Обучение младших школьников основам изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам рисования, аппликации, лепки на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения основам изобразительного искусства младших школьников .
Предмет исследования: методы обучения младших школьников основам рисования, аппликации и лепке.
Основные задачи, которые мы преследуем в своей работе:
1.Рассмотреть рисование, аппликацию, лепку, как один из видов эстетического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть программные требования по изобразительной деятельности.
3.Раскрыть психологический характер детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 24
2.1.Рисование, аппликация, лепка – один из видов эстетического воспитания младших школьников 24
2.2. Программные требования по изобразительной деятельности 32
2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 88.69 Кб (Скачать)

     Под влиянием обучения происходит постепенный  переход от познания внешней стороны  явлений к познанию их сущности.. Доминирующей функцией в младшем  школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

     В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами  выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко  решают учебные задачи в словесном  плане, "практиков", которым нужна  опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким  образным мышлением. У большинства  детей наблюдается относительное  равновесие между разными видами мышления.

     Важным  условием для формирования теоретического мышления является формирование научных  понятий. Теоретическое мышление позволяет  ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и  связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и  явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить  первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия

     Независимо  от того, когда ребенок пошел в  школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального "Я". Кризис 7 лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

     Детей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными. Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.

     Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает  так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь  и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.

     Предпосылками перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической  готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической  готовности к школе являются:

  • интеллектуальная готовность (или шире - готовность познавательной сферы);
  • личностная (в том числе, мотивационная);
  • социально-психологическая готовность;
  • готовность эмоционально-волевой сферы.

     Очень часто притязания родителей ребенка  не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы ребенка обостряются. Иногда это приводит к невротическим  нарушениям личности ребенка. Чтобы  понять и предотвратить негативные последствия проводится "Методика родительских оценок и притязаний" .

     Мотивы  обучения

     Среди разнообразных социальных мотивов  учения главное место у младших  школьников занимает мотив получения  высоких отметок. Высокие отметки  для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

     Помимо  этого есть и другие мотивы:

     Внутренние  мотивы:

     1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

     2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

     Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

     От  оценки зависит развитие учебной  мотивации, именно на этой почве в  отдельных случаях возникают  тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление  самооценки . Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

     Группы риска

     Особое  внимание всегда требуется детям "группы риска", а это следующие категории:

     Дети  с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность  сосредоточить внимание. У мальчиков  встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

     Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность  зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать  строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия  переработки информации. Эмоциональная  неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для  адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева  за партой.

     Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это  агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

     Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь - дома, самым близким ребёнку  людям, от которых в большой степени  зависит, как ребёнок будет реагировать  на возможные школьные неудачи и  какие уроки он из них вынесет.

     Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для  него характерны новые отношения  со взрослыми и сверстниками, включение  в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд  серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

     В младшем школьном возрасте закладывается  фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться  общественная направленность личности.

     Характер  младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать  под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

     Возрастной  особенностью является и общая недостаточность  воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в  свои силы и невозможности. Нередко  наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания  и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность  и упрямство - своеобразная форма  протеста ребёнка против тех твёрдых  требований, которые ему предъявляет  школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что  надо.

     Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность  сказывается, во-первых, в том, что  их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень  непосредственны и откровенны в  выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и  бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается  способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

     Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

     Основные  достижения этого возраста обусловлены  ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими  для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.          

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ

2.1.Рисование,  аппликация, лепка  – один из видов  эстетического воспитания  младших школьников

         Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка. 

       Рисование популярно среди детей в возрасте от 5 – 9 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия [ 1, c. 218].

         В дошкольном и младшем школьном возрасте рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Информация о работе Обучение младших школьников основам изобразительного искусства