Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
В процессе выполнения
задания по придумыванию
В процессе занятия
по развитию речи и
Для того, чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, предлагались разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по «цепочке», и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учились составлять рассказы в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который, помог им формировании речевых умений и навыков.
В заключительную часть
занятия включались игры на
развитие внимания, памяти, восприятия,
быстроту реакции, слухового
Так, например, в конце
занятия «Рассматривание и
Вышеназванные игры
и упражнения очень нравятся
детям, вызывают у них чувство
здорового соперничества,
Таким образом, создавая
по ходу занятий мотивацию
деятельности, можно добиться, во-первых,
создания интереса к речевой
деятельности, а во-вторых, качества
выполнения заданий по
Контрольный эксперимент
Сравнительный анализ
В контрольном этапе
исследования были
№ 5 и диаграмме 2 (приложение).
Анализ результатов
экспериментальной группы до
и после формирующего
Результаты контрольного
эксперимента показали
Данные технологии
позволяют сохранить интерес
детей в течении всего занятия,
Такая работа помогает
не только обеспечить детям
полноценное речевое общение,
но и, в конечном счете,
Заключение
Проблема развития
связной речи традиционно
Актуальность проблемы
нашего исследования
Поскольку наша
Анализ особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, позволил нам определить высокий уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте, который включает в себя следующие умения: пользование, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, контаминированные), соблюдая логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.
В результате анализа
психолого-педагогической
Для выявления уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии: связность, последовательность, логичность.
На основе выделенных
критериев были определены
Для решения поставленных
задач опытно-
Анализ полученных
результатов констатирующего
На формирующем этапе мы проверяли педагогические условия развития связной речи в экспериментальной группе.
Для проверки эффективности
проделанной нами опытно-
Анализ результатов
контрольного эксперимента
Таким образом, проведенная
нами экспериментальная работа
по развитию связной речи у
детей старшего дошкольного
Список литературы.
Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.
Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2003. - 445 с.
А. М. Бородич, Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004. - 255 с.
Васильева М.А. Программа
воспитания и обучения в
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с.
Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961. – 472с.
Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"// Гербова В.В., ГризикТ.И., Доронова Т.Н. – М.: Просвещение, 2006. – 191с.
Гебова В.В. Составление описательных рассказов/ Гебова В.В.// Дошкольное воспитание. – 1981. - №9.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.
Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений. – М., Просвещение, 2007. – 224с.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1992. - 211 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
Короткова Э.П. Обучение
детей дошкольного возраста
Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: дис. … канд.пед.наук – М., 1977.
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71.
Лурия А. Р.Язык и сознание. //Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979
РейнстейнА.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников: дис. …канд.психол.наук. – М., 1982.
Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. - Екатеринбург: 2004.- 159с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические
основы развития речи дошкольников. - М.:
Издательство Московского психолого-
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256с.
ТекучевА.В. Методикарусскогоязыкавсреднейш
Тихеева Е.И Развитие
речи детей (раннего и
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. - 237 с.
Ушакова О.С. Речевое
воспитание в дошкольном
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
Фролов И.Т Философский словарь [Текст] / Под ред. Фролова И.Т. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию