Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:14, курсовая работа
Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить возможности развития связной речи в процессе обучения рассказыванию по картине. Задачи:
Изучить и проанализировать специальную и методическую литературу по проблеме обучение детей старшего дошкольного возраста рассказывание по картине.
Выявить особенности составления детьми рассказов по картине.
Разработать рекомендации по обучению детей составлению рассказов по картине.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ ………………………………..….5
1.1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..5
1.2. Особенности восприятия детьми картины……….............................11
1.3 Методика обучения детей рассказыванию по картине………...…..17
Выводы по первой главе …………………………………………………23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ …………………………………...………………………….25
2.1. Цель методика и анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………………………………………………...25
2.2. Рекомендации для педагогов по обучению детей рассказыванию по картине…………………………………………………………………….29
Выводы по второй главе …………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………41
Для проверки детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине, была проведена диагностика на базе МБДОУ детского сада № 32 в старшей – подготовительной группе. Из всей группы были выделены 10 человек по 5-6 лет [34].
Диагностика на этапе констатирующего эксперимента предусматривала решение следующих задач:
Для проведения диагностики детям была предложена серия сюжетных картинок с помощью, которой, в процессе эксперимента, выявлялись уровни развития умений рассказывания у детей экспериментальной группы.
Диагностические критерии состоят из трех компонентов: оценка смысловой ценности, оценка лексико-грамматического оформления, оценка самостоятельности выполнения задания. За каждый компонент выставляется от 0 до 5 баллов по пятибалльной системе.
Для удобства обработки данных мы выделили следующие уровни:
Приведем расшифровку каждого критерия:
Высокий уровень. Рассказ диагностируемого соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, располагается в правильной последовательности. Рассказ оформлен грамматически правильно. Ребенок самостоятельно подбирает и располагает картинки.
Средний уровень. Ребенок допускает незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Рассказ составлен без ошибок, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов. Картинки располагаются со стимулирующей помощью.
Низкий. В ответах ребенка
наблюдается выпадение смысловы
Данное диагностическое обследование помогает увидеть, на сколько развито умение детей составлять рассказы по серии сюжетных картин, и какие затруднения у них вызывают те или иные задания связанные составлением рассказа.
Диагностическое обследование
проводилось посредством
Данные, полученные в ходе диагностики, были обработаны и внесены в таблицу.
№ п/п |
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
Количество |
Уровень |
1 |
Катя А. |
1 |
3 |
2 |
6 |
Н |
2 |
Лиза О. |
2 |
2 |
4 |
8 |
Н |
3 |
Юра Б. |
3 |
3 |
4 |
10 |
С |
4 |
Денис Н |
2 |
4 |
3 |
9 |
Н |
5 |
Аня Е. |
2 |
3 |
2 |
7 |
Н |
6 |
Алина М. |
5 |
4 |
4 |
13 |
В |
7 |
Слава Б. |
4 |
3 |
4 |
11 |
С |
8 |
Ирина П. |
4 |
3 |
2 |
9 |
Н |
9 |
Никита Л. |
4 |
2 |
3 |
9 |
Н |
10 |
Миша Ч. |
4 |
3 |
3 |
10 |
С |
Высокий |
10% | |||||
Средний |
30% | |||||
Низкий |
60% |
Из данной таблицы видно, что у детей экспериментальной группы навыки рассказывания по серии сюжетных картин развиты на достаточно низком уровне. Дети затруднились в описании иллюстрации по сказке «Теремок», они говорили:
По результатам
Диаграмма уровня развития речи детей
старшего дошкольного возраста в рассказывании
по картине.
Диаграмма общего уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста в рассказывании по картине.
Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности умений составлять рассказ по серии сюжетных картин у детей старшей группы детского сада, лишь 10%, т.е. 1 человек справился с диагностическим заданием показав высокий уровень умений и навыков, 30% - 3 чел, показали средние результаты, 60 % - 6 человек из экспериментальной группы показали низкие результаты.
Анализ результатов
констатирующего эксперимента говорит
о необходимости
Анализ литературы убеждает, что данные умения и навыки целесообразно формировать в процессе целенаправленной деятельности, используя различные методы и приемы.
2.2. Рекомендации для педагогов по обучению детей рассказыванию по картине
Для того, чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине необходимо соблюдать следующие правила:
Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить на занятиях со всей группой, так и в свободной форме при рассматривании ребенком иллюстраций в книгах, журналах, различных коробок (от настольных игр). Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит "Игротека" - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.
Поскольку задача не только в обучении детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, то важно сосредоточить внимание на всех частях занятия.
Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности.
Главное обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия с самых первых минут должно быть интересным и поддержание его на протяжении всего времени.
Например, на занятии по составлению рассказов по картине "Кошка с котятами" детям сообщается, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадываются каждому ребёнку на ушко.
В итоге у всех детей
на рисунках получается изображение
кошки. Детей такое начало заинтерисовывает,
поэтому они легко, с интересом
включаются в работу по рассматриванию
картины и составлению
На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок "Медвежонок на прогулке" также сообщается, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняют задание, т. к. они заинтригованы, им интересно справиться с подобным заданием. Далее детям предоставляются картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжается.
На занятии по составлению рассказа по картине "Кролики " детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно выполнить следующее задание. Им предлагается отгадать загадку, но не простую, а в которой "всё наоборот". То есть дети должны, проанализировать заданную фразу, подобрать к отельным её словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.
Как видно из выше предложенного, везде один результат: начало занятия создаёт интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.
Большое внимание уделяется не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий часто используются соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.
На занятии по составлению рассказа по серии сюжетных картинок "Как Миша варежку потерял" детям предлагается игра "Послушай и запомни". Читается рассказ о зиме. Мотивация следующая: по окончании его прослушивания необходимо вспомнить все слова на тему "Зима", которые встречались в данном рассказе, и на каждое слово положить в корзинку фишку-ёлочку. По окончании выполнения задания дети подсчитывали фишки. Создание ситуации необходимости совместного выполнения задания "спровоцирует" у детей интерес на достижение результата, на принятие в последующем цели речевой деятельности.
На занятии по придумыванию рассказов по серии сюжетных картинок "Как подружки котёнка спасли" детям предлагается разделиться на две команды и выполнить задание, как можно лучше, т. к. получившиеся рассказы записываются, затем их обсуждают с ребятами, потом вывешиваются в родительском уголке. Здесь используется как соревновательный мотив, так и семантический. Детям данного возраста свойственно обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности.
Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по сюжетной картине