Обучение дошкольников сочинению сказок

Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Чем раньше ребенок включается в процесс творчества, тем легче уже в процессе обучения в детском саду развивать в нем умение мыслить нестандартно. Поэтому не случайно в системе обучения детей дошкольного возраста поставлена задача развитие творческих способностей детей.

Содержание

Введение .......................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы развития творчества детей …………..6
1.1. Основные направления развития воображения дошкольников .................6
1.2. Особенности развития речи старших дошкольников…………………….12
1.3. Лингвистические особенности сказки как жанра фольклора ……………17
Глава ІІ. Методика обучения дошкольников сочинению сказок ……….28
1. Методы работы со сказкой ………………………………………………...28
2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов ………………32
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы ……………………………………………………………41
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курс.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Одна  из основных линий педагогики воображения  должна быть направлена на овладение ребенком основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения являются образы, построенные различными способами, порождаемые, прежде всего, в речевой деятельности ребенка или в виде образа – модели будущего произведения.

     Воображение является необходимым условием почти  всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении  и развитии человека, становится средством  расширения опыта человека.

     Построение  фантазии может представлять собой  нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету.

       В самом начале процесса всегда стоят  внешние и внутренние восприятия. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками  для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Далее следует сложный процесс переработки этого материала. Страсть детей к преувеличению имеет очень глубокие внутренние основания. Дети преувеличивают потому, что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их потребности, их внутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлевается в сказочных образах.

       Полный  круг деятельности творческого воображения  завершается, когда воображение воплощается, или кристаллизируется, во внешних образах. Протекание этих процессов зависит от нескольких факторов.

       Воображение  дает  простор творческим способностям ребенка. Воображение является для  ребенка, как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Кроме того, детские фантазии  - это один из способов научиться как вести себя в реальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей [22, c.87].

     Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

     Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен  не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

     Подавляющее большинство фантастических и сказочных  историй, сочиненных ребенком, имеют  компенсаторную природу. Чтобы поддержать душевное равновесие, они соответственно усиливают другую сторону.

     Воображение  крайне необходимо для правильного  развития ребенка: если учесть его бессилие и зависимость в мире взрослых, воображение спасает ребенка  от беспомощного отчаяния и дарит ему надежду.

     Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Ребенку  свойственны два вида игры воображения: подражание, когда ребенок воспроизводит действия избранного им персонажа, и игры "понарошку", то есть воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения.

     Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

     Дошкольный  возраст – период эмоционально-практического освоения мира.

Высокая эмоциональность дошкольника, яркая  эмоциональная окрашенность всей психической  жизни и практического опыта  составляет характерную особенность  дошкольного детства.

Слушая  или читая сказку, ребенок или  взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

     Занимаясь с детьми сочинением сказки, необходимо научить их видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства [3, c.255].

     Методика  обучения детей сочинению сказок использует сказочную форму для  интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.

     Сказка  близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное  восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

       Если  мы рассмотрим классические сказки, из которых соткано детство ребенка, то заметим в них ряд общих  черт:

    1. Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.
  1. Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).
  1. Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.
  2. Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.
  3. Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.
  4. Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

     В сказке всегда есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

     Проблема  развития связной речи дошкольников продолжает быть актуальной в педагогике. Именно период с 3 до 7 лет является сензитивным к усвоению разных форм речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

     Наиболее  сложным в педагогической практике являются поиски содержания и средств построения работы по развитию связной речи.

     Одним  из эффективных средств развития речи детей является обучение творческому  рассказыванию. Творческий рассказ  — это рассказ, придуманный ребенком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия. Под понятием "новые" мы подразумеваем такие, которые ребенок в реальной жизни воспринимал частично и сумел "достроить" в воображении. Очевидно, что только осмысленные образы могут становиться материалом для работы воображения. Обучение ребенка творческому рассказыванию способствует развитию логического мышления, на котором в основном базируется связная речь.  

1.2. Особенности развития речи старших дошкольников 

       В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

совершенствуется  ее практическое употребление в общении  с другими людьми, вместе с тем  речь становится основой перестройки  психических процессов, орудием мышления.

       К концу дошкольного возраста  при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение,

что имеет  значение для последующего овладения  грамотой.

       З.М. Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников

заметно снижается. Словесный образец оказывает  решающее влияние на формирование связных  форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов.

       По данным А.М. Леушиной, по  мере расширения круга общения  и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается  в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации.

       Не менее важным условием для  формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь [24, c.348].

       А.М. Леушина считает, что развитие  связной речи играет ведущую  роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи.

       У детей старшего дошкольного  возраста связная речь достигает  довольно

высокого  уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

     На  шестом году жизни ребенок может  довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

     Однако  дети все еще чаще нуждаются в  предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

       У детей старшего дошкольного  возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

       К.И. Чуковский подчеркивает, что  в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Происходит активный процесс усвоения родного языка [25, c.384].

     Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится полноценным средством общения и познания.

     Психологи выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:

1. Звуковая  культура речи.

- Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

- Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

- У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.

- Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

- Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

Информация о работе Обучение дошкольников сочинению сказок