Обучение детей творческому рассказыванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик 1.docx

— 70.26 Кб (Скачать)

 

 Чтобы дети говорили  живо, эмоционально, интересно, чтобы  они стремились улучшить свою  речь, необходимо «ввести детей  в роль увлекательного рассказчика» [22].

 

 В частности, в работе  В.В.Гербовой было зафиксировано  повышение у детей уровня связности  речи, ее развернутости, когда  они понимали важность задания,  чувствовали потребность в связном  высказывании. Так, на занятии  «Магазин игрушек» ребятам объясняли,  что, для того чтобы приобрести  игрушку, они должны рассказать  о ней. Платой за вещь будет  подробный интересный рассказ.  На занятии «Срочно необходим  ваш совет» детей просили посоветовать, какие чашки приобрести малышам,  и др. [9].

 

 В исследовании М.С.Лаврик предлагалась ситуация письменной речи, когда ребенок диктовал свой рассказ, а взрослый записывал, чтобы затем прочитать малышам, включить в альбом или послать больному сверстнику [16].

 

 Рассмотрев условия  развития связной речи разными  авторами, мы, к числу наиболее  важных педагогических условий,  отнесли следующие:

 

 связная речь детей  старшего дошкольного возраста  будет развиваться более успешно  при использовании эффективных  методов, приёмов, средств, которые  могут способствовать возникновению  мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям  по обучению рассказыванию.

 

 По нашему мнению  данные условия будут способствовать  развитию связности речи и  повышению общей речевой деятельности  в целом.

 

 

Глава 2. Экспериментальная  методика по обучению рассказыванию  как методу формирования связной  монологической речи

 

 

2.1 Обследование связной  монологической речи у детей  старшего дошкольного возраста

 

 

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет  важнейшее значение в системе  работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей  ролью связной речи в обучении дошкольников.

 

Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.

 

В исследовании приняли участие  десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной  группы.

 

Целью констатирующего этапа  исследования было выявить уровень  связной монологической речи детей  старшего дошкольного возраста.

 

Задачи констатирующего  эксперимента:

 

1) определить критерии  сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;

 

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

 

3)провести диагностику  уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.

 

 Для определения уровня  сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].

 

 При обследовании монологической  речи повествовательного типа:

 

Умеет ли ребенок выстроить  правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.

 

Способен ли вычленить  главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?

 

Может ли доказать правильность своей логики (через собственный  рассказ).

 

Выявление умения ребенка  ориентироваться в структуре  повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец  произведения.

 

 При обследовании монологической  речи описательного типа:

 

Умеет ли ребенок определять объект речи.

 

Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется  в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам:

 

1-я группа – внешние  (телесные) признаки: качества и свойства;

 

 2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).

 

 С целью изучения  особенности формирования связной  монологической речи у детей  седьмого года жизни мы использовали  следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].

 

Методика 1.

 

 Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.

 

 Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).

 

 Проведение обследования: обследование включает в себя  два этапа.

 

 Первый этап.

 

Педагог выкладывает перед  ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки  перепутались, но в них спрятался  рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой  развивались события в рассказе».

 

 Фиксируется, в какой  последовательности ребенок выложил  картинки (по номерам картинок).

 

Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»

 

 Ответ ребенка коротко  записывается; обращается внимание  на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»).

 

Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.

 

 Рассказ дословно записывается  в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка.

 

 Анализ результата.

 

 Второй этап.

 

 Предварительно воспитатель  знакомит всех детей со сказкой  «Курочка, мышка и тетерев». Далее  обследование проводится в индивидуальной  форме.

 

 Педагог интересуется, помнит ли ребенок сказку. Предлагает:

 

Пересказать начало сказки («У этой сказки есть начало.Расскажи его»);

 

Перечислить события средней  части («Перечисли все события в  середине сказки»);

 

Пересказать конец сказки («Расскажи конец сказки»).

 

 Примечание. Если ребенок  увлекается пересказом (рассказывает  все от начала до конца), то  надо выслушать его и попросить  повторить задание («Повтори, о  чем я тебя просила»).

