Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент.
Сравнительный анализ
Заключение
Список литературы
Введение
Овладение родным языком
является одним из важных
В современном дошкольном
образовании речь рассматривается
как одна из основ воспитания и
обучения детей, так как от уровня
овладения связной речью
Под связной речью мы понимаем
развернутое изложение
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
При определении актуальности
мы исходили из конкретного опыта
работы специалистов дошкольного образования,
анализа психолого-
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов:
социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
необходимостью
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.
Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам, и интенсивно разрабатывается как российскими, так и зарубежными специалистами.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования –
связная речь детей старшего дошкольного
возраста будет развиваться более
успешно при использовании
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы
в психолого-педагогической
2. Проанализировать особенности
связной речи детей
3. Определить критерии и выявить уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4.Выявить и экспериментально
проверить условия развития
5. Подобрать наиболее
эффективные методы, приёмы, средства,
способствующие создать
Методологическая основа и теоретическая база исследования основывается на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина.
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
педагогический эксперимент;
сравнительный анализ обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой нашего исследования является МДОУ №34 детский сад «Русская сказка» города Смоленска.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Апробация и адаптация результатов исследования осуществлялась в МДОУ №34 детский сад «Русская сказка» города Смоленска.
Структура реферата состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Глава 1 Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.
А.Н. Гвоздев в своем
уникальном исследовании «Вопросы изучения
детской речи» (1961) предлагает обратиться
к условному эталону
На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей А.Н. Гвоздев выделил три основных периода становления детской речи [7].
Первый период: от 1 года 3мес. до 1года 10мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются [Cхема 1].
Анализ первых отдельных слов при нормальном развитии речи показывает, что первые 3-5 слов ребенка по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого: мама, папа, баба, ам, бух. Набор этих слов относительно одинаков у всех детей.
Факты первых словесных проявлений
ребенка показывают, что лепечущий
ребенок первоначально «
Первые речевые реакции
связываются с определенным
Овладев минимумом скоординированных артикуляционных укладов, дети обходятся набором тех звуков, которые сумели приобрести согласно своим речедвигательным возможностям. Переход от простого имитирования звуков к репродуцированию слов открывает возможности к накоплению нового словарного запаса и переводит ребенка из категории детей неговорящих в категорию плохо говорящих. В речи детей допускаются пропуски слогов в словах, имеется целый ряд слов, которые искажаются («яба»-яблоко, «мако»-молоко и т. п.).
А.Н. Гвоздев отмечает, что
период развития, в течение которого
ребенок пользуется только отдельными
словами, без объединения их в
двухсловное аморфное предложение,
называется периодом однословного предложения.
Однословное предложение –
При нормальном развитии
этот период господствует в
речи ребенка в течение
Чем меньше слов
в лексиконе ребенка, тем
Первый шаг в речевом
развитии состоит в том, что
ребенок в одном высказывании
объединяет два, а затем три
слова. Эти первые
Характерной чертой
этого периода является то, что
ребенок совершенно не
Слова, употребляемые
детьми в первоначальных
Так, дети в течение
какого-то времени не замечают
изменчивости конца родного
Употребление форм
слов в том виде, в каком
они были извлечены из речи
окружающих, и комбинирование этих
слов с другими такими же
словами своего лексикона –
основная закономерность
Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию