Обучение младших школьников основам изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам рисования, аппликации, лепки на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения основам изобразительного искусства младших школьников .
Предмет исследования: методы обучения младших школьников основам рисования, аппликации и лепке.
Основные задачи, которые мы преследуем в своей работе:
1.Рассмотреть рисование, аппликацию, лепку, как один из видов эстетического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть программные требования по изобразительной деятельности.
3.Раскрыть психологический характер детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 24
2.1.Рисование, аппликация, лепка – один из видов эстетического воспитания младших школьников 24
2.2. Программные требования по изобразительной деятельности 32
2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 88.69 Кб (Скачать)

     Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения  частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.

         Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами, научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению; научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы; развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета); 
развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета); развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков; накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета). 
Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами - линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет») [6, c.152]. Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем. Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набрать краску только на ворс кисти и т д
. Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами. Отсутствие требовательности со стороны педагога к пользованию материалами приведет к самостоятельным поискам техники, к закреплению неправильных навыков, которые в дальнейшем будут тормозом в выполнении более сложных рисунков. 
      Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов. 
      Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию[2,c.24]. 
     Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами [4,c. 89]. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

     Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию младших школьников являются следующие: научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; научить передавать взаимодействия между объектами; научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

      Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи: развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; 
развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

     Обучая  детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них  умение видеть взаимосвязь между  всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

       Задачи обучения детей младшего школьного возраста декоративному рисованию следующие: развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета; развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях; учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов; совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами. 
В первом классе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. В декоративном рисовании используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных [3,c.115]. 
   
На занятиях младшие школьники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно-воспитательным задачам: содействовать формированию у детей интереса к лепке; знакомить их со свойствами материала; учить правильно пользоваться глиной; помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять; научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).

     Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми.

     Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной  фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают  основные приемы вырезывания, правила работы с клеем. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.

         На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами, формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность[2, c.59].

     Таким образом, основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

     В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия  для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят  в эстетические чувства, содействующие  формированию эстетического отношения  к действительности.

     Непосредственное  эстетическое чувство, которое возникает  при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

     Для эстетического воспитания детей  и для развития их изобразительных  способностей большое значение имеет  знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность  образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях  прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни  и находить образные выражения своих  впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается  художественный вкус. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Программные требования  по изобразительной  деятельности

     «Содержание образовательной области «Художественное  творчество»  направлено на достижение  целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

     Развитие  продуктивной деятельности.

     Рисование предметное. Совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

     Совершенствовать  технику изображения. Продолжать развивать  свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

     Расширять набор материалов, которые дети могут  использовать в рисовании (гуашь, сухая  и жирная пастель, сангина и пр.). предлагать соединять в одном  рисунке разные материалы для  создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы  работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображений картины: при  рисовании акварелью и гуашью – для создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен  как вначале, так и по завершении изображения.

     Продолжать  формировать умение свободно владеть  карандашом при выполнении линейного  рисунка, упражнять в плавных  поворотах руки при рисовании  округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок городец) и др.

     Развивать умение видеть красоту созданного изображения  и в передаче формы, плавности, слитности  линий и пятен, равномерности  закрашивания рисунка; чувствовать  плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и  регулировании нажима на карандаш[1,c.65].

     Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску  предметов, декоративную роспись, сказочные  сюжеты; учить создавать цвета  и оттенки.

     Постепенно  подводить детей к обозначению  цветов, включавших два оттенка (желто-зеленый) или уподобленных природным (малиновый). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие  – красные). Учить замечать изменение  цвета в природе в связи  с изменением погоды. Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической  гаммы рисунка.

     Закреплять  умение детей различать оттенки  цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность  наблюдать и сравнивать цвета  окружающих предметов, явлений.

     Сюжетное  рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него - задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов дерево высокое, цветок ниже дерева). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать передавать в рисунке как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений стихотворений, сказок); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционого и цветового решения [7,c.75].

     Декоративное  рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская и др.). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметах и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Информация о работе Обучение младших школьников основам изобразительного искусства