 

 Анализ результата.

 

 Если ребенок правильно  повторяет задание педагога, то  воспитатель интересуется: «Ты считаешь, что выполнил задание?» В случае  утвердительного ответа ребенка  ставится « 1балл ».

 

 Если ребенок не  может повторить задание педагога, то воспитатель дает установку  во второй раз и предоставляет  ребенку еще одну возможность  выполнить задание.

 

Методика 2.

 

 Цель: изучение особенностей  описательных высказываний.

 

 Оборудование: две картинки: с изображением робота и куклы  (малыша с соской и бутылочкой).

 

 Проведение обследования: Педагог предлагает детям две  картинки на выбор: с изображением  робота и куклы. Предлагает  описать картинку.

 

 В дополнительных наблюдениях  фиксируется интерес ребенка  к описанию объекта; внеречевые  реакции, замена слов показом,  тяготение к повествовательному  высказыванию.

 

 Описания детей записываются  с последующим анализом.

 

 

2.2 Результаты констатирующего  эксперимента

 

 

 По результатам изучения развития связной речи у детей седьмого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе в зависимости от общего количества баллов установлено было три уровня умений.

 

Результаты диагностики  представлены в Таблице 2 (приложение), где 

 

 Высокий уровень –  3 балла

 

 Средний уровень –  2 балла

 

 Низкий уровень –  1 балл

 

Схема оценки уровней выполнения заданий (Таблица 1, приложение).

 

 Количественный анализ  результатов констатирующего этапа исследования формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни представлен в таблице № 2 (приложение).

 

 Данные таблицы свидетельствуют  о примерной равноценности состава  групп. В контрольной и экспериментальной  группах соотношение между детьми по уровню развития связной речи детей примерно одинаково.

 

Для детей обеих групп  сложным оказалось задание по методике 1 (первый, второй этап), которое  выполнено на низком уровне.

 

В процентном соотношении  уровни развития связной речи детей  в контрольной и экспериментальной  группах представлены в Таблице 3 (приложение). Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень развития связной речи на десять процентов выше, что впрочем, не играет особой роли.

 

Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1, приложение), поэтому можно считать, что при  прочих равных условиях на начальном  этапе формирования эксперимента уровень  развития детей в контрольной  и экспериментальной группах  был приблизительно одинаков.

 

 

Глава 3. Формирующий эксперимент

 

 Экспериментальная работа  по обучению рассказыванию 

 

Давно установлено, что к  старшему дошкольному возрасту проявляются  существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш  опыт педагогической деятельности. Главной  задачей развития связной речи ребёнка  в данном возрасте является совершенствование  монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой  деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений (с  ориентировкой в структуре текста), а также сочинение рассказов  по картине, и серии сюжетных картинок.

 

Все вышеназванные виды речевой  деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

 

Обычно занятие по составлению  рассказа начинается с внесения картины  или картинок, их рассматривания, загадке  о том, что изображено. Нами давно  замечено, что если занятие начинается таким образом, то дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия наблюдается низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности. Это не значит, что хорошо продуманная первая часть занятия - залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т.к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.

 

 

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей  методических приёмов, средств, которые  могут способствовать возникновению  мотивации и появлению интереса у воспитанников к данному  виду речевой деятельности.

 

 Главное к чему мы  стремились, разрабатывая методику  формирующего этапа эксперимента - обучить детей новым речевым  формам, способствовать формированию  эталонов, образцов, правил данной  деятельности. Чтобы обучение связной  речи носило осознанный характер, необходимо использовать различные  методы, приёмы, средства, которые будут  способствовать появлению мотивации  речевой деятельности и интереса  к занятиям по обучению рассказыванию.

 

 Ребёнку будет легче  излагать свои мысли и в  повседневной жизни, и при обучении  в школе, если он специально  обучается этому в занимательной,  интересной форме под руководством  взрослого. Поэтому занятия разрабатывались  нами с учётом бесспорной аксиомы,  что создание интереса к занятию  с самых его первых минут  и поддержание интереса на  всём его протяжении - залог успешного  результата деятельности всех  её участников.

Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию