Обучение детей творческому рассказыванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик 1.docx

— 70.26 Кб (Скачать)

 

 В процессе выполнения  задания по придумыванию рассказов  детям выдвигалось требование  строить своё произведение в  соответствии с правилами сюжетного  повествования: обрисовка действующих  лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий,  кульминация; окончание событий.  Сочинения детей стали более  стройными, развёрнутыми, законченными.

 

 В процессе занятия  по развитию речи и ознакомлению  с окружающим «Новогодние чудеса»  (Приложение)использовался такой прием: дети с помощью волшебной палочки превращались в елочные игрушки, висящие на елке. Вокруг происходили настоящие чудеса, оживали вещи, начинали разговаривать. Ребятам предлагалось сочинить сказку о том, что могло произойти в новогоднюю ночь. С помощью вызванного интереса у детей «включалось» воображение, речь детей была выразительной, эмоциональной, описание чередовалось с повествованием, некоторые дети включали в рассказ диалог героев.

 

 Для того, чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, предлагались разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по «цепочке», и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учились составлять рассказы в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который, помог им формировании речевых умений и навыков.

 

 В заключительную часть  занятия включались игры на  развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как «Тихое  эхо», «Умное эхо», «Какая команда  больше нарисует кошек», «Чья  команда быстрее соберёт такую  же картинку», «Тренировка памяти»  и др.

 

 Так, например, в конце  занятия «Рассматривание и сравнение  предметов» проводился аутотренинг  «Ощутим тепло друг друга». Детям  предлагалось взяться за руки  и представить, как тепло распространяется  по всему телу. Это помогает  сплочению детского коллектива, дружескому отношению между детьми, что тоже немало важно для  проведения занятий.

 

 Вышеназванные игры  и упражнения очень нравятся  детям, вызывают у них чувство  здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышению  интереса к занятиям по развитию  связной речи.

 

 Таким образом, создавая  по ходу занятий мотивацию  деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой  деятельности, а во-вторых, качества  выполнения заданий по поставленным  целям обучения.

 

 Контрольный эксперимент  Сравнительный анализ полученных  данных 

 

 В контрольном этапе  исследования были использованы  те же методики, что и на  констатирующем этапе. Результаты  представлены в таблицах №4,

 

 № 5 и диаграмме  2 (приложение).

 

 Анализ результатов  экспериментальной группы до  и после формирующего эксперимента  наглядно свидетельствует об  эффективности разработанного нами  комплекса методов и приемов  (Диаграмма 2). Экспериментальная  группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем  развития отсутствует. Соответственно  количество детей с высоким  уровнем увеличилось на 30%, а со  средним уровнем развития уменьшилось  соответственно на 20%.

 

 Результаты контрольного  эксперимента показали следующее:  уровень развития умения рассказывать  у детей седьмого года жизни  повысился. Дети стали заинтересовано  относиться к выполнению задания,  рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений,  правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи  распространенные предложения с  однородными членами, сложноподчиненные  и сложносочиненные. В речи детей  появились союзы, указывающие  на причинные, временные и другие  связи. В рассказах дети стали  использовать описания, сравнения,  вводные слова.

 

 Данные технологии  позволяют сохранить интерес  детей в течении всего занятия,  активизировать всех детей, развивают  мыслительные операции. В совместной  деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых  упражнений развивается способность  создавать речевые зарисовки,  описания и разнообразные рассказы  по картине.

 

 Такая работа помогает  не только обеспечить детям  полноценное речевое общение,  но и, в конечном счете, подготовить  их к обучению в общеобразовательной  школе.

 

 

Заключение

 

 

 Проблема развития  связной речи традиционно находится  в центре внимания российских  педагогов в связи с ее значимостью  и актуальностью.

 

 Актуальность проблемы  нашего исследования обусловлена  социальным заказом общества  на развитие связной речи у  детей дошкольного возраста; необходимостью  совершенствования качества работы  педагогов по развитию связной  речи детей старшего дошкольного  возраста путем создания специальных  педагогических условий в ДОУ. 

