Обучение аудированию на среднем этапе в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие аудирования как вид речевой деятельности;
проанализировать теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
определить алгоритм работы по обучению аудированию на среднем этапе обучения английскому языку;
рассмотреть принципы отбора и использования видеоматериалов в учебном процессе по иностранному языку;
разработать план урока с использованием видеофильма.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 98.45 Кб (Скачать)

     Существует  система упражнений, разработанная  для обучения аудированию. Система упражнений в аудировании – это совокупность необходимых групп и видов упражнений, которые выполняются в определенной последовательности и достаточном количестве, чтобы сформировать навыки и умения аудирования. [20, 35]

     1. Повторение иноязычной речи за  диктором а) в паузу или б)  синхронно на том же языке.

     Это упражнение считается базовым. Оно  развивает все четыре механизма  аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текст, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить, их предварительно надо запомнить, а это – развитие памяти. Если часть услышанного учащиеся забыли, то это можно восполнить благодаря догадке, исходя из знания лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла, это – вероятностное прогнозирование. И наконец, собственно прогнозирование, а значит и артикулирование. Особенно эффективно тренируются все указанные механизмы при синхронном проговаривании.

     2. Упражнения на развитие речевого  слуха.

     Развивая  речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, т.е. с применением как печатного текста, так и иллюстраций к нему. Прекрасным примером подобного аудирования являются видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста.

     Широко  используется и направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.

     Оно может сопровождаться действием. Например, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, встать или как-то иначе среагировать на определенную информацию. Можно  также предложить учащимся вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало или конец предложения  и т.д.

     3. Упражнения на тренировку памяти.

     На  тренировку памяти можно предложить следующие упражнения.

  • Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы. Такое аудирование называют подготовленным аудированием.
  • Прослушать текст/сообщение, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.
  • Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности.
  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова.
  • Прослушать и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.

     4. Упражнения на тренировку вероятностного  прогнозирования.

  • Подобрать как можно больше определений к словам.
  • Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, наречиями или прилагательными.
  • В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания и перевести их.
  • Упражнения в логическом развитии замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.
  • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

     Формирование  необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке иностранного языка является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков.

     Можно сделать вывод, что работа с аудиотекстом принесет положительные результаты в том случае, если учитель будет делить работу с ним на этапы и тщательно подбирать задания к каждому этапу.

2. Обучение аудированию с опорой на видеоматериалы 

2.1. Использование видеофильмов в процессе обучения ИЯ в средней школе 

     Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном  языке, не находясь в стране изучаемого языка, задача весьма сложная. Для решения  этой задачи большое значение имеют  аутентичные видеофильмы, аудио- и видеокурсы.

     Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку базируется на одном из старейших  и основных методических принципов – принципе наглядности. Восприятие и переработка информации воплощаются в форме слухо-зрительного синтеза, который лег в основу целого направления в методике преподавания иностранных языков и послужил базой для создания и разработки аудиолингвального и аудиовизуального методов преподавания иностранных языков.

     В современной науке существуют разнообразные  типологии видеоматериалов, которые  предлагают классифицировать названные  видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии:

     1) по цели создания – специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адаптированные для учебных целей неучебные видеоматериалы; профессионально снятые по заказу учебного заведения видеоматериалы; самостоятельно снятые по своему сценарию видеоматериалы;

     2) по жанру – видеоматериалы, представляющие собой художественный фильм, видеорекламы, мультфильмы, видеоклипы, блоки новостей, фрагменты ток-шоу, спортивные и исторические хроники, фрагменты документальных фильмов и т. д.;

     3) по количеству охватываемых тем – ситуативно однотемные и ситуативно многотемные;

     4) по способу производстваь – съемочные, перемонтажные;

     5) по дидактическому назначению – инструктивные, иллюстративные, инструктивно-иллюстративные;

     6) по структуре и степени законченности – целостные и фрагментарные;

     7) по условиям использования видеоматериалов – материалы для работы под руководством преподавателя и материалы, предназначенные для самостоятельной работы обучаемых. [3, 20]

     Работа  с кинофрагментом должна определяться той методической задачей, которая  ставится перед ним – служить средством развития навыков аудирования.

     Работа  с кинофрагментом состоит из следующих  этапов:

  1. Работа с незнакомыми словами.

     Не  следует работать с учащимися  над теми незнакомыми словами  и словосочетаниями, которые могут  быть поняты ими из ситуативного контекста, и не влияют на понимание сюжетной линии кинофрагмента. С одной  стороны это развивает у учащихся языковую догадку, а с другой –  способствует преодолению боязни встречи  с незнакомыми словами в понятном контексте. Работа над новыми словами  должна проводиться на устной основе или на основе устного опережения, за 2-3 урока до демонстрации кинофрагмента, и она не должна занимать более 3-4 минут

  1. Вступительная беседа.

     До  начала демонстрации учителю следует  выяснить, правильно ли учащиеся понимают название кинофрагмента. Очень важно, чтобы учитель сообщил, что могут  встретиться слова, которые неизвестны учащимся. Учитель должен посоветовать им постараться догадаться о значении незнакомых слов и понять высказывания.

  1. Просмотр кинофрагмента.

     С самого начала кинофрагмент надо показать в классе не менее 2-х раз. Если учитель  видит, что многие учащиеся не поняли значительную часть кинофрагмента, следует показать фрагмент с выключенным звуком, с тем, чтобы учитель сам прокомментировал его, но обязательно на английском языке, а потом показать фрагмент ещё раз.

  1. Проверка понимания кинофрагмента.

     Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания  учащимися содержания фрагмента. Здесь  можно порекомендовать следующие  приёмы работы:

     а) диалог учитель®ученик. Вопросы могут ставиться в таком порядке: общие, разделительные, альтернативные, специальные. Таким образом, сюжет фильма обозревается 3-4 раза;

     б) определение учащимися соответствует  ли то или иное утверждение учителя  сюжету фильма;

     в) пересказ учителем содержания кинофрагмента, в котором попадались бы фразы, не соответствующие сюжету фильма. Ученики, заметившие такие фразы, должны поднять  руку, после чего учитель сам может  дать правильный ответ.

     Итак, мы показали последовательность работы над кинофрагментом. При просмотре  звукового фрагмента аудирование выступает в качестве цели обучения.

     Как свидетельствует практика, наиболее эффективно видеоматериалы могут быть использованы при обучении устной иноязычной речи. Рассмотрим, какова последовательность этапов работы с видеоматериалами, а также каково содержание названных  этапов, если задачей методической деятельности является формирование умений устноречевого высказывания.

     Обучение  с опорой на видеоматериалы предполагает наличие пяти этапов работы:

     1) подготовительного

     2) рецептивного

     3) аналитического

     4) репродуктивного

     5) продуктивного

     Основная  задача подготовительного этапаснять трудности при восприятии видеоматериалов. Для реализации этой цели необходимо выполнить упражнения, которые предусматривают введение и тренировку новых лексических единиц, активизацию уже изученного лексико-грамматического материала. Названную тренировку следует организовать как в рамках языковых, так и условно-речевых упражнений. На подготовительном этапе целесообразны следующие установки:

  • прочитайте и запомните словосочетания; заполните пропуски в предложениях, используя данные словосочетания;
  • раскройте скобки, поставив глагол в необходимую видо-временную форму;
  • опишите в 3-4 предложениях ситуацию, изображенную на картинке, употребляя новые словосочетания;
  • придумайте продолжение ситуаций, начинающихся со следующих предложений, употребите в них данные в скобках словосочетания;
  • к приведенному ниже диалогу добавьте 3-4 предложения, употребив новые словосочетания;
  • объедините данные ниже словосочетания в один мини-рассказ, назовите его.

     Рецептивный этап работы включает в себя упражнения на восприятие, понимание и запоминание информации. С целью облегчить понимание и сконцентрировать внимание слушателей на важнейшей информации, передаваемой видеоматериалами, упражнения включают в себя ряд установок, организующих восприятие:

  • посмотрите и ответьте на следующие вопросы;
  • посмотрите и скажите, о чем повествует видеофрагмент (4-5 предложений);
  • посмотрите, согласитесь или не согласитесь со следующими высказываниями;
  • посмотрите и организуйте следующие предложения в порядке их следования в видеофрагменте;
  • посмотрите и соедините стрелками начало и конец предложений, чтобы получилось мини-повествование об увиденных событиях;
  • расскажите «по цепочке» сюжет увиденного;
  • закончите нижеследующие предложения (ориентируйтесь на увиденный видеофрагмент и т. д.).

     Следует помнить, что при просмотре видеоматериалов  допустима двухразовая, и в редких случаях – трехразовая презентация видеофрагмента.

     Количество  предъявлений зависит от этапа обучения, преследуемой цели обучения, а также  степени сложности материала. При  этом установка, предваряющая второй просмотр видеофрагмента, должна быть нацелена на более детальное понимание  материала.

     Далее следует аналитический этап работы, который ставит своей целью организацию учебной деятельности по осознанному овладению структурой монолога и диалога. В рамках данного этапа предполагается работа с письменным текстом, который представляет собой транскрипт просмотренной видеоинформации. Обращение к письменному тексту необходимо, так как: а) письменный текст предполагает неоднократное обращение к анализируемым материалам, б) разгружает кратковременную память, снимая необходимость объемного запоминания материала.

     Комплекс  упражнений описываемого этапа предполагает аналитическую деятельность, осуществляемую на двух уровнях:

  • анализ структуры монологического или диалогического высказывания;
  • анализ структурно-семантических компонентов, характерных для конкретного вида монолога (описания, повествования и рассуждения) и диалога (диалога-расспроса, диалога-поддержки мнения, диалога-убеждения и т.д.).

Информация о работе Обучение аудированию на среднем этапе в средней школе