! Как они украшают наш класс! Какое настроение вы  испытываете, глядя на эту красоту вокруг?

       Дети: - Радостное, праздничное, веселое…

       Учитель: (осматривая другой букет)

       - Ой, а здесь кто-то спрятался! (показываю детям куклу)

        - Кто это? Откуда он здесь?

       Рассматривая куклу, ребята отмечают, что у нее – длинный нос, большие ясные глаза, улыбающийся ротик, одета кукла в пышную курочку, широкие штанишки, в руках палитра с кисточкой, карандашом

        и фломастером.

            - А вот на курточке что-то  написано:

            Ребята, я веселый мастер!

            Когда в руках держу фломастер

             Или волшебный карандаш,

             Изобразить могу всех вас,

            Леса, поля и горы,

             Чудесные просторы,

            Звенящую листву,

            Далекую звезду.

            Весь мир, в котором мы живем, -

            Реальностью зовем.

            - Ну, конечно, теперь я вспомнила  своего старого друга, который

               помогал мне учиться, когда  я была маленькой. Это веселый  «Мастер

               Изображения»

            - А теперь он явился к нам  на урок, чтобы и вам помочь  в таком

               трудном и увлекательном деле, как учеба.

            Этот «Мастер» рассказал нам,  что он умеет изобразить, то  есть

            нарисовать все вокруг. И эти  прекрасные цветы, ты (обращаясь  к кукле)

            тоже можешь нарисовать? (кукла  кивает головой)

            - А, наверно и эти картины  (подхожу к доске с репродукциями)  ты

               нарисовал? (кукла отрицательно качает  головой) Нет? А кто же?

               Твои ученики? (кукла кивает). Да?! Ван Гог «Подсолнух» читаю  я

               надпись на репродукции. Дети, вы слышали это имя? Нет?  Конечно,  вы и не могли знать этого человека, потому что Висент Ван Гог жил    на земле задолго до вашего появления на свет, даже бабушки ваши  еще не родились, а Ван Гог уже оставил этот мир. Зато творения его  рук – картины живут вечно и радуют наш взор. Подсолнухи на его картине такие же какие мы видим их в жизни – теплые, солнечные,

        задиристые, а один – немного  грустный – потому что наклонил    головку вниз.

     - А эта картина тоже твоего  ученика? (обращаюсь к кукле). Она    кивает.

     - Федор Толстой – имя человека, который нарисовал этот красивый    букет цветов с птичкой и бабочкой.

     - Картина написана так натурально, даже капелька росы «дрожит»  на    листочке, даже муха, как живая, сидит на лепестке цветка, гусеница,    кажется, движется, ползет… и цветы мы узнаем – Вот колокольчик,    а вот «роза-Мальва», а вот гвоздика…

     Что помогло художнику так точно  изобразить эти цветы?

     Дети: Он внимательно рассматривал их.

     Учитель: «Правильно. Это называется наблюдательностью. И этому и

     нас будет учить «Мастер Изображения»

     А вот на этой картине и на этих ярких платках мы видим…что?

     Дети: Тоже цветы!

     Учитель: А можем их назвать?

     Дети: Нет. Они похожи сразу на многие цветы.

     Учитель: Да, здесь, можно сразу сказать, обобщенный образ цветка. Как

     будто слились воедино и роза и пион, и майор и астра. И получился сказочный, фантастический цветок, который вроде и есть и нет такого в природе. Эти цветы на вещах созданы не природой, а фантазией и мастерством человека. Человек, как и природа, может создавать такую же красоту, которая радует, несет свет и добро!

     - Ребята, а вы хотите побывать  творцами красоты?

     - Да!

     - А как вы думаете творить  красоту?

     - Мы будем рисовать!

     - А вы знаете, что вы будете  рисовать?

     - Да, цветы.

     - Чудесно! Великолепная мысль нарисовать  цветы! А какие бы вы    нарисовали цветы – реальные, такие как вы их видите в букетах, или    свои, сказочные?

      (мнения разделились)

     - Хорошо, пусть каждый нарисует  свою волшебную полянку (то  есть

        альбомный лист бумаги превратится  в полянку) с чудесными    цветами, а в конце урока мы из ваших рисунков составим одну    большую цветочную поляну. У вас в руках карандаши, фломастеры, мелки. Вы уже знаете как ими пользоваться?

     - Да!

     - Тогда – за дело! А мы с  «Мастером Изображения» будем  ждать ваших рисунков, а если кому нужна, будет помощь, мы готовы вам

       помочь. (включается музыкальный фон «Вальс цветов» П.И. Чайковского)

       Дети начинают самостоятельно рисовать в альбомах.

       Во время работы - нужно следить за тем, чтобы никто не мешал

     другому рисовать. Если замечаю, что кто-то рисует слишком мелкие цветы, взять его альбом, поднести к доске на расстоянии, обратить внимание детей на то, что мелкое издали не видно. Если кто-то затрудняется начать рисунок,помочь сделать первое пятно, в котором ребенок начинает «видеть» цветок.

             Предложить ребятам рисовать цветы видом сверху, так, как мы их видим, гуляя в саду, т.е. одни головки, но не запрещаю, если будут другие интересные варианты. Поощрить тех, кто работает смело, «сочно», аккуратно.

             По мере завершения самостоятельной  работы, ребята по очереди подносят и прикрепляют свои рисунки на подготовленное на доске место (в

     центре).   За 7-10 мин. До конца урока можно начинать обобщение и обсуждение

     итогов  работы на уроке.

             Учитель: «Мастер Изображения», тебе  понравился какой-нибудь

     рисунок ребят? Да? Покажи какой.

             Подойти и указать на самый удачный рисунок.

             Да, мне тоже этот рисунок понравился. Он очень выразительный: цветы крупные, яркие, необычные, сказочные. И вот этот, другой рисунок тоже

     удачный; здесь я сразу узнала пышную георгину. Нарисовано очень похоже.

             - А вот на этом рисунке как  будто половину цветов кто-то  собрал и      унес. Осталось пустое место. А здесь все цветы - черные. Почему?

                Не было цветных материалов? Ну  что же, бывают и не цветные

                рисунки. Но на следующем уроке  мы все будем рисовать красками.

                Итак, побывали мы сегодня творцами  красоты?

             - Да.

Информация о работе Обучение младших школьников основам изобразительного искусства