Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
А.М. Бородич считает, что развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими. Речь развивается параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны друг с другом [3].
Как отмечает А.М. Леушина, к двум годам речь ребенка становится основным средством общения его с окружающими, т. е. начинает формироваться ее коммуникативная функция. Но речь ребенка отрывна, экспрессивна и по своему характеру ситуативна. Заметно растет словарь, который к двум годам достигает 200 слов. Развивается понимание речи, а также речь частично регулирует поведение ребенка (он адекватно реагирует на слова «можно», «нельзя»).
В период от двух
до трех лет у ребенка резко
увеличивается словарный запас,
О.С. Ушакова, Е.А.
Смирнова и др. в своих исследованиях
отмечают, что детям трех лет,
доступна простая форма
По данным М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой и др. в среднем
дошкольном возрасте речь
Исследования Ф.А. Сохина,
О.С. Ушаковой и др. показывают,
что у детей старшего
Важным итогом развития
связной речи дошкольников
Таким образом, особенности
развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста
позволили нам определить
- пользование в зависимости
от контекста, краткой или
-активное пользование
разными способами связи слов
внутри предложения, между
-умение самостоятельно
составлять разные типы
-умение самостоятельно
пересказывать и сочинять
Исследования Т.Н. Дороновой, Е.А. Тихеевой и др. показывают, что умение связно говорить, осознавать речь и ее строение, возможно в процессе серьезной работы, создавая при этом определенные условия обучения [25].
На основании вышесказанного,
мы пришли к выводу о том,
что для развития связной речи
необходимы определенные
1.3 Педагогические условия развития связной речи
В философском словаре
условие рассматривается как
«категория», выражающая
В педагогическом словаре
условия определены как «
Развитие, в философском
словаре рассматривается как
изменение, представляющее
О.С. Ушакова считает,
что овладение связной
З.А. Репина, ссылаясь
на исследования Л.С.
В педагогическом словаре
семантическое поле
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия считают, что наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если человек забыл слово и оно как бы находится «на кончике языке», он ищет его среди «семантического поля» [18].
Из сказанного следует,
что слова в норме
- по типу противопоставлений (парадигм);
- определенными «семантическими полями».
Авторы, отмечают, что «семантическое поле» строится на основе анализа результатов парагматических ассоциат. Все типы ассоциат делятся на смысловые и несмысловые. К несмысловым относятся случайные и звуковые, а остальные относятся к смысловым [18].
Ребенок не способен
сразу смоделировать объемное
«семантическое поле». Оно
Одновременно с расширением
«семантического поля»
Существование «
Исследователями установлено, что характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со взрослым или сверстниками. Доказано (А.Г.Рузская, А.Э.Рейнстейн и др.), что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнером, в общении с которым дети как бы апробируют все присвоенное ими в общении со взрослыми [19].
Речь возникает из
потребности высказаться, а
Учить ребенка рассказывать
- это значит формировать его
связную речь. Эта задача входит
как составная в общую задачу
развития речи детей
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение» [24].
Известно, что процесс
развития речи у детей
Но при этом эффективность
педагогического воздействия
Специально организованное
воздействие–это рассказы
- о некоторых событиях прошедшей недели;
- о взрослых, когда они были еще детьми;
- о самих детях;
- о книгах, которые предстоит прочитать;
- об очень интересных фактах и наблюдениях.
Т.Н. Доронова, М.М. Алексеева считают целесообразными рассказы о книгах, которые предстоит прочитать детям. Авторы советуют для начала подготовить детей к восприятию книги: спросить, что детям известно о героях книги, которую наметили прочитать, в каких сказках или произведениях о них уже рассказано. Выслушав детей, следует сообщить, что вам известно о новой книге с необычным названием и интересными историями. На следующий день стоит вернуться к этому разговору, сказать детям, что прочли главу из этой книги и пересказать ее детям. «А дальше? Что случилось с героем?» - будут спрашивать дети, и это очень хорошо. Дети будут ждать встречи с героями, и это поможет им лучше понять и запомнить произведение [8].
Рассказы об интересных
фактах и наблюдениях, по
Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей.
Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию