Обучение детей творческому рассказыванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогические условия развития связной речи
Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи.
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик 1.docx

— 70.26 Кб (Скачать)

 

 В этот период развития  речи имеет место элизия (пропуск)  слогов, отсутствуют многие артикуляционные  уклады, наблюдаются пропуски и  замещения звуков. Общее количество слов в экспрессивной речи нормально развивающегося ребенка не превышает 100 единиц.

 

 Второй период становления  детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической  структуры предложения, связанный  с формированием грамматических  категорий и их внешнего выражения  [Cхема 1].

 

 А.Н. Гвоздев отмечает, что на данном этапе дети  начинают замечать технику связи  слов в предложении. В их  речи появляются первые случаи  словоизменения. В зависимости от  синтаксической конструкции высказывания  ребенок начинает грамматически  по-разному оформлять одно и  то же слово, например это  кис-а, но дай кис-у и т.п. Одна и та же лексическая основа слова начинает оформляться ребенком с помощью разных флексийных элементов [7].

 

 Так, у существительных  появляются различные падежные  окончания и суффиксы уменьшительности  и ласкательности, у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет).

 

 По мнению А.Н. Гвоздева, первые грамматические элементы, которые начинают употреблять дети соотносятся с ограниченным числом ситуаций, а именно: с переходностью действия на предмет, местом действия, иногда его орудийностью и др.

 

 В этом периоде обнаружена  интересная закономерность в  развитии детской речи, которая  состоит в том, что одновременно  с появлением грамматической  изменяемости слов, дети перестают  использовать в речи слова-звукоподражания  («ам-ам», «би-би» и т.п.), которыми до того активно пользовались.

 

 При нормальном развитии  речи процесс вычленения ребенком  морфологических элементов в  воспринимаемом им языковом материале  имеет характер резкого скачка. По данным А.Н. Гвоздева, вычленение  морфологических элементов слов  осуществляется в возрасте 1года 10 месяцев-2 лет одномоментно у многих разрядов слов. Однако общий лексикон невелик: в разряде существительных чуть более 100 слов, в разряде глаголов – 50, а в разряде прилагательных не более 25 слов.

 

 Период усвоения грамматической  структуры предложения А.Н. Гвоздев  разделил на три этапа:

 

 Первый этап, когда  в речи ребенка появляются  грамматически правильно оформленные  предложения типа именительный  падеж + согласованный глагол  в изъявительном наклонении настоящего  времени, с правильным оформлением  конца слова (мама спит, сидит,  стоит и т.п.), при том, что остальные слова аграмматичны. Этот этап назван А.Н. Гвоздевым «Первые формы слов» и длится он от 1г. 10мес. до 2г. 1мес. На данном этапе расширяется объем предложения до 3-4 слов, начинает устанавливаться грамматическая связь между словами, согласование между подлежащим и сказуемым, развивается подчинение глаголу. С двух лет появляются прилагательные, но без согласования с существительными, чаще в именительном падеже единственного числа мужского и женского рода, а также наречия и местоимения.

 

 Второй этап, при котором  ребенок широко пользуется словами  с правильным и неправильным  оформлением концов слов, владеет  конструкциями типа: именительный  падеж + согласованный глагол, однако  в его речи полностью отсутствуют  правильно оформленные предложные  конструкции, назван этапом «Усвоения  флексийной системы языка», который длится от 2г. 1мес. до 2г.3мес. Данный этап характеризуется дальнейшим ростом простого предложения до 5-8 слов, появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, а затем и с союзами. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания существительных в единственном числе: -у, -е, -а, -ом, во множественном числе –ы. Разграничивается настоящее и прошедшее время глаголов. Увеличивается число прилагательных, наречий, личные местоимения усвоены. Появляются предлоги – в, на, у, с. Союзы – тогда, то, и, когда, потому что.

 

 Третий этап, при котором  языковое развитие детей, владеющих  фразовой речью и умеющих в  некоторых случаях строить предложные  конструкции с правильным оформлением  флексий и предлогов, назван  этапом «Усвоения служебных частей  речи», его продолжительность  составляет 2г.3мес – 3г. На данном  этапе происходит развитие сложного  предложения, появляются сложноподчиненные  предложения, усваиваются служебные  слова. К 3 годам усвоен в  основных чертах грамматический  строй родного языка. Дальнейший  темп его формирования замедляется  [7].

 

 По мнению Н.С. Жуковой, усвоенной грамматическая форма речи считается:

 

- если она употребляется  в разных по значению словах: дай кукл-у, машин-у, ест каш-у;

 

- если у произнесенных  ребенком слов есть еще и  другие, по крайней мере две формы этого слова: это кукл-а, дай кукл-у, нет кукл-ы;

 

- если имеются случаи  образования по аналогии [13].

 

 Возникновение способности  самостоятельно правильно по  смыслу употреблять целый ряд  лексических и грамматических  элементов слов является крупнейшим  переломным моментом в развитии  детской речи, обеспечивающим динамичное  усвоение синтаксической и морфологической  структуры родного языка.

 

 Третий период становления  детской речи: от 3 до 7 лет. Это  период усвоения морфологической  системы языка [Cхема 1].

 

 А.Н. Гвоздев отмечает, что к данному периоду относится  речь более продвинутых детей  [7]

 

 До данного периода  детская речь изобилует грамматическими  неточностями, которые свидетельствуют  об оригинальном, неиммитированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становится устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация. Происходит использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных, образование глаголов от других частей речи, усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах, употребляется одно деепричастие (сидя), предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

 

 Таким образом, последовательность, с которой осуществляется овладение  типами предложений, способами  связей слов внутри них, слоговой  структурой слов, протекает в  русле закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи как сложный многообразный и системный процесс [13].

 

 Изучение закономерностей  развития речи детей позволило  нам определить, что на конкретном  возрастном этапе только начинает  формироваться, что уже достаточно  сформировано, и каких лексико-грамматических  проявлений вообще не стоит  ожидать в ближайшее время.

 

 

 Кроме того, знание  закономерностей развития детской  речи, позволит нам установить  процесс формирования связной  речи детей старшего дошкольного  возраста и выявить условия  развития связной речи в старшем  дошкольном возрасте.

 

 Особенности развития  связной речи детей дошкольного  возраста 

 

 Прежде чем приступить  к рассмотрению особенностей  формирования связной речи детей  дошкольного возраста, обратимся  к анализу литературных источников  и попытаемся собрать возможный  спектр определений связной речи.

 

 С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека [2].

 

 А.М. Бородич считает, что связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей [3].

 

 Согласно исследованиям,  Л.С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [5].

 

 По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком  смысле слова следует понимать  любую единицу речи, составные  языковые компоненты которой  (знаменательные и служебные слова,  словосочетания) представляют собой  организованное по законам логики  и грамматического строя данного  языка единое целое [29].

 

 Как отмечает О.С.  Ушакова, связная речь – это  речь, которая требует обязательного  развития таких качеств, как  связность, целостность, которые  тесно связаны между собой  и характеризуются коммуникативной  направленностью, логикой изложения,  структурой, а также определенной  организацией языковых средств  [27].

 

 Взгляд на проблему  связной речи в том виде, как  она представлена в литературе, дает нам основание говорить, что от уровня овладения связной  речью во многом будет зависеть  успешное обучение ребенка в  школе, умение общаться и адаптироваться  к условиям жизни. Так как  в ряде педагогических концепций  основу связной речи составляет  интеллектуальная деятельность  передачи или приема сформированной  и сформулированной мысли, направленной  на удовлетворение коммуникативно-познавательных  потребностей людей в ходе  общения.

 

 Существуют две формы  связной речи – диалогическая  и монологическая. Каждая из них  имеет свои особенности.

 

 Л.П. Якубинский считает, что диалог – это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени кратки [32].

 

 О.С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является  первичной естественной по происхождению  формой языкового общения. Она  состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет  мимика, жесты, интонация, которые  могут изменять значение слова.  Диалог характеризуется сменой  высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией [27].

 

 По мнению А.Р. Лурия диалог, как форма речи, состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь [29].

 

 О.С. Ушакова считает  владение связной монологической  речью высшим достижением речевого  воспитания дошкольников. Монолог по мнению автора вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической [27].

 

 А.А Леонтьев, сопоставляя  особенности диалогической и  монологической речи, раскрывает  особенности последней и отмечает  такие ее черты. Монологическая  речь – это относительно развернутый  вид речи, так как мы вынуждены  не только назвать предмет,  но и описать его. Монологическая  речь является активным и произвольным  видом речи (говорящий должен  иметь содержание и уметь в  порядке произвольного акта построить  на основе внеречевого содержания  свое высказывание). Наконец, А.А.Леонтьев  отмечает, что это организованный  вид речи (каждое высказывание  говорящий заранее планирует  или программирует). Поэтому, подчеркивает  ученый, эти особенности монологической  речи показывают, что она требует  специального речевого воспитания [28].

 

 Поскольку монологическая  речь более сложная, чем диалогическая,  то именно эта форма речи  будет подвержена в нашем исследовании  наиболее детальному изучению.

 

 О.А. Нечаева, Л.А.  Долгова и др. выделяют ряд  разновидностей устной монологической  речи или «функционально-смысловые»  типы. В старшем дошкольном возрасте  основными видами, в которых осуществляется  монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждение  [29].

 

 Описание – это  специальный текст, который начинается  с общего определения и названия  предмета или объекта; затем  идет перечисление признаков,  свойств, качеств, действий; завершает  описание итоговая фраза, дающая  оценку предмету или высказывающая  отношение к нему. Описание отличается  статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять  местами его компоненты. Обучение  построению текстов-описаний поможет  сформировать у детей элементарные  представления о структуре и  функциях описательного текста.

 

 Повествование – сообщение  о фактах, находящихся в отношениях  логической последовательности. В  повествовании сообщается о каком-либо  событии, которое развивается  во времени, содержит «динамику». Структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

 

 Рассуждение – особый  вид высказывания, отражающий причинно-следственную  связь каких-либо явлений (фактов). В структуру монолога-рассуждения  входят: тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения  и вывод, который из него  следует. В таком виде высказывания  у детей развиваются умения  рассуждать, логически мыслить, объяснять,  доказывать, делать выводы, обобщать  высказанное.

 

 Приведенные виды высказываний  могут встречаться в связанных  текстах дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование и наоборот [28].

 

 Особенности развития  связной речи детей дошкольного  возраста рассматриваются в трудах  О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А.  Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.

Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию