Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа
Целью данной работы является: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам рисования, аппликации, лепки на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения основам изобразительного искусства младших школьников .
Предмет исследования: методы обучения младших школьников основам рисования, аппликации и лепке.
Основные задачи, которые мы преследуем в своей работе:
1.Рассмотреть рисование, аппликацию, лепку, как один из видов эстетического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть программные требования по изобразительной деятельности.
3.Раскрыть психологический характер детей младшего школьного возраста.
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 24
2.1.Рисование, аппликация, лепка – один из видов эстетического воспитания младших школьников 24
2.2. Программные требования по изобразительной деятельности 32
2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
профессионального высшего образования
«Уральский
государственный педагогический университет»
Институт музыкального и художественного
образования
Кафедра
художественного образования
ОБУЧЕНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Курсовая работа
по дисциплине
«Методика обучения дизайну и компьютерной
графике»
Исполнитель:
Федорова Татьяна Викторовна студентка 3 курса, 34 группы заочного отделения профиль «050608 - Дизайн и компьютерная графика» | |
Оценка_________________
«___»______________2011___ руководитель__________________ |
Научный
руководитель:
кандидат педагогических наук, профессор кафедры художественного образования Матвеева Кира Платоновна |
Екатеринбург, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 24
2.1.Рисование, аппликация, лепка – один из видов эстетического воспитания младших школьников 24
2.2. Программные требования по изобразительной деятельности 32
2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 50
Актуальность исследования. Художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника.
Художественное
образование в начальной школе
является основой формирования духовного
мира личности. Занятия изобразительным
искусством для младших школьников,
предоставляют широкие
Серьезный вклад в разработку академической системы обучения рисованию в 19 - начале 20 вв. внесли российские художники-педагоги: К.П. Брюллов, А.Е. Егоров, А.А. Иванов, АИ. Иванов, Д.Н. Кардовский, О.А. Кипренский, И.М. Крамской, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, И.Е. Репин, А.П. Сапожников, В.А. Серов, В.И. Суриков, П.П. Чистяков, В.К. Шебуев.
Советская
художественная педагогика продолжила
исследования в области дальнейшего
совершенствования методики преподавания
изобразительного искусства. В последние
десятилетия в публикациях по
вопросам теории и методики изобразительного
искусства активно
Актуальные
вопросы методики преподавания изобразительного
искусства в
В
последние годы появился ряд исследователей,
приобретших основополагающее значение
для определения
Успех овладения любым видом деятельности, в том числе изобразительной, определяется как содержанием обучения, так и методикой преподавания. Поиск эффективных путей овладения изобразительным искусством, совершенствование системы художественного образования учащихся и сейчас вызывает закономерный интерес ученых, педагогов, психологов, методистов. Проблема совершенствования изобразительной деятельности младших школьников, связана с поиском методов и приемов, формирующих образы представления. На сегодняшний день эта проблема остается недостаточно разработанной как учеными-педагогами, так и учителями практиками.
Исследование проводилось мною в Муниципальной школе № 47 с учениками «1Б», 2 «В» классов.
Целью данной работы является: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам рисования, аппликации, лепки на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения основам изобразительного искусства младших школьников .
Предмет исследования: методы обучения младших школьников основам рисования, аппликации и лепке.
Основные задачи, которые мы преследуем в своей работе:
1.Рассмотреть рисование, аппликацию, лепку, как один из видов эстетического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть программные требования по изобразительной деятельности.
3.Раскрыть психологический характер детей младшего школьного возраста.
4.Рассмотреть методы и приемы обучения основам изобразительной деятельности.
Исследование осуществлялось с помощью разнообразных методов: педагогическое наблюдение, метод исследовательской беседы, изучение литературы и школьной документации, продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
Младший
школьный возраст охватывает период
жизни от 6 до 11 лет и определяется
важнейшим обстоятельством в
жизни ребенка — его
В этот период возрастает подвижность
нервных процессов, процессы возбуждения
преобладают, и это определяет такие характерные
особенности младших школьников, как повышенную
эмоциональную возбудимость и непоседливость.
К
7 годам морфологически созревают
лобные отделы больших полушарий
головного мозга, что создает
основу для большей, чем у дошкольников,
гармонии процессов возбуждения
и торможения, необходимой для
развития целенаправленного
Физиологические
трансформации вызывают большие
изменения в психической жизни
ребенка. В центр психического развития
выдвигается формирование произвольности
(планирования, выполнения программ действий
и осуществления контроля). Происходит
совершенствование
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.
Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. В книге «Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников» мы постарались проследить, как дети могут разрешить этот конфликт между «хочу» и «надо», какие пути выхода из ситуации могут избрать. По логике, которая не раз использовалась в русских сказках, этих путей может быть по крайней мере четыре: вперед, назад, налево и направо.
Информация о работе Обучение младших школьников основам изобразительного искусства