Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по сюжетной картине

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить возможности развития связной речи в процессе обучения рассказыванию по картине. Задачи:
Изучить и проанализировать специальную и методическую литературу по проблеме обучение детей старшего дошкольного возраста рассказывание по картине.
Выявить особенности составления детьми рассказов по картине.
Разработать рекомендации по обучению детей составлению рассказов по картине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ ………………………………..….5
1.1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..5
1.2. Особенности восприятия детьми картины……….............................11
1.3 Методика обучения детей рассказыванию по картине………...…..17
Выводы по первой главе …………………………………………………23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ …………………………………...………………………….25
2.1. Цель методика и анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………………………………………………...25
2.2. Рекомендации для педагогов по обучению детей рассказыванию по картине…………………………………………………………………….29
Выводы по второй главе …………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

В литературе выделяет следующие виды рассказов по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. В старшем дошкольном возрасте дети могут составить рассказ по картине, но часто путают окончания слов, предложения не связные и короткие, нарушают последовательность. Поэтому им необходимо задавать вопросы, которые будут направлять их, к составлению рассказа, поправлять ошибки.

Основные задачи воспитателя  в работе со старшим дошкольным возрастом по составлению рассказа по сюжетной картине являются: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) [20].

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться  разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы. Цель ее — выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, что обусловливает необходимость продуманного и целесообразного их отбора. Обращенные к детям вопросы должны быть легко понятыми, а ответы на них не вызывать затруднении. Их последовательность должна обеспечивать целостность восприятия.

Иногда вопроса недостаточно, для того чтобы ребенок точно  охарактеризовал качество, действие. Тогда необходимы уточнение, совет, подсказ педагога. Он добивается того, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами и свойствами, говорили развернутыми предложениями.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности  речи. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. Обобщающие высказывания педагога являются образцом ответа на вопрос, образцом построения предложения.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно  использовать и художественное произведение.

В младшей группе особенно важно  использовать разнообразные игровые  приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошке и т. д.

Если картина правильно отражает признаки домашнего животного, педагог  может связать ее рассматривание с показом игрушки. Это можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними). Воспитатель задает ребятам вопросы, закрепляющие полученные знания о данном животном. Этот прием эмоционально переключает их внимание, побуждает к новым высказываниям.

Можно выделить следующие характерные  особенности занятий по картине  с детьми младшего дошкольного возраста: а) чередование хоровых и индивидуальных ответов; б) обязательное наличие эмоциональных  и игровых приемов; в) использование литературных и художественных вставок.

Первые картины для детей  младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка  или знакомые предметы домашнего  обихода), домашних животных, несложные  сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе уже становится возможным подведение детей к  составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

Затем можно перейти к рассказыванию  по образцу. В средней группе образец дается для копирования.

В конце года, если дети научились  рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к  самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель может дать образец  рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой.

В среднем дошкольном возрасте можно  подводить детей к составлению  рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

Когда дети научатся составлять небольшие  рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах  и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно  перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии. Формирующееся при этом умение составить рассказ по готовой канве (в картинках дана последовательность действий и вся ситуация от начала до конца) помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

В старшем дошкольном возрасте в  связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные  задачи, зависящие от содержания картины: 1) учить детей правильно понимать содержание картины; 2) воспитывать  чувства (конкретно планируется  в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.; 3) учить составлять связный рассказ по картине; 4) активизировать и расширять словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить). В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

К рассказам детей старшего дошкольного  возраста предъявляются большие  требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).

Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного  его выполнения. Руководящая роль воспитателя при этом очень велика — он помогает понять и правильно выполнить задание.

Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более  высокую ступень развития умения рассказывать. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему: Используются литературные образцы.

Образец чаще всего касается части  картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность высказаться об остальном. На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

В группах старшего дошкольного  возраста используются все виды рассказов  по картине: описательный рассказ по предметной, пейзажной и сюжетной картинам и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок, где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.

Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению  повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках.

Четко сформулированное задание побуждает творчески  выполнить его. Очень важно учить  детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

При рассмотрении методики Т.А Сидорчук и А.Б. Кузнецовой, мы выяснили, что к организации рассказыванию по картине предъявляются следующие требования:

1. Работы по обучению  детей творческому рассказыванию  по картине рекомендуется проводить  начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета  необходимо учитывать количество  нарисованных объектов: чем младше  дети, тем меньше объектов должно  быть изображено на картине.

3. После первой игры  картина оставляется в группе  на все время занятий с ней  (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться  с подгруппой или индивидуально.  При этом не обязательно, чтобы  все дети прошли через каждую  игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать  как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать  развернутый рассказ дошкольника,  построенный им самостоятельно  с помощью усвоенных приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Анализируя литературу, можно сделать следующие выводы:

1. Связная речь –  это такая речь, которая отражает  все существенные стороны своего  предметного содержания. Речь может  быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи  не осознаны и не представлены  в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В лингвистической и  психологической литературе диалогическая  и монологическая речь рассматриваются  в плане их противопоставления. Они  отличаются по своей коммуникативной  направленности, лингвистической и психологической природе.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием  мышления и связано с усложнением  детской деятельности и формами  общения с окружающими людьми.

2. Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов.

Правильное, адекватное восприятие карины является частью эстетического восприятия ребенка.

Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, также имеет свои особенности:

- Восприятие образов  в искусстве органично сплетено  с впечатлениями и наблюдениями  в действительности.

- Дети старшего дошкольного  возраста способны это выразить  в суждениях о произведении в целом.

- Дети легко узнают  изображаемое и его классифицируют.

- В высказываниях детей  появляются сравнения изображаемого  с виденным в жизни.

Изучавшие вопросы восприятия картины, характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины.

Художественные картины  бывают таких типов:

    • Предметные картины
    • Сюжетные картины
    • Пейзажные картины
    • Натюрморт

Таким образом, анализ педагогической и искусствоведческой литературы позволил охарактеризовать процесс восприятия, его типы, процесс художественного восприятия, этапы восприятия картин, привести примеры типов картин, которые доступны для восприятия детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1. Цель методики и анализ результатов констатирующего эксперимента

Цель: отобрать диагностические  методики для выявления особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста, умение составлять рассказ.

Задачи:

  1. Отобрать диагностические методики.
  2. Провести диагностическое обследование.
  3. Проанализировать результаты диагностики.

Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по сюжетной картине