Обучение младших школьников основам изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам рисования, аппликации, лепки на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения основам изобразительного искусства младших школьников .
Предмет исследования: методы обучения младших школьников основам рисования, аппликации и лепке.
Основные задачи, которые мы преследуем в своей работе:
1.Рассмотреть рисование, аппликацию, лепку, как один из видов эстетического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть программные требования по изобразительной деятельности.
3.Раскрыть психологический характер детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1.Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ 24
2.1.Рисование, аппликация, лепка – один из видов эстетического воспитания младших школьников 24
2.2. Программные требования по изобразительной деятельности 32
2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 88.69 Кб (Скачать)

     Закреплять  умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного  вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора  и цветовую гамму.

     Лепка. Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

     Продолжать  формировать умение передавать характерные  движения человека и животных, создавать  выразительные образы (птичка подняла  крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет)

     Развивать умение создавать скульптурные группы из двух – трех фигур, развивать  чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение  по величине, выразительность поз, движений.

     Декоративная  лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой, создавать из глины; разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

     Аппликация. Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции ( учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

     Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного  искусства.

     Закреплять  приемы вырезания симметричных предметов  их бумаги, сложенной вдвое; несколько  предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

     При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания  бумаги, наклеивания изображений (намазывания  их клеем полностью или частично, создавая передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным  легким обозначением карандашом формы  частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.

     Приобщение  к изобразительному искусству.

     Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец)

     Расширять знания детей об изобразительном  искусстве, развивать художественное восприятие произведение изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей  с произведениями живописи: Шишкин («Рожь», «утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март»).

     Расширять представление о скульптуре малых  форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, выделяя детали, поза, движения).

     Расширять представления о художниках- иллюстраторах  детской книги (И. Библин, Ю.Васнецов, В.Конашевич и др.)

     Продолжать  знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская и др.), с керамическими  изделиями, народными игрушками.

     Продолжать  знакомить детей с архитектурой, закреплять и обогащать знания о  том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, и др.)

     Развивать умение  выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового  назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности  деталей.

     Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, барабан (круглая часть под  куполом) и т.д. Знакомить с архитектурой , опираясь  на региональные особенности  местности, в которой они живут. Рассказать детям, что, как и в  каждом виде искусства. В архитектуре  есть памятники, которые известны во всем мире: в России это кремль, собор  Василия Блаженного, зимний дворец, Исаакиевсий собор, Петергоф и другие – в разных городах свои.

     Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных  сооружений, сказочных построек. Поощрять стремления изображать детали построек , наличники, резной подзор по контуру  крыши).

     Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды  художественной деятельности, профессию  деятеля искусства 9художник, композитор, артист).

     Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учит самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

     Объяснять детям значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить  соотносить органы чувств с видами искусства ( музыку слушают, картины  рассматривают и т.д.).

     Познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное и профессиональное искусство. Организовывать посещение  выставки, театра, музея, цирка ( совместно  с родителями).

     Формировать положительное отношение к искусству.

     Расширять представление о разнообразии народного  искусства, художественных промыслов ( различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать  интерес к искусству родного  края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей  в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.     

     Таким образом, особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная  деятельность, которая обладает широким  спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его  универсальные способности.

     Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Это особенно важно в  настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит  на неокрепшую психику ребенка. К  сожалению, у многих детей появляются всевозможные психологические проблемы в семье и школе. Частично их можно  решить через занятия изобразительным  творчеством, где дети приобщаются  к искусству, познают культуру своей  страны. Также в первой главе были рассмотрены особенности различных видов изобразительного искусства, такие как:  рисование, аппликация, лепка.

2.3. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование)

     В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных  материалов и т.д.

     Такие занятия дарят детям радость  познания, творчества. Испытав это  чувство однажды, малыш будет  стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

     Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в  квалификационном руководстве со стороны  взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

     Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений  от окружающего мира, произведений литературы и искусства[7,c.65].

     Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной  деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей  дошкольного возраста.

     Овладение умением изображать невозможно без  целенаправленного зрительного  восприятия - наблюдения. Для того чтобы  нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

     Для умственного развития детей имеет  большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений  о разнообразии форм пространственного  расположения предметов окружающего  мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

     При организации восприятия при организации  восприятия предметов и явлений  важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок  и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также  могут быть расположены по-разному[8,c.67].

     Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают  навыки работы. Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

     На  основе сходства предметов по форме  возникает общность способов изображения  в рисунке, лепке. Например, чтобы  слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую  форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

     Способность анализа развивается от более  общего и грубого различения до более  тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным  путем, закрепляется в сознании.

     На  занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и  название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в  процессе наблюдений за предметами, при  обследовании предметов, построек, а  также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

     Значение  занятий изобразительной деятельностью  для нравственного воспитания заключается  также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются  нравственно-волевые качества: потребность  и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно  заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

     Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех  благородных чувств, которые возникают  у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

     Младшие школьники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

     Освоение  трудовых умений и навыков связано  с развитием таких волевых  качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются  умения трудиться, добиваться желаемого  результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к  занятиям и уборке рабочих мест.

Информация о работе Обучение младших школьников основам изобразительного искусства