Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа
Целью данной работы является: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам рисования, аппликации, лепки на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения основам изобразительного искусства младших школьников .
Предмет исследования: методы обучения младших школьников основам рисования, аппликации и лепке.
Основные задачи, которые мы преследуем в своей работе:
1.Рассмотреть рисование, аппликацию, лепку, как один из видов эстетического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть программные требования по изобразительной деятельности.
3.Раскрыть психологический характер детей младшего школьного возраста.
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 24
2.1.Рисование, аппликация, лепка – один из видов эстетического воспитания младших школьников 24
2.2. Программные требования по изобразительной деятельности 32
2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.
Общими задачами обучения рисованию отдельных
предметов, для всех возрастных групп
являются следующие: научить изображению
формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений
частей, изменений в связи с несложным
движением; научить изображению некоторых
характерных деталей, делающих изображение
выразительным, образным; передавать цвет
предмета в соответствии с его содержанием
и характером образа; развивать технические
навыки в рисовании карандашами, красками
и другими материалами, научить изображению
строения, величины, пропорций, характерных
признаков предметов с натуры и по представлению;
научить передавать богатство форм и красок,
создавать выразительные образы; развивать
композиционные умения (расположение
предмета на листе в зависимости от характера
формы и величины предмета);
развивать чувство цвета (умение передавать
различные оттенки одного и того же цвета);
развивать технические навыки (умение
смешивать краски для получения различных
цветов и их оттенков; накладывать штрихи
карандашом или мазки кистью по форме
предмета).
Тематика заданий по развитию чувства
цвета связана с овладением несложными
формами - линиями, пятнами, получаемыми
кистью (например, темы «Падает снежок»,
«Огоньки горят на елке», «Трава растет»)
[6, c.152]. Чтобы цвет правильно воспринимался
детьми, он должен быть дан в контрастном
сочетании с фоном: белые снежинки - на
синем фоне, желтые или красные огоньки
- на зеленой елке, нарисованной или вырезанной
из бумаги воспитателем. Программа предполагает
овладение такими техническими навыками,
как правильно держать карандаш, кисть,
аккуратно пользоваться ими, уметь набрать
краску только на ворс кисти и т д. Ребенок
уже на начальном этапе обучения должен
усвоить, что любым материалом следует
пользоваться, руководствуясь определенными
правилами. Отсутствие требовательности
со стороны педагога к пользованию материалами
приведет к самостоятельным поискам техники,
к закреплению неправильных навыков, которые
в дальнейшем будут тормозом в выполнении
более сложных рисунков.
Таким образом, осваивая
начертания простейших изобразительных
форм, используя яркие, красочные тона,
ребенок приучается находить сходство
с предметами окружающей действительности,
начинает осознавать изобразительные
возможности материалов и самостоятельно
использовать полученные умения при изображении
других предметов.
Основная цель сюжетного
рисования - научить ребенка передавать
свои впечатления от окружающей действительности.
Известно, что все окружающие предметы
находятся в определенной связи друг с
другом. Отношение к какому-либо предмету
или явлению во многом зависит от понимания
именно этой связи. Возможность установления
смысловых связей между различными предметами
и явлениями развивается у ребенка постепенно.
Поэтому сюжетное рисование с учебными
целями вводится не ранее чем в средней
группе, причем вначале как изображение
2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно,
что детям должны быть известны приемы
изображения предметов, являющихся главными
действующими героями сюжета, иначе трудности
в изображении незнакомых предметов отвлекут
их от выполнения основной задачи. Однако
не следует ограничивать сюжетное рисование
изображением только тех предметов, которые
дети уже изображали. Ребенок должен уметь
нарисовать главное в сюжете, а все детали
он выполняет по своему желанию[2,c.24].
Умение выделять главное
в сюжете связано с развитием восприятий
и аналитико-синтетического мышления.
Они у маленького ребенка еще слишком
поверхностны; он прежде всего воспринимает
то, что непосредственно доступно зрению,
осязанию, слуху, и часто узнает предмет
по некоторым несущественным деталям,
запомнившимся ему. Точно так же ребенок
воспринимает и передает сюжет в рисунке.
В сюжетном рисовании важно правильно
передать пропорциональные соотношения
между предметами [4,c. 89]. Эта задача усложняется
тем, что при изображении сюжета надо показать
не только разницу в их размерах, существующую
между ними в жизни, но и увеличение или
уменьшение предметов в связи с расположением
в пространстве. Для этого ребенок должен
уметь сравнивать, сопоставлять объекты
изображения, видеть смысловую связь между
ними.
Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию младших школьников являются следующие: научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; научить передавать взаимодействия между объектами; научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Декоративное рисование,
как и все виды изобразительного искусства,
развивает у ребенка чувство прекрасного.
Произведения народного декоративного
искусства близки детям красочностью,
простотой композиции. Знакомя детей с
произведениями декоративного искусства
различных областей и народностей нашей
страны, педагог должен воспитывать в
ребятах любовь к Родине, уважение к труду
людей, создающих эту красоту. Перед педагогом, обучающим детей декоративному
рисованию, стоят следующие задачи: развивать
чувство композиции в связи с построением
узора на различных формах; развивать
чувство цвета;
развивать способности различать стили
в декоративном искусстве и использовать
их отдельные элементы в своем творчестве;
совершенствовать технические навыки
в рисовании кистью и карандашом.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
Задачи обучения детей младшего
школьного возраста декоративному рисованию
следующие: развивать чувство композиции:
учить составлять узоры на плоских и объемных
формах в зависимости от их особенностей
и назначения предмета; развивать чувство
цвета: учить использовать разнообразные
цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
учить видеть особенности разных видов
народной декоративной
росписи, использовать
в рисунках отдельные элементы народных
орнаментов; совершенствовать технические
навыки рисования красками и карандашами.
В первом классе у детей уже есть определенные
навыки, и они могут использовать карандаш
для получения разных оттенков, создавая
узор одним цветом. Например, каждый ряд
лепестков цветка от центра заштриховывается
карандашом с разным нажимом. Дети приучаются
видеть красоту не только ярких сочетаний,
но и более нежных, спокойных и в то же
время приятных для глаза. В декоративном
рисовании используется только гуашь,
которая позволяет наносить цвет на цвет,
а это часто требуется в декоративных
рисунках и невыполнимо при работе акварелью. Изображение
предметов в лепке для ребенка является
более простым, чем в рисовании. Здесь
он имеет дело с реальным объемом, где
нет надобности прибегать к условным средствам
изображения. Наиболее легко дети овладевают
изображением предметов конструктивной
и растительной форм и с большими трудностями
- изображением фигур человека и животного.
Это связано со сложностью строения, пластичностью
их форм; ребенку бывает трудно понять
сложное анатомическое строение животных
[3,c.115].
На
занятиях младшие школьники должны научиться
передавать пропорции предметов, овладевать
определенными техническими умениями.
Задачи обучения лепке вытекают из особенностей
развития детей и в основном сводятся
к общим учебно-воспитательным задачам:
содействовать формированию у детей интереса
к лепке; знакомить их со свойствами материала;
учить правильно пользоваться глиной;
помочь овладеть техническими приемами:
от общего куска отрывать небольшие куски,
раскатывать, соединять; научить создавать
простейшие формы (цилиндры, палочки, диски,
шары), на основе чего дети смогут воспроизводить
более сложные предметы (самолеты, баранки,
пирамидки).
Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.
На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами, формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность[2, c.59].
Таким образом, основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В
процессе изобразительной деятельности
создаются благоприятные
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для
эстетического воспитания детей
и для развития их изобразительных
способностей большое значение имеет
знакомство с произведениями изобразительного
искусства. Яркость, выразительность
образов в картинках, скульптуре,
архитектуре и произведениях
прикладного искусства вызывают
эстетические переживания, помогают глубже
и полнее воспринимать явления жизни
и находить образные выражения своих
впечатлений в рисунке, лепке, аппликации.
Постепенно у детей развивается
художественный вкус.
«Содержание
образовательной области «
Развитие продуктивной деятельности.
Рисование предметное. Совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, сухая и жирная пастель, сангина и пр.). предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображений картины: при рисовании акварелью и гуашью – для создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок городец) и др.
Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш[1,c.65].
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включавших два оттенка (желто-зеленый) или уподобленных природным (малиновый). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды. Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений.
Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него - задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов дерево высокое, цветок ниже дерева). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать передавать в рисунке как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений стихотворений, сказок); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционого и цветового решения [7,c.75].
Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская и др.). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметах и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Информация о работе Обучение младших школьников основам изобразительного искусства