Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
Чтобы дети говорили
живо, эмоционально, интересно, чтобы
они стремились улучшить свою
речь, необходимо «ввести детей
в роль увлекательного
В частности, в работе
В.В.Гербовой было
В исследовании М.С.Лаврик предлагалась ситуация письменной речи, когда ребенок диктовал свой рассказ, а взрослый записывал, чтобы затем прочитать малышам, включить в альбом или послать больному сверстнику [16].
Рассмотрев условия
развития связной речи разными
авторами, мы, к числу наиболее
важных педагогических условий,
связная речь детей
старшего дошкольного возраста
будет развиваться более
По нашему мнению
данные условия будут
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.
В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.
Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].
При обследовании
Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.
Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?
Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).
Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения.
При обследовании
Умеет ли ребенок определять объект речи.
Выдерживать элементарную логику
описания предмета, которая проявляется
в последовательном перечислении признаков,
относящихся к следующим
1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства;
2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).
С целью изучения
особенности формирования
Методика 1.
Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.
Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).
Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа.
Первый этап.
Педагог выкладывает перед
ребенком четыре картинки с последовательным
развитием действия в произвольном
порядке и говорит: «Картинки
перепутались, но в них спрятался
рассказ (сказка). Разложи картинки
в той последовательности, в какой
развивались события в
Фиксируется, в какой
последовательности ребенок
Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»
Ответ ребенка коротко
записывается; обращается внимание
на степень развернутости
Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.
Рассказ дословно
Анализ результата.
Второй этап.
Предварительно воспитатель
знакомит всех детей со
Педагог интересуется, помнит ли ребенок сказку. Предлагает:
Пересказать начало сказки («У этой сказки есть начало.Расскажи его»);
Перечислить события средней части («Перечисли все события в середине сказки»);
Пересказать конец сказки («Расскажи конец сказки»).
Примечание. Если ребенок
увлекается пересказом (рассказывает
все от начала до конца), то
надо выслушать его и
Анализ результата.
Если ребенок правильно
повторяет задание педагога, то
воспитатель интересуется: «Ты считаешь,
что выполнил задание?» В
Если ребенок не
может повторить задание
Методика 2.
Цель: изучение особенностей описательных высказываний.
Оборудование: две картинки:
с изображением робота и куклы
(малыша с соской и бутылочкой)
Проведение обследования:
Педагог предлагает детям две
картинки на выбор: с
В дополнительных наблюдениях
фиксируется интерес ребенка
к описанию объекта;
Описания детей записываются с последующим анализом.
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
По результатам изучения развития связной речи у детей седьмого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе в зависимости от общего количества баллов установлено было три уровня умений.
Результаты диагностики представлены в Таблице 2 (приложение), где
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Схема оценки уровней выполнения заданий (Таблица 1, приложение).
Количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни представлен в таблице № 2 (приложение).
Данные таблицы
Для детей обеих групп сложным оказалось задание по методике 1 (первый, второй этап), которое выполнено на низком уровне.
В процентном соотношении
уровни развития связной речи детей
в контрольной и
Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1, приложение), поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Глава 3. Формирующий эксперимент
Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
Давно установлено, что к
старшему дошкольному возрасту проявляются
существенные различия в уровне развития
речи детей. Это показывает и наш
опыт педагогической деятельности. Главной
задачей развития связной речи ребёнка
в данном возрасте является совершенствование
монологической речи. Эта задача решается
через различные виды речевой
деятельности: составление описательных
рассказов о предметах, объектах
и явлениях природы, создание разных
видов творческих рассказов, освоение
форм речи-рассуждения (объяснительная
речь, речь-доказательство, речь-планирование),
пересказ литературных произведений (с
ориентировкой в структуре
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Нами давно замечено, что если занятие начинается таким образом, то дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия наблюдается низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности. Это не значит, что хорошо продуманная первая часть занятия - залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т.к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.
Необходимо вести
Главное к чему мы
стремились, разрабатывая методику
формирующего этапа
Ребёнку будет легче
излагать свои мысли и в
повседневной жизни, и при
Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию