Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:14, курсовая работа
Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить возможности развития связной речи в процессе обучения рассказыванию по картине. Задачи:
Изучить и проанализировать специальную и методическую литературу по проблеме обучение детей старшего дошкольного возраста рассказывание по картине.
Выявить особенности составления детьми рассказов по картине.
Разработать рекомендации по обучению детей составлению рассказов по картине.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ ………………………………..….5
1.1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..5
1.2. Особенности восприятия детьми картины……….............................11
1.3 Методика обучения детей рассказыванию по картине………...…..17
Выводы по первой главе …………………………………………………23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ …………………………………...………………………….25
2.1. Цель методика и анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………………………………………………...25
2.2. Рекомендации для педагогов по обучению детей рассказыванию по картине…………………………………………………………………….29
Выводы по второй главе …………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………41
На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж" дети соревнуются в подборе слов на тему "Лес". В противоположной стороне группы стоят две корзинки для каждой из команд. На каждое слово участники опускают жетоны в них. В данном случае соревновательный мотив стимулирует детей справиться с заданием на "отлично". Им важно вспомнить как можно больше слов и вывести свою команду вперёд. По окончании соревнования подсчитываются жетоны, и выясняется, какая команда вспомнила больше слов на заданную тему.
Таким образом, создавая
по ходу занятий мотивацию
По ходу выполнения основной
части занятия считается
Всем известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, повадки, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показывают, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.
Бесспорно, что работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.
Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение данных разделов развития речи.
Игры и задания должны быть подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать "тренировочными" упражнениями.
Например, при составлении рассказа по картине "Верблюды" при рассматривании картины использовались упражнения "Я начинаю - вы продолжаете". В данном упражнении дети упражняются в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляют подобные образцы в составлении собственных рассказов.
На этом же занятии дети могут поиграть в игру "Волшебная цепочка". Её смысл заключается в том, что воспитатель говорит несколько коротких предложений. Например, "На картине изображена верблюдица". Кто-то из детей должен дополнить предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавляет ещё одно слово, и, таким образом удлиняя предложение ещё на одно слово. Получается примерная цепочка: "На картине изображена большая горбатая длинноногая мощная верблюдица".
При рассматривании всех картин детям предлагается задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению.
Для того, чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, предлагаются разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по "цепочке", и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учатся составлять рассказы в разных вариантах, получают немалый положительный опыт, который помогает им формировать речевые умения и навыки.
В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигается требование построить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Сочинения детей стали более стройными, развёрнутыми, законченными.
В процессе занятий можно использовать ещё один приём, который стимулирует речевую деятельность детей. Перед тем, как дети начнут составлять рассказы, дать им установку - использовать в рассказах слова и выражения, которые они употребляют в ходе "тренировочных" упражнений. Данный приём позволит детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество рассказов.
В заключительную часть занятия можно включить развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как "Тихое эхо", "Умное эхо", "Какая команда больше нарисует кошек", "Чья команда быстрее соберёт такую же картинку", "Тренировка памяти" и др.
Вышеназванные игры и
упражнения очень нравятся детям, вызывают
у них чувство здорового
Таким образом, можно сказать, что начало занятия должно создавать интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.
Большое внимание уделяется не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий часто используются соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.
Таким образом, создавая
по ходу занятий мотивацию
По ходу выполнения основной части занятия считается необходимым сосредотачивать внимание детей на словарной работе, обогащении словаря, формировании грамматически правильной речи.
Всем известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, повадки, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показывают, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.
Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение данных разделов развития речи.
Игры и задания должны быть подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность.
Выводы по второй главе
Выбрав диагностику Т.В. Кабановой и О.В. Домниной, мы проанализировали и раскрыли её содержание, этапы исследования [34].
1. Диагностика на этапе констатирующего эксперимента предусматривала решение следующих задач:
Для проведения диагностики детям была предложена серия сюжетных картинок «Прогулка в лес» с помощью, которой, в процессе эксперимента, выявлялись уровни развития умений рассказывания у детей экспериментальной группы.
Из данной таблицы видно, что у детей экспериментальной группы навыки рассказывания по серии сюжетных картин развиты на достаточно низком уровне. Дети затруднились в лексико-грамматическом оформлении рассказов, не все из детей смогли самостоятельно справиться с заданием.
Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности умений составлять рассказ по серии сюжетных картин у детей средней группы детского сада, лишь 10% т.е. 1 человек справился с диагностическим заданием показав высокий уровень умений и навыков, 30% - 3 чел, показали средние результаты, 60 % - 6 человек из экспериментальной группы показали низкие результаты.
2. Для того чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине необходимо, чтобы начало занятия создавало интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.
Большое внимание уделяется не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий часто используются соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.
Таким образом, создавая
по ходу занятий мотивацию деятельности
По ходу выполнения основной
части занятия считается
Всем известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Наблюдения за детьми в процессе занятий показывают, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.
Бесспорно, что работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить нормы речи.
Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение данных разделов развития речи.
Игры и задания должны быть подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.
2. Из таблицы 1 видно, что у детей экспериментальной группы навыки рассказывания по серии сюжетных картин развиты на достаточно низком уровне. Дети затруднились в описании иллюстрации по сказке «Теремок».
Для того, чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по иллюстрации, мы предлагаем следующие рекомендации.
3. При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Данные занятия расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположном значением, учат правильно и грамотно строить предложения.
На занятиях с использованием серии сюжетных картин детей правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствии грамотного построения монолога.
Для того чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине необходимо, чтобы начало занятия создавало интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.
Большое внимание уделяется не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий часто используются соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.
Таким образом, создавая
по ходу занятий мотивацию
По ходу выполнения основной
части занятия считается
Работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.
Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по сюжетной картине