Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, дипломная работа
Гипотеза: эффективными условиями обогащения активного словаря младших школьников как фактора предупреждения лексических ошибок являются:
- опора на основные теоретические положения базовых научных дисциплин.
- расширение содержания обучения засчет обогащения активного словаря младших школьников омонимами, синонимами, антонимами, паронимами.
- организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при создании локально методической системы.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников…………………………………………………………….7
Лингвистическая основа предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников ……………………………………………………7
1.2.Классификация лексических ошибок……………….......................16
Глава 2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………….…...……………………….....26
2.1. Задачи и содержание работы над расширением активного лексического запаса как одного из главных направлений развития речи младших школьников………………………………………………………………………..26
2.2.1.Методические основы расширения активного лексического запаса младших школьников…………………………………………………………….36
2.2.2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………………………………………………………..44
2.3 Выявление уровня сформированности у младших школьников умения правильно употреблять слова по значению и стилистической принадлежности….……………………………………………………………..........57
Глава 3. Перспективы совершенствования методики обогащения активного словаря младших школьников семонимическими разрядами лексики……………………………………………………………………….…...62
3.1. Опыт построения и проверки локально-методической системы, направленной на совершенствование методики обогащения активного лексического запаса младших школьников …………………………….………62
3.2. Итого педагогического эксперимента ……………………………….88
Заключение…………………………………………………………...………..95
Литература…………………………………………………………………99
Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной действительности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не только для расширения словаря, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий, поскольку каждая грамматическая категория представляет собой единство лексической и грамматической сторон.
Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения не допускать лексических ошибок в речи, которые возникают при использовании различных слов русского языка.
2.2.2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников
В связи с тем, что проблема предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников является недостаточно разработанной, над ней работают как известные методисты, так и практикующие учителя общеобразовательных школ, и педагоги вузов и ссузов. Их опыт публикуется в журнале «Начальная школа», «Русский язык в школе».
При изучении передового педагогического опыта наша задача заключалась в том, чтобы найти задания и упражнения, которые предлагаются педагогами для совершенствования методики предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников.
Рассмотрим некоторые статьи, касающиеся нашей темы.
Е.В. Бунеева в статье «Словарно – стилистическая работа на уроках развития речи», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» отмечает, что умение точно и целесообразно отбирать языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания является одним из компонентов культуры речи учащихся. Формированию этого умения во многом способствует систематическая словарно- стилистическая работа, т.е работа со стилистически окрашенной лексикой, и прежде всего с различными группами лексических синонимов.
Учащиеся уже познакомились с некоторыми понятиями из области лексической стилистики: стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика, разговорная лексика, стилистически нейтральные и разговорные синонимы. На уроке посвященном повторению изученного о стилях речи и знакомству с официально деловым стилем, вводится понятие книжной лексики и слов официально делового стиля как его разновидности. В процессе беседы учащиеся вспоминают теоретические сведения о стилистике слова. Далее учитель знакомит учащихся с новым для них стилем речи- официально- деловым. На наш взгляд целесообразно провести это ознакомление на основе сопоставления двух текстов: