Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие аудирования как вид речевой деятельности;
проанализировать теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
определить алгоритм работы по обучению аудированию на среднем этапе обучения английскому языку;
рассмотреть принципы отбора и использования видеоматериалов в учебном процессе по иностранному языку;
разработать план урока с использованием видеофильма.
Существует система упражнений, разработанная для обучения аудированию. Система упражнений в аудировании – это совокупность необходимых групп и видов упражнений, которые выполняются в определенной последовательности и достаточном количестве, чтобы сформировать навыки и умения аудирования. [20, 35]
1. Повторение иноязычной речи за диктором а) в паузу или б) синхронно на том же языке.
Это упражнение считается базовым. Оно развивает все четыре механизма аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текст, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить, их предварительно надо запомнить, а это – развитие памяти. Если часть услышанного учащиеся забыли, то это можно восполнить благодаря догадке, исходя из знания лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла, это – вероятностное прогнозирование. И наконец, собственно прогнозирование, а значит и артикулирование. Особенно эффективно тренируются все указанные механизмы при синхронном проговаривании.
2.
Упражнения на развитие
Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, т.е. с применением как печатного текста, так и иллюстраций к нему. Прекрасным примером подобного аудирования являются видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста.
Широко используется и направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
Оно может сопровождаться действием. Например, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, встать или как-то иначе среагировать на определенную информацию. Можно также предложить учащимся вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало или конец предложения и т.д.
3.
Упражнения на тренировку
На тренировку памяти можно предложить следующие упражнения.
4.
Упражнения на тренировку
Формирование
необходимых навыков
Можно сделать вывод, что работа с аудиотекстом принесет положительные результаты в том случае, если учитель будет делить работу с ним на этапы и тщательно подбирать задания к каждому этапу.
2.
Обучение аудированию
с опорой на видеоматериалы
2.1.
Использование видеофильмов
в процессе обучения
ИЯ в средней школе
Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, задача весьма сложная. Для решения этой задачи большое значение имеют аутентичные видеофильмы, аудио- и видеокурсы.
Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку базируется на одном из старейших и основных методических принципов – принципе наглядности. Восприятие и переработка информации воплощаются в форме слухо-зрительного синтеза, который лег в основу целого направления в методике преподавания иностранных языков и послужил базой для создания и разработки аудиолингвального и аудиовизуального методов преподавания иностранных языков.
В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов, которые предлагают классифицировать названные видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии:
1) по цели создания – специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адаптированные для учебных целей неучебные видеоматериалы; профессионально снятые по заказу учебного заведения видеоматериалы; самостоятельно снятые по своему сценарию видеоматериалы;
2) по жанру – видеоматериалы, представляющие собой художественный фильм, видеорекламы, мультфильмы, видеоклипы, блоки новостей, фрагменты ток-шоу, спортивные и исторические хроники, фрагменты документальных фильмов и т. д.;
3) по количеству охватываемых тем – ситуативно однотемные и ситуативно многотемные;
4) по способу производстваь – съемочные, перемонтажные;
5) по дидактическому назначению – инструктивные, иллюстративные, инструктивно-иллюстративные;
6)
по структуре и степени
7) по условиям использования видеоматериалов – материалы для работы под руководством преподавателя и материалы, предназначенные для самостоятельной работы обучаемых. [3, 20]
Работа с кинофрагментом должна определяться той методической задачей, которая ставится перед ним – служить средством развития навыков аудирования.
Работа с кинофрагментом состоит из следующих этапов:
Не
следует работать с учащимися
над теми незнакомыми словами
и словосочетаниями, которые могут
быть поняты ими из ситуативного контекста,
и не влияют на понимание сюжетной
линии кинофрагмента. С одной
стороны это развивает у
До начала демонстрации учителю следует выяснить, правильно ли учащиеся понимают название кинофрагмента. Очень важно, чтобы учитель сообщил, что могут встретиться слова, которые неизвестны учащимся. Учитель должен посоветовать им постараться догадаться о значении незнакомых слов и понять высказывания.
С самого начала кинофрагмент надо показать в классе не менее 2-х раз. Если учитель видит, что многие учащиеся не поняли значительную часть кинофрагмента, следует показать фрагмент с выключенным звуком, с тем, чтобы учитель сам прокомментировал его, но обязательно на английском языке, а потом показать фрагмент ещё раз.
Главная
задача, которая стоит перед учителем
на данном этапе, - это проверка понимания
учащимися содержания фрагмента. Здесь
можно порекомендовать
а) диалог учитель®ученик. Вопросы могут ставиться в таком порядке: общие, разделительные, альтернативные, специальные. Таким образом, сюжет фильма обозревается 3-4 раза;
б)
определение учащимися
в) пересказ учителем содержания кинофрагмента, в котором попадались бы фразы, не соответствующие сюжету фильма. Ученики, заметившие такие фразы, должны поднять руку, после чего учитель сам может дать правильный ответ.
Итак,
мы показали последовательность работы
над кинофрагментом. При просмотре
звукового фрагмента
Как свидетельствует практика, наиболее эффективно видеоматериалы могут быть использованы при обучении устной иноязычной речи. Рассмотрим, какова последовательность этапов работы с видеоматериалами, а также каково содержание названных этапов, если задачей методической деятельности является формирование умений устноречевого высказывания.
Обучение с опорой на видеоматериалы предполагает наличие пяти этапов работы:
1) подготовительного
2) рецептивного
3) аналитического
4) репродуктивного
5) продуктивного
Основная задача подготовительного этапа – снять трудности при восприятии видеоматериалов. Для реализации этой цели необходимо выполнить упражнения, которые предусматривают введение и тренировку новых лексических единиц, активизацию уже изученного лексико-грамматического материала. Названную тренировку следует организовать как в рамках языковых, так и условно-речевых упражнений. На подготовительном этапе целесообразны следующие установки:
Рецептивный этап работы включает в себя упражнения на восприятие, понимание и запоминание информации. С целью облегчить понимание и сконцентрировать внимание слушателей на важнейшей информации, передаваемой видеоматериалами, упражнения включают в себя ряд установок, организующих восприятие:
Следует
помнить, что при просмотре
Количество предъявлений зависит от этапа обучения, преследуемой цели обучения, а также степени сложности материала. При этом установка, предваряющая второй просмотр видеофрагмента, должна быть нацелена на более детальное понимание материала.
Далее следует аналитический этап работы, который ставит своей целью организацию учебной деятельности по осознанному овладению структурой монолога и диалога. В рамках данного этапа предполагается работа с письменным текстом, который представляет собой транскрипт просмотренной видеоинформации. Обращение к письменному тексту необходимо, так как: а) письменный текст предполагает неоднократное обращение к анализируемым материалам, б) разгружает кратковременную память, снимая необходимость объемного запоминания материала.
Комплекс упражнений описываемого этапа предполагает аналитическую деятельность, осуществляемую на двух уровнях:
Информация о работе Обучение аудированию на среднем этапе в средней школе