Обучение детей творческому рассказыванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик 1.docx

— 70.26 Кб (Скачать)

 

 Известно, что процесс  развития речи у детей протекает  под руководством взрослого. 

 

 В этой связи перед  нами встала задача способствовать  развитию умения рассказывать  в процессе специально организованного  обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

 

 Содержание и методика  формирующего этапа исследования  определялись задачами:

 

Использовать на занятиях по обучению рассказыванию методы и  приёмы, которые создают у детей  интерес с самых первых минут  занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

 

 Включать в занятия  игры, задания, «тренировочные» упражнения  на обогащение и развитие словаря,  формирование грамматически правильной  речи;

 

 После прослушивания  рассказов сверстников предлагать  выбирать другим детям лучшие  сочинения, аргументировать свой  выбор; 

 

 Перед выполнением  задания обязательно делать установку  детям, чтобы они в своих  рассказах использовали слова  и выражения, которые они употребляли  в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют  данное требование;

 

 Использовать на занятиях  знания о мотивационной сфере  ребёнка данного дошкольного  возраста. Создавать и стимулировать  мотивацию деятельности. Всегда  предлагать четкий план рассказа, если он необходим; 

 

 Для составления рассказов  по серии сюжетных картинок  предлагать детям яркие, красочные,  достаточно крупные картинки  понятного содержания без лишних  деталей; 

 

 Вместо физкультминуток  использовать обучающие игры, но  придавать им подвижный характер;

 

 Во избежание выполнения  заданий по придумыванию рассказов  одними и теми же способами,  предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой; 

 

 По возможности завершать  занятие игрой развивающего характера.

 

 Экспериментальное обучение  включалось в педагогический  процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые  формы организации: фронтальные,  подгрупповые и индивидуальные  занятия.

 

Занятия по развитию речи предлагается проводить один раз в неделю, что  составляет 36 занятий в год. Поэтому, они были распределены следующим  образом: пять занятий по составлению  рассказов по картине, четыре - по составлению  рассказов по серии сюжетных картинок, семь занятий - пересказ литературных произведений. Остальные виды занятий  по обучению связной речи (сочинение  творческих рассказов, составление  описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в чередовании друг с другом. В  занятия по развитию связной речи необходимо включать различные аспекты  развития речи: формирование звуковой культуры речи, ее грамматического  строя, вести работу по обогащению, закреплению и активизации словаря.

 

Умения и навыки по составлению  рассказов, полученные в процессе специально-организованного  обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также  в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

 

Привлечение родителей по развитию связной речи у детей  мы начали с анкетирования (Анкета для  родителей,см.приложение). Цель анкетирования - проанализировать и обобщить ответы родителей для планирования дальнейшей работы с семьёй по формированию связной речи у детей.

 

В течение всего учебного года проводили ряд консультаций для родителей на темы:

 

«Самодельный телевизор  решает проблемы с развитием речи у детей».

 

«Развиваем речь ребенка  дома».

 

«Как научить ребенка  рассказывать?

 

В работе с родителями мы использовали беседы, в ходе которых  отвечали на возникающие их вопросы, знакомили с художественной литературой  и с динамикой развития связной  речи детей. Приглашали родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители получали знания и навыки по формированию тех  или иных умений и навыков у  ребенка, например, по формированию составления  рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и  без опоры на сюжетные картинки и  мн. др.

 

Развитие, как монологической, так и диалогической речи у  детей подготовительной к школе  группе происходило непосредственно  во время подготовки к праздникам и их проведения (Новый год, 8 марта). Родители вместе с детьми закрепляли текст перекличек, стихотворений  и инсценировок.

 

В ходе подгрупповых консультаций объясняли родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной  речи у детей, а именно:

 

такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность, одобрение высказываний. Ошибочные  слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными  в собственной речи, а затем  предложить ребенку повторить фразу  целиком.

 

Родителям предлагалась одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях. Родители регулярно получали задания на дом, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку, а также задания типа:

 

придумай, что дальше было;

 

придумай сам, потому что  на картине это не нарисовано;

 

как назвал художник эту  картину?

 

придумаем название;

 

Я начну, а ты закончи;

 

и многое другое.

 

Поскольку наша задача была не только в обучении детей рассказыванию, но и в формировании устойчивого  интереса к занятиям по развитию речи, то для нас было важным сосредоточить  внимание на всех частях занятия.

 

Например, на занятии по составлению  рассказов по картине«Кошка и котята» (Приложение)я сообщила детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.

 

 Острые коготки, мягкие  подушки; 

 

 Шёрстка пушистая, длинные  усы; 

 

 Мурлычет, лакает молоко;

 

 Умывается языком, прячет  нос, когда холодно; 

 

 Хорошо видит в темноте; 

 

 У неё хороший слух, ходит неслышно;

 

 Умеет выгибать спину,  царапается.

 

В итоге у всех детей  на рисунках получилось изображение  кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению  рассказов по ней.

 

На занятии по составлению  рассказа по картине «Кролики» (Приложение)детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно было выполнить следующее задание. Детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой «всё наоборот». То есть дети должны были, проанализировав заданную фразу, подобрать к отдельным её словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.

 

 «Это дикое животное (домашнее животное). Можно догадаться  только по одной этой фразе,  о каком животном идёт речь? (нельзя). Слушайте следующую фразу.  Хвост очень длинный (короткий  хвост). Очень любит варёные фрукты (сырые овощи). Кто это? Правильно,  это кролик».

 

 На занятии по составлению  рассказа по серии сюжетных  картинок «Как дети в детском  саду готовились к Новому году»  (Приложение), посылку с картинками  от детей из соседнего детского  сада приносит Баба-Яга (младший  воспитатель в костюме Бабы-Яги). Она говорит детям, что не  отдаст посылку, пока они не  выполнят ее задания. Дети с  удовольствием выполняли речевые  задания Бабы-Яги.

 

 По ходу выполнения  основной части занятия внимание  детей сосредотачивалось на словарной  работе, обогащении словаря, формировании  грамматически правильной речи.

 

 Бесспорно, что работу  по обогащению и развитию словаря,  формированию грамматического строя  речи нужно вести и в повседневной  жизни, но на занятии эти  задачи решаются эффективней,  т. к. само построение занятия,  его структура, организация дисциплинируют  детей, создают рабочую атмосферу,  и им легче усвоить эталоны,  образцы, нормы речи.

 

 Поэтому на каждом  занятии проводились игры, предлагались  задания на освоение данных  разделов развития речи.

 

 Нами было замечено, что игры и задания, подобранные  в соответствии с тематикой  занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными»  упражнениями.

 

 На том же занятии  про Новый год дети играли  в игру «Волшебная цепочка». Её  смысл заключается в том, что  педагог должен сказать несколько  коротких предложений. Например, «Привезли ёлку». Кто-то из  детей (по выбору) должен дополнить  предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавляет ещё одно слово, и, таким образом предложение удлиняется ещё на одно слово и т.д. Получалась следующая цепочка: «В детский сад из леса привезли зеленую пушистую ёлку». В том же занятии использовалось упражнение «Я начинаю, вы продолжаете». В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов. Это упражнение также послужило детям, как физкультминутка.

 

 Большое внимание уделялось  не только отбору приёмов для  создания интереса и поддержания  интереса к занятию, сохранения  его темпа, работоспособности  детей, но и стимуляции мотивов,  потребностей детей во время  выполнения заданий. Во время  проведения занятий часто использовались  соревновательные, познавательно-побудительные  мотивы.

 

 Во время занятия  по развитию речи «Рассматривание  и сравнение предметов» (Приложение) детям предлагалось развеселить  солнышко, ответив на вопросы  воспитателя. Педагог предлагал  детям подобрать синонимы к  прилагательным. Те ребята, которые  правильно отвечали на вопросы,  могли прикрепить лучик к солнышку. В конце этого задания педагог  незаметно переворачивает солнышко  другой стороной, где оно улыбается. 

 

 На занятии «Как  дети в детском саду готовились  к Новому году» детям предлагалась  игра «Доскажи словечко», детям  предлагалось заканчивать строчку  стихотворения словом, похожим на  слово «снег», а в конце задания  вспомнить, сколько слов они  назвали, и за каждый правильный  ответ положить себе в тарелку  фишку-ёлочку.

 

 При рассматривании  всех картин детям предлагалось  задание подобрать к словам, обозначающих  предмет, его действие или признак,  слова, близкие по значению. Например, к слову «большая», при рассматривании медведицы на картине «Купание медвежат» (Приложение), дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник, дети к слову «стремительная» подобрали слова: неспокойная, несущаяся, быстрая.

 

 При составлении рассказа  по картине «Кошка и котята»  дети упражнялись в подбое  слов-действий к слову «кошка».  Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, лакает, выгибает спину, шипит, лазает по деревьям, царапается, ловит мышей, охотится, прыгает, бегает, спит, лежит, дремлет, прячет нос, тихо ходит, виляет хвостом, шевелит ушами и усами, нюхает.

 

 В процессе занятий  использовался ещё один приём,  который стимулировал речевую  деятельность детей. Перед тем,  как дети должны были составлять  рассказы, им делали установку  - использовать в рассказах слова  и выражения, которые они употребляли  в ходе «тренировочных» упражнений. Данный приём позволяет детям  подойти к выполнению задания  более осознанно, стимулирует  память, улучшает качество рассказов. 

 

 Всем известно, что  дети достаточно трудно осваивают  умения по данным видам рассказывания.  Как правило, большие затруднения  у них вызывает подбор точных  эпитетов, слов, передающих эмоциональное  состояние, поведение героев, отражающих  внешний вид, повадки, а также  построение предложений разных  видов. Наблюдения за детьми  в процессе занятий показали, что если детям предложить  составить рассказ без предварительной  работы на данном занятии по  обогащению и развитию словаря,  а также упражнении в употреблении  разных типов предложений, то  у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.

 

 На занятии по развитию  речи и ознакомлению с окружающим  «Репортаж из зимнего парка» (Приложение), чтобы заинтересовать детей, включить  их в речевую деятельность  использовался прием включения  звукового анализа слова: детям  предлагались карточки с буквами,  из них надо было сложить  название профессии и узнать  о людях какой профессии пойдет  речь на занятии. В середине  занятия ребятам предлагалось  перевоплотиться в журналистов,  и составить репортаж из зимнего  парка. Этот прием еще больше  заинтриговал детей, вызвал повышенный  интерес к речевой деятельности.

Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию