Обучение аудированию на среднем этапе в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие аудирования как вид речевой деятельности;
проанализировать теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
определить алгоритм работы по обучению аудированию на среднем этапе обучения английскому языку;
рассмотреть принципы отбора и использования видеоматериалов в учебном процессе по иностранному языку;
разработать план урока с использованием видеофильма.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 98.45 Кб (Скачать)

     На  данном этапе на сознательном уровне формируется алгоритм программы построения собственного монологического или диалогического высказывания.

     Далее учебная деятельность организуется в рамках репродуктивного этапа, который предполагает тренировку учащихся в рамках условно-речевых упражнений. Содержательная сторона комплекса упражнений представлена заданиями на пересказ текста, его расширение, частичное изменение монологов и диалогов с соблюдением их структуры и основных характеристик.

     В рамках репродуктивного этапа видеоматериалы функционируют в качестве содержательной опоры, следовательно, учебные действия обучаемых опираются на содержательную сторону информации, представленной видеоматериалами. Упражнения описываемого этапа могут иметь следующие  установки:

  • посмотрите и скажите, чем начинается эпизод, о чем повествует, и чем он оканчивается;
  • перескажите сюжет от лица...;
  • воспроизведите диалоги из данного эпизода;
  • придумайте еще по две реплике к диалогам, прозвучавшим в видеофрагменте;
  • озвучьте видеофрагмент;
  • расскажите, о чем повествует видеофрагмент, изменив зачин (перенесите действие в другое время, место и т.д.).

     Известно, что видеоматериалы представляют собой  синтетическое единство аудио- и  видеодорожки. Как правило, большинство  упражнений строятся с опорой на обе  дорожки. Однако не менее эффективными являются упражнения, базирующиеся на использовании только видео-, либо только аудиодорожки. Например:

  • прослушайте и ответьте на вопросы;
  • прослушайте описание исторического места, которым является одна/из площадей Лондона; нарисуйте ее план; посмотрите видеофрагмент, сравните;
  • посмотрите без звука видеофрагмент; предположите, о чем разговаривают главные герои; посмотрите видеофрагмент; сравните;
  • прослушайте видеофрагмент; расскажите, о чем он повествует; предположите, кто является действующими лицами, сколько им лет; посмотрите видеофрагмент, сравните; и т. д.

     Продуктивный  этап работы является завершающей ступенью работы по формированию иноязычных навыков и умений. Целью данного этапа является обеспечение практики в общении. Следовательно, для названного этапа характерны упражнения, предполагающие неподготовленную речь, которая осуществляется в индивидуальном, парном и групповом режимах. В данной ситуации видеоматериалы выступают как смысловая опора и стимул к говорению. Содержательная сторона комплекса упражнений представлена комментированием событий, обсуждением проблем, драматизациями, ролевыми играми, дискуссиями и т. д.

     Упражнения  описываемого этапа могут иметь  следующие установки:

  • докажите, что главная героиня ...; для этого опишите ее внешность, охарактеризуйте ее поведение;
  • представьте, что вы – режиссер просмотренного видеоклипа; объясните идею несовпадения видеоряда со словами песни;
  • докажите, что главная героиня просмотренного видеоклипа является типичным/нетипичным представителем современного молодого поколения;
  • напишите рецензию на просмотренный видеоклип, раскройте «формулу» его успеха;
  • опишите социальный портрет покупателя, которому адресованы следующие рекламы;
  • просмотрев блок реклам, сделайте вывод, какой возрастной и тендерной категории покупателей данные рекламы адресованы, какие средства «воздействия» на потенциального покупателя использованы в каждой отдельной рекламе;
  • посмотрите фрагмент из художественного фильма; считаете ли вы, что главная героиня была права в данной ситуации; почему вы так полагаете; что бы сделали вы на месте главной героини; предположите, что с главными героями произойдет дальше; посмотрите, сравните;
  • посмотрите фрагмент из художественного фильма; сделайте вывод, какие черты национального характера проявились в речи и поведении главных героев, какие новые реалии вы узнали, о какой национальной традиции вы узнали больше; и т. д.

     Отметим, что наряду с предложенными упражнениями, опирающимися на одновременное функционирование аудио и видеоряда, образовательный  интерес представляют задания и  упражнения, в которых опора осуществлена только на видеодорожку или только на аудиодорожку. Названные задания  и упражнения могут сопровождаться следующими установками:

  • послушайте подборку спортивных новостей; напишите, о каких видах спорта повествует спортивный комментатор и в каком виде спорта установлен мировой рекорд;
  • послушайте фрагмент «ток-шоу»; предположите, какая проблема обсуждается его участниками, какой возрастной категории адресована эта телепрограмма;
  • посмотрите без звука фрагмент мультипликационного фильма; придумайте к нему звуковое сопровождение; разделите роли, озвучьте мультфильм; посмотрите мультфильм со звуком, сравните;
  • посмотрите и проанализируйте интерьер, в котором происходят события; как интерьер дома характеризует его хозяина; подтвердите свое высказывание примерами;
  • посмотрите и проанализируйте взгляды, мимику, жесты и поведение героев; каким образом это их характеризует; подтвердите свой ответ аргументами;
  • посмотрите (без звука) видеоряд подборки новостей; предположите, о новостях каких стран пойдет речь, какие события будут освещены; посмотрите, сравните. [8, 161]

     В заключение cледует подчеркнуть важность использования фильмов в учебном процессе при обучении аудированию звучащей речи. Во-первых, потому что экранные средства для современных детей являются обычными и любимыми, и встреча с ними на уроках английского языка доставляет им радость. Во-вторых, само использование указанного средства помогает учителю раскрывать свои творческие способности. В-третьих, использование экранных средств помогает учителю расширить номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое, что вызывает интерес у учащихся и даёт им импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно осуществлять коммуникативную направленность процесса обучения. 

     2.2. Разработка урока с использованием видеофильма.

     Опираясь  на вышеизложенные принципы обучения аудированию, требования к работе и предложенным упражнением, мы разработали план урока с использованием мультфильма “Gogo loves English”.

     Тема: The Present Continuous Tense

     Цели: 1) Обучение аудированию с опорой на наглядность на базе фильма.

     Задачи:

     1) Учить осознанно воспринимать информацию;

     2) Подражать аутентичным образцам устно-речевых высказываний;

     3) Использовать языковые средства и языковой материал, содержащиеся в видеофильме;

     4) Повторить пройденного материала прошлого урока (the Present Continuous Tense)

     Языковой  материал: Повторение грамматических форм Present Continuous и употребление модального глагола can.

     Лексические единицы: to cut the wood, hammer, to hit the nails, climb up the ladder.

     Оснащение урока: 1) Наличие видеомагнитофона и телевизора или компьютера в  классе и DVD диска с записью мультфильма «Gogo loves English»;

     2) Обеспечение методической разработкой  в количестве равном количеству  учащихся, включающей в себя упражнения  и задания по фильму;

     3) Картинки для повторения темы  Present Continuous;

     4) Учебник английского языка Кауфман  К.И, Кауфман К.Ю “Happy English.ru”, 5 класс

 

 

Этап урока Длительность (мин) Речь учителя Речь учащихся Примечания
1. Организационный момент 5 - Good morning, my dear children. I’m very glad to see you. 
 

- Sit down, please!

- How are you, Misha?

- And you, Lena?

- Who is on duty today?

- Who is absent today? 
 

-  What date is it today?  

-  What day of the week is it today?

- What season is it now?

- Is it cold today?  

- Very good!

- Good morning Good morning! Good morning to you! Good morning our teacher! We are glad to see you too! 

- I am fine, thanks!

- I am fine, thanks!

- I’m on duty today.

- … and … are absent today/ Everybody is present today.

- Today is the 19th of December.

- Today is Monday 

- It is winter

- Yes, it is. It is (very) cold today.

  No, it isn’t. It is not cold today.

 
2. Фонетическая зарядка 7 - Now, my dear children. Look at the pictures and try to guess what is happening on them.

- Look, what is the boy doing? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Good for you.

 
 
 
 
- The boy is thinking.

- The boy is opening the window.

- The boy is speaking with his friend.

- The boy is playing football with his friends.

- The boy is sleeping.

- The boy is listening to music.

- The boy is dancing on the street.

- The boy is reading a book.

- The boy is drawing funny faces.

- The boy is cooking food.

Режим P1-T-Cl
3. Речевая зарядка

а) Преддемонстрационный этап (Before Watching) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Физкультминутка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

b) Демонстрационныи этап (WhileWatching) 
 
 
 
 
 
 
 

c) Последемонстрационный этап (After Watching)

23

7-8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1-2 
 
 
 
 
 
 
 
 

5-6 
 
 
 
 
 
 
 
 

7-8

- Today we are going to watch a short cartoon “Gogo loves English”. Do you remember what is Gogo?

- Very nice. You are right. 
 
 
 

- Now, look at the board and read some word and phrases, that’ll appear in the film. Repeat after me.

To cut the wood (пилить дерево)

Hammer (молоток)

To hit the nails (забивать гвозди)

Climb up the ladder (подниматься по лестнице)

- Thank you. So, when you watch the cartoon, try to pay attention to some particular details, e.g. what are the names of the characters, how they are dressed.

- Stand up, please. Let’s remember our patter.

The Wicky, Wacky, Wocky Bird,

He sings a song that can not be heard,

He sings it high he sings it low,

He sings it fast he sings it slow,

He sings a song that can not be heard,

The Wicky, Wacky, Wocky Bird.

Sit down, please. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Did you like the film?

- What especially did you like?

- In the cartoon, are Tony and Jenny building a tree house?

- Does Gogo want to help them? 

- Is Tony cutting the wood or making the floor?

- Does Gogo help him to hit the nails?

- Is Jenny climbing up the ladder or the hill?

- Gogo likes white, doesn’t he?

- Now, try to remember the names of the characters.

- What are Tony, Jenny and Gogo doing?

- How do they build the house?

- What do they use while building?

- How do their tree house look like?

- Do Jeeby, Tappy and Pod want to build a tree house?

- Describe the main characters.

- Now, I’ll tell you some phrases, and you’ll tell me whether it is true or false (см. Ex.2)

- Well, that’s good. Now I’ll retell the cartoon. Listen to me attentively and then say whether everything was right.

- He is alien 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

To cut the wood. 

Hammer.

To hit the nails. 

Climb up the ladder. 
 
 
 
 
 
 
 
 

The Wicky, Wacky, Wocky Bird,

He sings a song that can not be heard,

He sings it high he sings it low,

He sings it fast he sings it slow,

He sings a song that can not be heard,

The Wicky, Wacky, Wocky Bird.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- Yes, we did 
 

- Yes, they are. They are building a tree house. 

- Yes, he does. He wants to help them to build the house.

- Tony is making the floor. 

- Yes, he does. He helps him to hit the nails.

- She is climbing up the ladder.

- No, he doesn’t. he likes pink and purple?

Этап психологической  подготовки обучаемых к восприятию видеоматериалов предназначен для  восстановления и обобщения знаний по проблемам темы уже имеющихся в памяти обучаемых. 

Режим: T- Cl – P1 – P2 – P3 -… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Демонстрация  видеофильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых. Обучаемые могут также делать записи в опорном конспекте к тексту фильма.

Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе – это проверка понимания учащимися содержания фрагмента и эффективности использования в процессе просмотра фильма предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма учащимися, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств.

4. Домашнее задание. 5 - Your hometask will be to retell the cartoon, using as many details as possible.    
5. Подведение итогов. 5 - Today you’ve done a good job. Well done! Everybody gets an excellent mark today.   Выставление оценок
 
 

 

     По  предложенному видеофильму, были разработаны  следующие упражнения. В зависимости от уровня учащихся можно использовать то или иное упражнение, в письменной либо в устной форме.

     Упражнения по фильму:

     Exercise 1.

     Answer the questions:

     1. What are the names of the main characters?

     2. What were Tony, Jenny and Gogo building?

     3. Did Tony cut the wood or make the floor?

     4. By what Tony heart himself?

     5. What was Jenny climbing up?

     6. What colours did Gogo use to paint the house?

     Exercise 2.

     Say whether the sentence is true or false.

  1. Tony, Jenny and Gogo are building a tree house.
  2. Tony is cutting the wood.
  3. Gogo is painting the house orange.
  4. Tony is making the floor.
  5. Gogo says that the house is very small.
  6. Jenny is climbing up the staircase.
  7. The hammer is hitting the nails.

     Exercise 3.

     Chose the right variant.

  1. Tony, Jenny, Gogo are building:
    • A garage
    • A tree house
    • A doghouse
  1. What is Jenny cutting?
    • Meat
    • The cake
    • The wood
  1. What is Tony using:
    • The hammer
    • The axe
    • The saw
  1. What colours does Gogo love?
    • White and black
    • Pink and purple
    • Yellow and red.
  1. What is Jenny climbing up?
    • The ladder
    • The tree
    • The mountains

     Esercise 4.

     Fill in the gaps.

     Gogo: What are you doing?

     Tony: We are building a ……..

     Gogo: Can I help?

     Tony: Yes, please, Gogo. You can help …...

     Gogo: What’s she doing?

     Tony: She’s …….

     Gogo: Stand back, please, Jenny.

     Jenny: Very good, Gogo. Thank you.

     Tony: Ouch!

     Jenny: That’s Tony. He’s using …….

     Gogo: What’s he doing?

     Jenny: He’s …….

     Gogo: Can I help you, Tony?

     Tony: Yes, you can. Look, Jenny. The hammer’s hitting the nails. Ah, Jenny is climbing up the ladder. She’s carrying ……. and …….

     Gogo: Oh, good! We can paint the house. What colour have you got, Jenny?

     Jenny: …...

     Gogo: Hm…

     Jenny: Gogo, that’s not white. It’s …...

     Gogo: I like pink.

     Jenny: Purple!

     Gogo: I like purple. This house is very small.

     Tony, Jenny: Oh, Gogo.

       Exercise 5.

     Tony and Jenny are building a bird house. Gogo arrives, he wants to help them. He asks them different questions. Tony is cutting the wood. Gogo uses magic, and does everything himself. Tony is making the floor. He is using a saw. The hammer is hitting the nails itself. Jenny wants to paint the house yellow, but Gogo paints it pink and white. Gogo thinks that house is not small.

     Этот видеофрагмент эффективен при изучении темы The Present Continuous Tense в различных учебниках.[1, 130; 2,51]

     Мы  просмотрели различные видеофильмы  из серии «Gogo loves English» и выделили из них несколько видеозаписей, которые могут быть использовании при изучении вышеуказанной темы (см. Приложение). Видеофрагменты облегчают восприятие  звучащей речи, что эффективно влияет на рабочую обстановку 
 
 

 

     

     Заключение 

     Установлено, что навыки аудирования вырабатываются более успешно, когда звуковые и зрительные каналы поступления информации используются во взаимодействии, что облегчает для учащихся восприятие звучащей речи и даёт возможность судить о сказанном полнее, чем при раздельном поступлении сообщений.

     Визуально-изобразительная  опора важна не только для смыслового понимания, но и для последующей  передачи содержания. Она разгружает память, способствует сегментированию  речевого потока, улучшает точность и  полноту понимания, поскольку "пропускная способность" слухового анализатора  во много раз меньше зрительного.

     Следует подчеркнуть важность использования  фильмов и видеофильмов в учебном  процессе при обучении аудированию звучащей речи. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, потому что экранные средства для современных детей являются обычными и любимыми, и встреча с ними на уроках английского языка доставляет им радость. Во-вторых, само использование указанного средства помогает учителю раскрывать свои творческие способности. В-третьих, использование экранных средств помогает учителю расширить номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое, что вызывает интерес у учащихся и даёт им импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно осуществлять коммуникативную направленность процесса обучения.

Информация о работе Обучение аудированию на среднем этапе в средней школе