 

 Поскольку наша исследовательская  работа основывается на представлениях  о закономерностях речевого развития  детей дошкольного возраста о  предложенных А.Н.Гвоздевым, мы  определили, что на каждом конкретном  возрастном этапе только начинает  формироваться, что уже достаточно  сформировано, и каких лексико-грамматических  проявлений вообще не стоит  ожидать в ближайшее время.

 

 Анализ особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, позволил нам определить высокий уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте, который включает в себя следующие умения: пользование, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, контаминированные), соблюдая логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.

 

 

 В результате анализа  психолого-педагогической литературы  нами были выделены следующие  условия развития связной речи  детей старшего дошкольного возраста: использование эффективных методов,  приёмов, средств, которые могут  способствовать появлению мотивации  речевой деятельности и интереса  к занятиям по обучению рассказыванию.

 

 Для выявления уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии: связность, последовательность, логичность.

 

 На основе выделенных  критериев были определены уровни  развития связной речи у детей  старшего дошкольного возраста.

 

 Для решения поставленных  задач опытно-экспериментальная  работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

 

 Анализ полученных  результатов констатирующего этапа  эксперимента позволил сделать  вывод о том, что дети экспериментальной  и контрольной групп имеют  средний и низкий уровень развития  связной речи.

 

 На формирующем этапе  мы проверяли педагогические  условия развития связной речи  в экспериментальной группе.

 

 Для проверки эффективности  проделанной нами опытно-экспериментальной  работы мы провели контрольный  этап эксперимента.

 

 Анализ результатов  контрольного эксперимента свидетельствует  о повышении уровня развития  связной речи у детей старшего  дошкольного возраста в экспериментальной  группе. В контрольной группе, где  не осуществлялась специальная  работа по организации выявленных  условий, произошли лишь незначительные  изменения.

 

 Таким образом, проведенная  нами экспериментальная работа  по развитию связной речи у  детей старшего дошкольного возраста  позволяет сделать вывод о  том, что выявленные и реализованные  нами условия развития связной  речи детей старшего дошкольного  возраста являются эффективными, что и подтверждает нашу гипотезу.

 

 

Список литературы.

 

 

Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.

 

Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2003. - 445 с.

 

А. М. Бородич, Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004. - 255 с.

 

 Васильева М.А. Программа  воспитания и обучения в детском  саду// Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2005 год - 106 с.

 

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с.

 

Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.

 

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.

 

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961. – 472с.

 

Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"// Гербова В.В., ГризикТ.И., Доронова Т.Н. – М.: Просвещение, 2006. – 191с.

 

Гебова В.В. Составление описательных рассказов/ Гебова В.В.// Дошкольное воспитание. – 1981. - №9.

 

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

 

Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.

 

Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений. – М., Просвещение, 2007. – 224с.

 

 Жукова Н.С. Преодоление  недоразвития речи у детей:  Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.

 

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1992. - 211 с.

 

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.

 

 Короткова Э.П. Обучение  детей дошкольного возраста рассказыванию:  Пособие для воспитателя детского  сада. – 2-е изд., испр.и доп. – М., Просвещение, 1982. – 128 с.

 

Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: дис. … канд.пед.наук – М., 1977.

 

Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71.

 

Лурия А. Р.Язык и сознание. //Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979

 

РейнстейнА.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников: дис. …канд.психол.наук. – М., 1982.

 

Репина З.А. «Нейропсихологическое  изучение детей с тяжелыми дефектами  речи». Уч.пособие. - Екатеринбург: 2004.- 159с.

 

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального  института, 2002. - 224 с.

 

Стародубова Н.А. Теория и  методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256с.

 

ТекучевА.В. Методикарусскогоязыкавсреднейшколе: Учебник для студентов фак. русскогоязыка и литературы. ─ М., 1980, - 231с.

 

 Тихеева Е.И Развитие  речи детей (раннего и дошкольного  возраста) Изд.4. - М., 1972, - с. 212

 

 Тихеева Е.И. Развитие  речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.

 

 Ушакова О.С. Развитие  речи дошкольников. - М., 2001. - 237 с.

 

 Ушакова О.С. Речевое  воспитание в дошкольном детстве.  Развитие связной речи: дис. …док.пед.наук. –М., 1996.

 

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного  возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.

 

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

 

Фролов И.Т Философский  словарь [Текст] / Под ред. Фролова  И.Т. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.

Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию