Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
Известно, что процесс
развития речи у детей
В этой связи перед
нами встала задача
Содержание и методика
формирующего этапа
Использовать на занятиях по обучению рассказыванию методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
Включать в занятия
игры, задания, «тренировочные»
После прослушивания
рассказов сверстников
Перед выполнением
задания обязательно делать
Использовать на занятиях
знания о мотивационной сфере
ребёнка данного дошкольного
возраста. Создавать и стимулировать
мотивацию деятельности. Всегда
предлагать четкий план
Для составления рассказов
по серии сюжетных картинок
предлагать детям яркие,
Вместо физкультминуток
использовать обучающие игры, но
придавать им подвижный
Во избежание выполнения
заданий по придумыванию
По возможности завершать
занятие игрой развивающего
Экспериментальное обучение
включалось в педагогический
процесс дошкольного
Занятия по развитию речи предлагается
проводить один раз в неделю, что
составляет 36 занятий в год. Поэтому,
они были распределены следующим
образом: пять занятий по составлению
рассказов по картине, четыре - по составлению
рассказов по серии сюжетных картинок,
семь занятий - пересказ литературных
произведений. Остальные виды занятий
по обучению связной речи (сочинение
творческих рассказов, составление
описательных рассказов о предметах,
объектах и явлениях природы) проводятся
в чередовании друг с другом. В
занятия по развитию связной речи
необходимо включать различные аспекты
развития речи: формирование звуковой
культуры речи, ее грамматического
строя, вести работу по обогащению,
закреплению и активизации
Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Привлечение родителей по развитию связной речи у детей мы начали с анкетирования (Анкета для родителей,см.приложение). Цель анкетирования - проанализировать и обобщить ответы родителей для планирования дальнейшей работы с семьёй по формированию связной речи у детей.
В течение всего учебного года проводили ряд консультаций для родителей на темы:
«Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей».
«Развиваем речь ребенка дома».
«Как научить ребенка рассказывать?
В работе с родителями мы использовали беседы, в ходе которых отвечали на возникающие их вопросы, знакомили с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Приглашали родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители получали знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн. др.
Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей подготовительной к школе группе происходило непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения (Новый год, 8 марта). Родители вместе с детьми закрепляли текст перекличек, стихотворений и инсценировок.
В ходе подгрупповых консультаций объясняли родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной речи у детей, а именно:
такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность, одобрение высказываний. Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.
Родителям предлагалась одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях. Родители регулярно получали задания на дом, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку, а также задания типа:
придумай, что дальше было;
придумай сам, потому что на картине это не нарисовано;
как назвал художник эту картину?
придумаем название;
Я начну, а ты закончи;
и многое другое.
Поскольку наша задача была не только в обучении детей рассказыванию, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, то для нас было важным сосредоточить внимание на всех частях занятия.
Например, на занятии по составлению рассказов по картине«Кошка и котята» (Приложение)я сообщила детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.
Острые коготки, мягкие подушки;
Шёрстка пушистая, длинные усы;
Мурлычет, лакает молоко;
Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
Хорошо видит в темноте;
У неё хороший слух, ходит неслышно;
Умеет выгибать спину, царапается.
В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.
На занятии по составлению рассказа по картине «Кролики» (Приложение)детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно было выполнить следующее задание. Детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой «всё наоборот». То есть дети должны были, проанализировав заданную фразу, подобрать к отдельным её словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.
«Это дикое животное (домашнее животное). Можно догадаться только по одной этой фразе, о каком животном идёт речь? (нельзя). Слушайте следующую фразу. Хвост очень длинный (короткий хвост). Очень любит варёные фрукты (сырые овощи). Кто это? Правильно, это кролик».
На занятии по составлению
рассказа по серии сюжетных
картинок «Как дети в детском
саду готовились к Новому году»
По ходу выполнения
основной части занятия
Бесспорно, что работу
по обогащению и развитию
Поэтому на каждом занятии проводились игры, предлагались задания на освоение данных разделов развития речи.
Нами было замечено,
что игры и задания,
На том же занятии
про Новый год дети играли
в игру «Волшебная цепочка». Её
смысл заключается в том, что
педагог должен сказать
Большое внимание уделялось
не только отбору приёмов для
создания интереса и
Во время занятия
по развитию речи «
На занятии «Как
дети в детском саду
При рассматривании
всех картин детям
При составлении рассказа
по картине «Кошка и котята»
дети упражнялись в подбое
слов-действий к слову «кошка».
В процессе занятий
использовался ещё один приём,
который стимулировал речевую
деятельность детей. Перед тем,
Всем известно, что
дети достаточно трудно
На занятии по развитию
речи и ознакомлению с
Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию