Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:45, курсовая работа
Чем раньше ребенок включается в процесс творчества, тем легче уже в процессе обучения в детском саду развивать в нем умение мыслить нестандартно. Поэтому не случайно в системе обучения детей дошкольного возраста поставлена задача развитие творческих способностей детей.
Введение .......................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы развития творчества детей …………..6
1.1. Основные направления развития воображения дошкольников .................6
1.2. Особенности развития речи старших дошкольников…………………….12
1.3. Лингвистические особенности сказки как жанра фольклора ……………17
Глава ІІ. Методика обучения дошкольников сочинению сказок ……….28
1. Методы работы со сказкой ………………………………………………...28
2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов ………………32
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы ……………………………………………………………41
Приложение
4. Литературный
театр. Синтетическая и
IV. Эксперимент с художественным образом
1. Рассказывание
от имени одного из героев
произведения. Традиционный пересказ
прочитанного модифицируется в
данном случае благодаря
2. Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.
3. Домысливание
судьбы героя. Это задание
V. Оценка и суждение
1. Мой
любимый герой. Даже самые
2. Любимая
сказка, любимый автор. Умение
выделить любимую сказку из
массы прочитанных или
3. Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном ("О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?").
4. Беседа
(индивидуальная или
5. Беседа о жанре ("Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?").
6. Беседа
об авторе. После предварительной
работы воспитатель может в
доступной для детей форме
рассказать о русских
7. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод ("Какие еще смешные книжки ты помнишь?"). Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке — в любом случае у ребенка развивается литературно-ассоциативное мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в книге конкретный эпизод.
Диагностические возможности сказки.
Сказка – творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания.
Многие темы жизненных сценариев в основном те же, что и в волшебных сказках: любовь, ненависть, благодарность и месть.
Сказка – творчество ребенка дает психологу, педагогу основания для анализа, а в лучшем случае – указывает на необходимые действия, чтобы предотвратить или смягчить затруднения.
Упрощенный алгоритм анализа структуры и содержания сказки может быть следующим:
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за ребенком, а также уточняется наводящими вопросами (например: "Кто из героев тебе больше всех понравился?). Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя ребенок, не всегда совпадают.
При
анализе отмечается не только основной
текст сказки, но и все побочные высказывания,
комментарии, отпускаемые по ходу рассказа
шуточки, смех, долгие паузы, сбои, в том
числе ошибки и оговорки.
2.2.
Констатирующий эксперимент
и анализ его результатов
На констатирующем этапе основной задачей было определение уровня развития словесного творчества детей. В связи с этим использовались:
- тест «Последовательные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
- методика «Придумай сказку»;
- метод формирования у детей речевых умений и навыков, необходимых для сочинения сказок, на занятии с детьми.
Констатирующий эксперимент проводился с детьми подготовительной группы на базе МДОУ детского сада № 5 г. Енисейска.
На констатирующем этапе детям был предложен тест «Последовательные картинки».
Анализ результатов теста свидетельствует о том, что никто из опрошенных детей не смог логично определить последовательность картинок и составить связный рассказ.
42 % обследуемых детей ошибались в последовательности, их рассказ был отрывочен, носил перечислительный характер. Большинство детей нарушали последовательность, не могли понять и исправить свои ошибки. И таких детей оказалось в целом 58 %.
Таким образом, по данному тесту можно было сделать вывод: дети в большинстве не могут устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий. Это свидетельствует о низком уровне развития мышления, воображения и речи.
Большинство детей затруднялись в построении развернутых предложений, речь детей характеризовалась бедным словарным запасом. Многие дети владели умением конструировать простые предложения, в построении сложных предложений испытывали определенные трудности.
Следующий тест был направлен на выявление уровня развития
воображения у детей.
Использовалась методика "Придумай сказку".
Методика «Придумай сказку»
Детям
давалось задание придумать сказку,
затратив на это всего 3 минуты, а
затем пересказать его в
Оценка результатов.
Воображение оценивалось по следующим признакам:
1. Скорость придумывания сказки.
2. Необычность
образов, использованных в
3. Разнообразие
образов, используемых в
4. Проработанность
и детализация образов,
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в сказке.
По каждому из названных признаков ребенок получал от 0 до 2 балов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом использовались следующие критерии:
По первому признаку:
● Рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать сказку в течение не более чем за 1 минуту.
● 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло до 2 минут.
● 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за 3 минуты ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета сказки (второй признак) оценивается так:
● Если ребенок просто механически пересказывает знакомую сказку, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов.
● Если ребенок привнес в знакомую сказку что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл.
● Наконец, если сюжет сказки полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
По критерию "разнообразие образов, используемых в сказке" (третий признак):
● Сказка получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа.
● В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два–три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.
● Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Оценка проработанности и детализации образов в сказке (четвертый признак) производится следующим способом.
● Если персонажи (события, вещи и т.п.) в сказке только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов.
● Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл.
● Если же объекты, упомянутые в сказке, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность образов в сказке (пятый признак) оценивается так:
● Если сказочные герои не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов.
● Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на сказку, то он получает 1 балл.
● Наконец, если и сама сказка, и ее передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то сказка получает высшую оценку – 2 балла.
Диагностика
уровня развития воображения детей
в процессе придумывания сказки.
Таблица
Критерии | Скорость придумывания | Необычность образов | Разнообразие образов | Детализация образов | эмоциональность образов | Общее количество баллов | |
Список детей | Количество баллов | ||||||
1. | Саша С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
2. | Вова Ш. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. | Максим Б. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
4. | Егор Г. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 8 |
5. | Дима К. | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 |
6. | Оля Ч. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 |
7. | Лиза Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4 |
8. | Слава Я. | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 |
9. | Оля П. | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 5 |
10. | Никита К. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |